«БЕЛАРУСКАМОЎНЫ ЛІЦЭЙ» ИЛИ ПОЛЬСКИЕ КУРСЫ?

« Назад

«БЕЛАРУСКАМОЎНЫ ЛІЦЭЙ» ИЛИ ПОЛЬСКИЕ КУРСЫ? 22.01.2020 18:52

На этой неделе TUT.BY порадовал статьей о том, как в «колосовском лицее» при свете лучины изучали белорусский язык, прячась от режима по подвалам и коттеджам.

В статье много чуши, в которую поверят разве что иностранцы – например, о том, что в Беларуси запрещали белорусский язык, учили белорусскую литературу по русским учебникам (таковых не было), «уничтожали белорусские книги» и так далее.

Историю самого заведения TUT.BY изложил очень подробно, добавив пафоса и драматизма. А мы посмотрим, что там происходит сейчас.

Вот характерный репортаж «Радио Свобода» (2019) из офиса ТБМ, которое возглавляет уже бывший депутат Елена Анисим. Оказалось, что «лицей» делит с ними помещение.

Вот как журналист описывает встречу с одной из лицеисток:

«Да ТБМ падыходзіць дзяўчына-падлетак. Торгае ручку і застаецца чакаць адкрыцьця. Вырашаю пазнаёміцца з маладой аматаркай беларушчыны:

— Добры дзень.

— Добрый.

— Вы на сядзібу ТБМ прыйшлі?

— На курсы.

— Беларускай мовы?

— На курсы в польский лицей.

— У польскі ліцэй?

— Да. Они в 16 часов начинаются. Я пришла пораньше, хотела подождать тут».

Как видим, девушка отвечает журналисту по-русски. А далее следует беседа уже с сотрудницей ТБМ. Та сообщает журналисту:

– Так і сказала, што на курсы ў польскі ліцэй прыйшла? Гэта яны так гэты, падпольны ліцэй называюць. Вучацца тут, а потым паступаюць усе ў Польшчу.

Как видим, ученики называют эту колыбель беларушчыны «польскими курсами» и «польским лицеем», хотя проходят эти курсы почему-то на территории «Общества белорусского языка». Почти анекдот.

Первая ступенька для «Калиновки»

Учат там вроде бы обычным предметам. Но почему тогда лицей называют «польским»?

Дело в том, что ранее существовало три способа попасть на программу Калиновского. Первый – быть родственником оппозиционного активиста/руководителя структуры; второй – иметь на руках документ об отчислении из белорусского вуза и рекомендацию от оппозиционной организации. Просто по одной рекомендации перестали брать, потому что было слишком много «примазавшихся».

И, наконец, самым надежным способом было отучиться в «колосовском лицее». Школьников брали на программу для «политзаключенных» автоматически, т.е. они могли поступить без экзаменов в любой польский вуз по выбору, получать стипендию от польского правительства и бесплатно год изучать польский язык на т.н. «зерувке» – «нулевке», подготовительных курсах в Гданьске.

Правда, революционеров из них не получалось, а получались в основном граждане Польши, которые либо встраивались в польскую экономику, а затем получали польское гражданство и уезжали в более благоприятные страны Евросоюза, либо работали на оппозиционных сайтах. Часть вернулась в Беларусь и ни в каких политических проектах не участвовала, часть не уезжала вообще.

Занималась, кстати, программой Калиновского супруга бывшего кандидата Милинкевича Инна Кулей, которую я имел счастье лицезреть на одном мероприятии с поборником болонской системы Владимиром Дунаевым. Хотя, казалось бы, что общего может иметь критика белорусской системы образования и продвижение польских программ? Ан нет, все на поверхности.

При свете лучины

«Еврорадио» сообщает, что занятия лицея проводились то в обычной квартире, то в подвале костёла, то в коттедже в пригороде. Поступить в лицей можно с 8-го класса — на первый курс, предварительно пройдя собеседование.

Вот что рассказывала «Наша нива» в 2011 году об учебном процессе:

«Дети занимаются как в Беларуси, так и выезжают на сессии за границу. Официально считается, что они находятся на домашнем обучении. В выпускных классах дети сдавали все предметы экстерном».

Однако потом вмешалось злое лукашенковское государство:

«С 1 сентября 2011 года вступит в силу новый образовательный кодекс. В соответствии с ним, теперь разрешение на домашнее образование для ребенка родители должны получать у директора ближайшем школы. Ранее в Беларуси, как и во всем мире, это решали сами родители.

Преподаватели обеспокоены тем, что в ближайшее время на домашнее образование могут быть наложены ограничения. И из-за этого происходит регистрация учебного заведения в Гданьске».

Напомним, что и тогда, и сейчас домашнее обучение разрешалось только по медицинским показаниям. Реально же эта лазейка использовалась для работы нелегальных учреждений, а ребенок, который должен был находиться дома, находился непонятно где. Тем не менее, лицей зарегистрировали в Польше.

«Наша нива» сообщает, что «теперь дети смогут получать полноценные польские аттестаты о среднем образовании. Причем это не должно помешать продолжить образование на родине: в белорусский вуз с польским аттестатом поступать можно».

Т.е. получается на словах лицей подпольный, но после него можно легально учиться в вузах Беларуси.

Лицей как инструмент для эмиграции

Руководство не скрывает, что, несмотря на декларируемый национализм, выпускники почему-то оказываются от родной зямельки все дальше.

Вот что говорит сам Владимир Колос:

«Конечно, жаль, что большинство уезжают из Беларуси, но это уже не наша проблема. В Беларуси для них сейчас нет применения. Но, будем надеяться, что ситуация поменяется, они вернутся, и международный опыт пригодится здесь».

Международный опыт чего? Обучения детей в коттедже?

А вот что рассказывает Франциск Вечерко, сын бывшего руководителя БНФ Валентина Вечерко:

«Мы все выпустились и разъехались по разным частям Беларуси, Европы, мира, пошли в разные сферы — пиар, рекламу, активизм, международную деятельность. Мы создали вокруг себя маленькие микролицеи.

Теперь по всему миру есть неформальная секретная сеть выпускников лицея, у которых есть общие темы, разговоры, ценности, мы все говорим по-белорусски. У нас у всех есть ответственность за страну».

Примерно так на западе работает система частных закрытых школ. Их смысл – не в том, чтобы сдирать деньги с родителей руками репетиторов и называть это «элитным образованием», как у нас, а в том, чтобы собирать детей правительства и бизнес-кругов в одном закрытом заведении, после которого они сохраняют неформальные связи на протяжении всей жизни. На западе это основной механизм воспроизводства элиты, которому уже несколько столетий.

Ценник, который ставят частные школы – это своего рода фильтр, который отсекает детей не из их круга.

А что у нас? Комнаты коттеджа переделаны под учебные классы, в кухне располагается учительская, в подвале – кабинет биологии.

Но сотрудница лицея не грустит:

«Я довольна тем, что здесь свободна в своей творческой работе. Меня никто не проверяет тут, мы работаем так, как считаем нужным. Каждый контролирует сам себя. Поэтому здесь и атмосфера добрая и семейная».

Как видим, для того, чтобы в образовании все стало хорошо, надо всего лишь отменить контроль и проверки. И любить белорусский язык.

При этом никто особо не скрывает, что данный лицей – политический инструмент. Например, ему целиком посвящен фильм «Партызанская школа», снятый на польском языке с английскими субтитрами, видимо, исключительно для защиты белорусского языка. Второй фильм про лицей называется «Урок белорусской мовы» и признан в Беларуси экстремистским. В нем рассказывает о подготовке молодежных активистов к первой «площади» в 2006 году.

Как видим, коттеджа с подвалом достаточно, чтобы подготовить для страны ценные кадры. В колосовском лицее, к примеру, учился Нехта – он же Степан Путило. Попал он туда как сын спортивного комментатора Александра Путило, который, как и сам Степан, работал на «Белсате».

Лицей, как правило, оканчивают дети тех оппозиционеров, которые в силу каких-то причин проживают в Беларуси. Но это отнюдь не самый престижный пласт. «Элита» сидит в Чехии, политэмигранты – в Польше, а в Беларуси остаются те, кто в силу необходимости должен руководить активистскими структурами. Они и составляют основной контингент белорусских «лідараў».

Что касается сути вопроса, то золотые годы лицея пришлись на то время, когда была повальная мода уезжать из страны.

К этому детей сознательно готовили родители. Пребывание в РБ рассматривалось как некий промежуточный период перед отбытием в США, Польшу, страны Евросоюза, Израиль и т.д. Дошло до того, что на рубеже 1990-х из Минска выехали целые классы столичных языковых спецшкол. И детей изначально отдавали в такую школу и учили английскому из расчета применения его за рубежом.

Опять же, в те далекие годы оппозиция не была неким успешным и могучим движением, как ее пытаются сегодня представить для молодежи и романтизировать. Для широких масс это был просто механизм эмиграции. Там, безусловно, было и идеологическое ядро, но массово в оппозиционные организации приходили, чтобы уехать или, в крайнем случае, сделать визу.

Если почитать, к примеру, мемуары Дубовца, посвященные «Майстроўне», то можно наглядно увидеть, как первоначальное диссидентское движение и клуб по интересам, разросшись до политической структуры, тут же развалилось из-за притока новых сомнительных членов.

В то время все националистические проекты очень пафосно начинались, а потом заканчивались банальным отъездом либо зарабатыванием денег. Большая часть эмиграции первой волны выехала в США, Чехию, многие – в Польшу.

В наши дни, когда все, кто мог, уехали, устроились и даже устроили детей, в той же «Калиновке» пропала необходимость. Вместо нее поляками применяются более эффективные инструменты. Например, имея «карту поляка», можно легально работать и учиться в Польше, чем не преминули воспользоваться наши украинские соседи. Мы уже писали о том, что из Украины в Польшу выехало на учебу более 34 тыс. украинских студентов, что составило более половины от всех выехавших на учебу в Польскую республику.

Белорусов же, по данным Юнеско, в Польше учится около 5 тысяч.

Поэтому, что бы ни пытались рассказать оппозиционные сайты к выборам, массового отъезда молодежи нет. А то, что есть, несоизмеримо с ситуацией 20 или даже 10 лет назад.

То, что в Минске якобы подавляется белорусский язык и его учат «подпольно» – такая же чушь для спонсоров. Например, в белорусской гимназии № 22 в Зеленом луге не смогли даже набрать одну из параллелей – просто нет желающих, классы пустуют. Идите и учитесь, кто вам мешает.

Поэтому нынешний «коласовский лицей» – это призрак девяностых годов, а отнюдь не кузница элитных белорусскоязычных кадров. В нем, по сути, отпала необходимость, потому что выехать за рубеж сейчас можно легко и без каких-либо политических посредников – например, поступить в польский вуз, имея карту поляка.

Поэтому лицей и называют сейчас «польскими курсами». По сути, там бесплатно учат польскому языку – и только. Но, по крайней мере, вещи стали называть своими именами.

Кроме того, нужно вспомнить, как в 1990-х годах БНФ требовал деполитизации вузов и школ – но, как видим, вместо этого они создали политическую программу Калиновского, политический лицей для «своих», обеспечили школьников визами и польскими аттестатами, а теперь планируют создавать политизированный «национальный университет». Т.е. получилось ровно наоборот – вот так оппозиция умеет реформировать образование.

Андрей Лазуткин


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru