Андрей Геращенко: Белоруссия на стыке миров

« Назад

Андрей Геращенко: Белоруссия на стыке миров 04.06.2015 14:55

Каждый, кто бывал в Белоруссии, обращал, видимо, внимание на то, что помимо классической православной архитектуры среди православных храмов Белоруссии можно встретить и типичную готику или барокко, которые мы привыкли ассоциировать скорее с католическими культовыми сооружениями Европы. Иногда туристы бывают основательно озадачены, когда типичный издали костёл оказывается на поверку православным храмом. Для Белоруссии же вполне типичными и обычными являются соборы и церкви с двуглавым фасадом, когда к храму примыкают или чаще встраиваются в него две колокольни, а не одна. Такое смешение стилей напрямую связано с историческими событиями, происходившими на территории Белоруссии и тем фактом, что здесь всегда сталкивались интересы православия и католичества. Храмы порой переходили от одной конфессии к другой и обратно, перестраивались, и в итоге возникала причудливая архитектурная храмово-культовая эклектичность. Такие примеры встречаются по всей Белоруссии, но наиболее выражены они в Витебской и Брестской областях, немного меньше – в Минской, и достаточно слабо в Гомельской, Могилёвской и Брестской областях. Причём, если в Гомельской и Могилёвской областях позиции католичества всегда была слабыми, то в Гродненской области, наоборот, весьма сильными, поэтому там таких переходов «из рук в руки» было немного.

Белорусские города и деревни интересны и другой особенностью – почти везде присутствуют и церкви, и костёлы. В небольших городах и многих деревнях они практически соседствуют, а в Глубоком (районный центр на западе Витебской области) и вовсе друг напротив друга расположены мало отличающиеся издали костёл и церковь.

0_6501e_910df7a6_orig
Вообще же на территории Белоруссии достаточно причудливым образом переплелись элементы православия, католицизма, униатства, мусульманства, иудаизма и даже язычества.

Наиболее древними культовыми сооружениями были языческие капища – на специальных площадках, обнесённых частоколом и серпообразными рвами устанавливали кумиров (иначе - идолов). Во рвах разжигали огонь во время отправления культовых обрядов. К этому же периоду относится и массовое использование камней, на которых выбивали рисунки, делали специальные углубления для обрядов. С крещением Руси чудесная вера в силу камней трансформировалась в красивые легенды о каменных крестах, которые сами плыли по рекам и, выплыв на берег, могли указывать место строительства храма.

Поначалу белорусские земли было сугубо православными. Самым мощным городом был Полоцк. Именно в нём знаменитым князем Всеславом Чародеем был построен храм, который стал символом белорусского православия. В XI веке по примеру Киева и Новгорода был заложен, а затем построен полоцкий Софийский собор. В центре располагался главный барабан, увенчанный куполом. По сторонам – ещё четыре таких же сооружения, но поменьше. Было также три вспомогательных купола. Всего – семь куполов. 

Для сравнения у киевского Софийского собора было 13 куполов, у новгородского - 5. Ряды камней сменяла кирпичная кладка, устроенная особым способом, схожая с византийской и ранее применявшаяся и в Киеве – одни ряды плинфы (тонкого плоского кирпича) выходили наружу, а другие были углублены. Эти углубления затем замазывали цемянкой – смесью извести и толчёного кирпича. В результате получались прочные стены с каменными вкраплениями, которые к тому же издали играли на солнце, придавая храму красивый бело-красно-розовый цвет. В чисто архитектурном плане это был, безусловно, византийский стиль, но, в отличие от киевского храма, прослеживались элементы храмовой архитектуры Балкан. Это была настоящая жемчужина древнего зодчества, во многом определившая пути дальнейшего развития православной архитектуры во многих городах Руси. Но, как и царьградскую Софию, полоцкий Софийский собор ожидала непростая судьба. Он переходил в руки униатов, взрывался, перестраивался и сегодня представляет собой музей. Снаружи храм выполнен в стиле барокко, имеет фронтон из двух колоколен, внутренне убранство составляют деревянные скульптуры. В соборе установлен орган. Так, волею непростой судьбы, древнейший православный храм Белоруссии представляет собой музей с совсем неправославным убранством.

Софийский собор в Полоцке. Современный вид
На основе опыта по строительству Софийского собора возникла самобытная Полоцкая архитектурная школа. Её мастерами построены Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцком Спасо-Евфросиньевском женском монастыре и Благовещенская церковь в Витебске. На территории Белоруссии сформировалась также и Гродненская школа.

Эти школы представляли древнерусское крестово-купольное направление в строительстве храмов.
Значительные изменения в православной архитектуре произошли после вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского. При сохранении крестово-купольного строительства всё больше чувствуется влияние готики и ренессанса. Начинают возводиться базилики. Это напрямую связано с теми изменениями, которые начинают происходить на западнорусских землях. Старинные княжеские и боярские роды пока придерживаются православия, но под влиянием господствовавшей католической литовской аристократии всё больше стремятся даже при построении культовых сооружений в своих землях соответствовать новым модным архитектурным европейским традициям.

Ещё больше этот процесс получает развитие после подписания унии между Литвой и Польшей. В 1413 году в Городле (замке на Западном Буге) произошёл съезд феодалов Польши и княжества Литовского. Княжество было представлено исключительно католиками. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты. Витовту был обещан королевский титул, а княжество должно было стать полноправным королевством, как и польская корона. Православные феодалы княжества остались ни с чем. С Городельского сейма в Великом княжестве Литовском и Русском постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. До 1413 года устройство княжества было похоже на русское: под великим князем правили удельные, вокруг них группировалась дружина, города имели вечевое устройство, крестьянство свободно передвигалось. С введением польских порядков, с 1413 года, в Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество и польские нравы.

Между тем православная знать не скрывает своего недовольства. Вспыхивает целая череда религиозных войн, где православные пытаются отстоять свои древние права. Великое княжество Литовское и Русское раскалывается на свои составные части. Католическая этническая Литва признала власть Сигизмунда, а Русь поддержала Свидригайло. В Полоцке собираются влиятельные русские (белорусские) князья и объявляется о создании Великого княжества Русского, во главе которого утверждается Свидригайло. Решающее сражение произошло 1 сентября 1435 года у замка Вилькомир (ныне Литва). Войска Свидригайло в упорном сражении понесли тяжёлое поражение, во время которого погиб цвет русского княжества - мстиславский князь Ярослав Семенович, киевский князь Михаил Семенович Болобан, князь Даниил Семенович Гольшанский, князь из тверской земли Ярослав Александрович и князь Михаил Вяземский. 42 князя попали в плен. В сражении погиб и ливонский магистр Франк Керскорф (Ливонский орден воевал на стороне русских). Это было жестокое поражение, по своим тяжелейшим последствиям сродни трагической битве на Калке 1223 года, после которой последовало нашествие Батыя и разгром Восточной и Южной Руси и установление на два с половиной столетия ордынского ига. После катастрофы под Вилькомиром военные силы Великого княжества Русского оказались сильно подорванными. Фактически, Полоцкое княжество утратило всякую надежду восстать из пепла и стало беззащитным перед дальнейшей польско-литовской католической экспансией.

Именно то грозное время и породило совершенно особенный архитектурный стиль. Поскольку нападения врагов можно было ожидать в любое время, даже культовые сооружения стали приобретать черты небольших замков и крепостей. По-сути, это и были маленькие крепости замки, выполнявшие одновременно и функцию церквей в относительно мирное время. В этих церквях-крепостях чувствовалось сильное влияние готики и ренессанса. Наиболее знаменитыми, дошедшими до наших дней почти в первоначальном виде стали церкви в Сынковичах и Мурованке Зельвенского и Щучинского района Гродненской области соответственно. 

Католики также активно строили четырёхбашенные и безбашенные костёлы, также имевшие все атрибуты крепостей, испытывающие сильное влияние центральноевропейской архитектуры и положившие основу собственно белорусской готике.

Начиная с XVI века усиливаются позиции протестантизма. Многие древние православные дворянские роды переходят в протестантизм, надеясь так сохранить свою независимость от католических Варшавы и Вильно. Начинается активное строительство так называемых «кальвинистских соборов». Они отличались и от православных и от католических храмов, хотя чисто в оборонном отношении были ближе к первым.

Следующим важным этапом развития храмовой архитектуры в Белоруссии стала эпоха обострения межрелигиозных противоречий в Речи Посполитой в первой половин XVII века. Большинство православных храмов было или закрыто или передано униатам (части бывших православных, которые, сохранив в значительной степени православную обрядовость, заключили унию с католиками и признали власть римского папы). В итоге в 1648 году началось знаменитое восстание Богдана Хмельницкого, переросшее впоследствии в полномасштабную гражданскую войну в Речи Посполитой, а затем и войну Речи Посполитой с Россией. Левобережная Украина в итоге отошла к России, а правобережная и Белоруссия остались под властью Речи Посполитой. Всё это в итоге привело к тому, что на первый план вышли не открытые межконфессиональные противостояния (хотя и они периодически продолжались), а соперничество при строительстве храмов – каждая из конфессий стремилась возвести наиболее красивые и величественные культовые сооружения. В это период храмы активно строятся в стиле барокко. Позднее барокко получило название «виленского» от Вильно – столицы Великого княжества Литовского. В этом стиле построен был костёл католического Базилианского монастыря и униатская Воскресенская церковь в Витебске (ныне оба храма восстановлены на старых фундаментах и являются православными), перестроен униатами уже упоминавшийся Софийский собор в Полоцке, католические костёлы в Глубоком (один из них ныне – православный храм, а другой – католический) и большинство других известных храмов, составляющих сегодня основу архитектурного исторического наследия Белоруссии.

Но православные, не имея таких средств, предпочитали в основном строить небольшие крестово-купольные церкви из камня или дерева либо безкупольные базилики. 

В XVII-XVIII в белорусских городах всё большую роль начинают играть еврейские сообщества, составляющие часто половину или даже большинство населения. Еврейские купцы и ростовщики, представляющие собой спаянные общины, постепенно богатели и теперь могли финансировать строительство иудейских храмов. Строили как каменные синагоги (в Пинске, Новогрудке, Столине), так и деревянные (в Гродно и других местах).

В Минской и Гродненской областях в местах компактного проживания татар строились также и молитвенные дома для мусульман и мечети.

Впрочем, до самого воссоединения Белоруссии с Российской империей католики всячески стремились сохранить свои привилегии, поэтому в белорусских городах и сёлах преобладали католические и униатские храмы. В 1772 года, 1793 и 1795 годах Россия, Пруссия и Австрия разделили между собой земли Речи Посполитой, которая переживала глубокий упадок. После резкого ослабления унии и восстановления позиций православной церкви, что только усугубилось после ряда неудачных восстаний шляхты в попытках восстановить Речь Посполитую встал вопрос о возвращении и передачи большинству православного населения белорусских земель ряда костёлов и униатских церквей. Это был акт исторической справедливости – столетиями православные, составляя большинство населения Белоруссии, испытывали гнёт со стороны католических властей Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. Между тем канонические требования всё же отличались для католических, униатских или православных храмов. С целью решить эту проблему, а также определить пути дальнейшего строительства православных храмов в Белоруссии Синодом Русской Православной церкви в Белоруссию направлялись архитекторы. Именно этой работе мы и обязаны во многом тому удивительному сочетанию православной и католической храмовой архитектуре, которую сегодня можно наблюдать в Белоруссии.

В последующий период православные придерживались зачастую византийского стиля (Крестовоздвиженский собор Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке), а католики часто строили в неоготическом стиле (например, расположенный на площади Независимости в Минске знаменитый Костёл святых Симеона и Елены, более известный, как Красный костёл). 

Вековое соперничество продолжилось, приняв другие формы.
Тяжёлая судьба ожидала культовые сооружения после революции в советский период. Особенно в тридцатые годы и хрущёвские времена. Величественные храмы разрушались, иногда просто взрывались до основания. В этом смысле особенно непоправимые потери понесли православные храмы, потому что католичесакие были сконцентрированы в большей степени в Западной Белоруссии, недоступной советской власти до 1939 года. К тому же взрывы и разрушения католических храмов вызывали более болезненную реакцию зарубежья и Ватикана. За православных заступаться было некому.

Поэтому уже после распада СССР православные начали восстановление почти всех наиболее значимых и величественных храмов, в основном возведённых в стиле барокко, строя наряду с этим много небольших каменных и иногда деревянных церквей в крестово-купольном исполнении. Католики же сосредоточились на строительстве большого количества новых храмов и восстановлении старых костёлов преимущественно на востоке Белоруссии. Зачастую костёлы возводятся в районных центрах на востоке даже там, где всего пару десятков прихожан-католиков. В результате по количеству храмов и священников относительно своей численности католическая община превосходит православную, если принимать во внимание, что примерное отношение числа католиков к числу православных в Белоруссии составляет примерно 1 к 5. 

414 ксендзов (все данные относятся к 2010 году) и 462 костёла приходится на примерно 1,4 млн. католиков, а 1546 православных священников и 1315 православных храмов приходится на соответственно около 7 млн. православных верующих. Гродненская область при этом является особым регионом. Там на 188 ксендзов приходится 209 священников, а на 226 костёлов – 227 церквей. Возрастающее влияние католической общины приводит и к её большему участию во внутри и внешнеполитической жизни Белоруссии. Активно прорабатывается вопрос о подписании конкордата – полномасштабного договора между католической церковью и Республикой Беларусь.

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru