Лев Криштапович: Белорусская история неотделима от общерусской истории.

« Назад

Лев Криштапович: Белорусская история неотделима от общерусской истории. 29.06.2015 13:05

Что такое история в философском смысле? История – это теоретический и практический разум народа. Ни государственность, ни национальные особенности ничего еще не говорят об истории в философском смысле. Государств, наций может быть много, а история, их объединяющая и оживотворяющая – одна. Это прекрасно объяснил крупнейший английский философ истории XX века А.Тойнби. В частности, он отмечал: «Действующие силы истории не являются национальными, но проистекают из более общих причин. Взятые в частном национальном проявлении, они не могут быть правильно поняты, и поэтому их должно рассматривать только в масштабах всего общества. Таким образом, английская история не прояснится до тех пор, пока она не будет рассмотрена в сопоставлении с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее»[1]. Это широкое сообщество, в которое входила Англия, он называет «Западом», «западным миром» или «западным обществом». Методологически неверно отождествлять историю народа с государственностью, суверенитетом и тому подобными понятиями.

Историю белорусского народа можно понять, когда она будет рассмотрена в контексте более широкого сообщества. Что Беларусь цивилизационно, ментально не входила в ареал «западного мира» – это общеисторическая констатация.  Беларусь  входила и входит в более широкое сообщество, которое мы имеем все основания обозначить понятием общерусская цивилизация, общерусский мир. Реальное пространственное и временное поле, на котором протекала жизнь белоруса, всегда было общерусским. «Белорусы во многом больше русские, чем великороссы. Можно сказать, что суть «белорусскости» – это общерусский патриотизм. Беларусь на сегодня – это освобожденная территория исторической России»[2].  Вот почему никто не сомневается, что наряду с западным миром существует отличный от него общерусский мир.

Но что такое общерусский мир? Общерусский мир – это цивилизационное, психологическое, историческое, культурное единение людей, этносов, наций, которые признают  Россию своей цивилизацией, а русский язык своим родным языком независимо от их этнического, расового, религиозного происхождения.

Фундаментальное влияние общерусской цивилизации на формирование белорусского национального характера – документально-источниковедческий факт и философско-историческая истина. Поэтому когда всевозможные квазиисторики из факта большего времени нахождения территории  современной Беларуси в составе ВКЛ и Речи Посполитой  пытаются вывести некую европейскость белорусов и тем самым противопоставить нас великорусскому народу, то они, как несмышленные школьники, просто  не понимают принципиального отличия политико-государственного признака от цивилизационно-ментального.  А ведь в вопросе этнической самоидентификации решающий критерий как раз принадлежит  цивилизационно- ментальному признаку.  Еще в середине XIX века белорусский этнограф Павел Шпилевский писал: «Есть на всей Руси большой край, который называется Белоруссией. Живут там люди белорусские родные братья людей  великорусских»[3] .В связи с этим важное значение имеет выяснение характерных признаков  национального самосознания белорусского народа.

Историческим этапом, зафиксировавшим основные признаки белорусского национального самосознания, является рубеж XVI-XVII веков, когда нашим предкам была насильственно навязана церковная уния. Церковная уния 1596 года имела определенную установку – упразднить православную веру и лишить древний русский народ  (так именовали себя в то время нынешние белорусы) своего этнического самосознания.  В своей речи в Сенате западнорусский князь Константин Острожский прямо обвинил польского короля Сигизмунда III в насильственном насаждении унии: «На веру православную наступаешь, на права наше, ломаешь вольности наше, и наконец на сумненье наше налегагшь: чим присягу свою ломаешь, и то што - кольвек еси для меня учинил, в нивошто остатнею ласкою своею оборочаешь…»[4].

Именно от этого времени  история Беларуси получает «по преимуществу народное направление»[5]. Почему народное направление? Потому что защита своего образа жизни, своей веры и культуры, своего языка исходила именно из среды самого народа,  то есть крестьянства и мещанства. Дело в том, что к этому времени западнорусская  шляхта уже денационализировалась, то есть ополячилась и окатоличилась.  Мелетий  Смотрицкий в своем известном «Фриносе», или «Плаче восточной церкви» (1610)  констатировал смерть знаменитых  древних русских родов ( Острожских, Соколинских, Вишневецких,  Чарторыйских,  Заславских),  погибших в полонизме, латинстве и иезуитизме.

Именно в этот период и выкристаллизовались те социально-философские принципы, которые сегодня лежат в фундаменте белорусской истории. Какие это принципы? Это принципы народности, трудового образа жизни, добродушия, братскости, союза с русским народом, миролюбия, отсутствия гонора.  И это понятно, так как только такие принципы отвечали сущности такого общества,  которое состояло из трудовых элементов – крестьянства и мещанства и в котором не было этнически своего высшего сословия. Такое общество по своему определению уже было обществом трудовым, народным, миролюбивым.  Поэтому вполне закономерно, что история Беларуси с этого времени приобретает характер народного направления как в своем содержании, так и в развитии.

Вот почему все историко-культурологические усилия лжеисториков, направленные на то, чтобы из аббревиатуры ВКЛ вывести некую белорусскую идентичность носят сугубо софистический характер. Даже больше. История ВКЛ в их изложении – это не реальная  история ВКЛ, а примитивная польско-шляетская  пропаганда, направленная на отрицание собственно белорусской истории.             

«Таким образом, абсолютно бесспорным является положение о том, что белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной, или иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации»[6].

Упорное насаждение в нашем Отечестве  польско-шляхетских идеалов, уже дискредитировавших себя на Белой Руси и Украине в ХVI – XVIII веках,  ничего хорошего  белорусскому народу не сулит.

Все  усилия ученых  в конечном итоге  будут бесплодны и бессмысленны до тех пор, пока из их поля зрения выпадают фундаментальные вопросы цивилизационной самоидентификации нашего народа. «Веками родство русских, украинцев и белорусов почиталось святыней. В его основе лежали общность происхождения, близость языков, места проживания, характера и исторических судеб».[7]

Белорус, как и великоросс, и украинец, по своей теоретической и практической жизни является русским человеком, а Беларусь, как Россия и Украина, составляет часть единой общерусской цивилизации. «Белорус, великоросс и украинец по своему миросозерцанию, практической жизни и культуре относится к особому культурно-историческому типу – славянской православной цивилизации».[8]

Чтобы нас признавали в современном мире, надо, прежде всего, беречь свою общерусскую историю. Отказываться от нее или подменять ее чужой – значит отказываться от своей идентичности, значит исчезнуть как народ, как нация. Отрицать принадлежность Беларуси к общерусскому миру – значит отрицать собственную белорусскую историю.

Мы должны с уважением относиться к историческому выбору белорусского народа как результату многовекового формирования общерусского национального самосознания, в рамках которого вызрела и приобрела силу белорусская история и белорусская государственность.

Таким образом, рассуждения «национально-сознательных» историков, писателей, журналистов о некоей европейской (униатской)  белорусской истории на практике оказывают плохую услугу белорусскому народу и белорусской государственности. Польско-панские химеры о шляхетской белорусской истории ведут к смене пространственно-временных и духовно-нравственных ориентиров нашего народа, к отрыву Беларуси от своих общерусских корней. Только следуя общерусским путем, может плодотворно развиваться белорусская нация и белорусская государственность.

[1] Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. – С. 25-26.

[2]  Лебедев С.В., Стельмашук Г.В. Белорусский феномен. – СПб., 2006. – C. 7-8.

[3] Шпилевский П. Белоруссия в характеристических  описаниях и фантастических ее сказках // Пантеон. – 1853. – Т. X. – Кн. 7. – C. 71.

[4] Акты Западной России. – СПб., 1851. – Т. 4. – C. 219.

[5] Коялович М. Чтения по истории Западной России. – СПб., 1884. – C. 207.

[6] Мельник В.А. Цивилизационные основания идеологии белорусского государства. – Минск, 2005. – С. 25.

[7] Молчанов А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи». – СПб., 2006. – Т. 1. – С. 23.

[8] Молчанов А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи». – СПб., 2006. – Т. 3. – С. 403.  

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru