САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Андрей Геращенко: Феномен Новороссии и Белая Русь.
Андрей Геращенко: Феномен Новороссии и Белая Русь.

Наша русскость в самом нашем самоназвании – белорусы, в слове белорусский и в названии нашей земли – Белая Русь.

Получит ли Донбасс особый статус?

« Назад

Получит ли Донбасс особый статус? 18.02.2015 14:46

Комментирует политолог Алексей Балиев

Минские соглашения предусматривают особый режим для отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Комментирует политолог Алексей Балиев:

- Возможность федерализации, придание особого статуса восставшим регионам, получение одной воюющей/оккупирующей стороной доступа к внешним границам тех же регионов и т.п. – всё это в мире проходили уже не раз. И не очень давно, например, в 1960-1970 гг. Как показывает практика, намерения «метрополий» сохранить за собой территории, население которых в большинстве своем уже несогласно со своим прежним статусом и в целом с социально-экономическим положением, реализовать невозможно. Тем более, если реализация таких решений навязывается с помощью оружия.

По мнению председателя комитета Госдумы по международным делам Алексея Пушкова, «представление властей Украины о своей стране, как об унитарном государстве, - нереалистическая позиция. После того, что произошло, очень трудно представить, что Донбасс вдруг согласится на статус в рамках украинского унитарного государства». Что же касается особого статуса ДНР-ЛНР, то, по словам А. Пушкова, «об этом, в общем, сказали. Но особый статус – какой конкретно особый? Здесь очень большая неопределённость и большая почва для разночтений».

Всё большее число аналитиков тоже полагает, что своего рода водораздел между Киевом и Донбассом уже необратим. Потому западные деятели отнюдь не возражали против включения термина «особый режим», обозначенного – пусть пока и неконкретно в отношении ДНР-ЛНР, - в итоговые документы Минских переговоров. В этой связи не исключено, что на Западе будут вынуждены постепенно и весьма искусно отходить от политики безоговорочной поддержки унитарности Украины в ее границах 1991 года. Это тем более возможно, поскольку западные политики уже не единожды «обжигались» на всевозможных попытках сохранить, например, колониальный или неоколониальный статус – фактический или юридический – ряда регионов во многих странах. В частности, приведем забытый многими политиками и международным экспертным сообществом восточно-индонезийский пример.

Тогда по условиям голландско-индонезийских соглашений «Круглого стола» в Гааге, подписанных в ноябре 1949 г. в канун поражения Голландии в войне, подчеркнем, с самопровозглашенной осенью 1945 г. Индонезией (бывшей голландской Индией), голландская сторона признала суверенитет Индонезии, официально введенный в действие в апреле 1950-го. Но в тех соглашениях оговаривалось, что Западный Ириан - обширная западная часть острова Папуа-Новая Гвинея (восточный регион современной Индонезии) - «временно остаётся» под голландским суверенитетом. Дальнейший статус этого региона «будет решен путем двухсторонних переговоров в течение одного года со дня передачи суверенитета остальной территории Индонезии».

Кстати, Голландия в 1948-1949 гг. применяла термин «территории с особым» или «с автономным статусом» к индонезийским районам, объявившим о своей независимости в ходе кровопролитной войны с голландскими войсками. Но эта терминология не помогла голландцам сохранить за собой те районы. Причем территория освобожденных индонезийских районов продолжала расширяться в 1947-1949 гг., т.е. в канун признания голландцами независимости большей части Индонезии.

Нечто похожее происходит в Донбассе, который пытаются «соблазнить» особыми статусами отдельных его районов, обещаниями максимальной экономической автономии и т.п. приманками. Но, проводя подобные параллели, заметим: чтобы сохранить за собой Западный Ириан (его территория в 10 раз больше голландской), в феврале 1952-го в голландскую конституцию был включен пункт, объявлявший этот регион «составной частью королевства Нидерландов». Тем не менее, Индонезия не побоялась начать в 1962 г. фактически прямую поддержку антиголландских выступлений большинства западноирианцев. В результате Амстердам был вынужден подписать в Нью-Йорке 15 августа 1962 г. соглашение о передаче Индонезии суверенитета в Западном Ириане в течение 11 месяцев. Причем вначале суверенитет здесь приняла ООН, а с 1 мая 1963 г. регион стал частью Индонезии. Чем, кстати, не вариант решения, который можно использовать и на Донеччине, и на Луганщине?

Примечателен также пример неудавшейся британской «Федерации Вест-Индии», точнее – попыток Лондона сохранить за собой многие центрально- и восточно-карибские острова. В ответ на растущие антибританские настроения во второй половине 1950-х на 10 островах, наиболее крупные из которых Ямайка и Тринидад, Великобритания провозгласила в начале января 1958 г. федерацию, с широкой административной и финансово-экономической автономией. Однако подавляющее большинство населения продолжало выступать за независимость островов. При этом выдвигался лозунг конфедерации этих территорий, но в качестве независимых государств (пусть и под эгидой Британского содружества наций).

В результате федерация вскоре оказалась экономически и административно парализованной, что вынудило Лондон упразднить ее в конце мая 1962 г. Через 2 - 4 месяца большинство «экс-федеративных» островов, включая Ямайку и Тринидад, получили независимость. А затем, в конце 1960-х, было создано Карибское сообщество, включающее уже независимые острова, входившие в упомянутую экс-британскую Федерацию.

Напомним, что ДНР-ЛНР провозглашены на основе результатов референдумов. Подавляющее большинство населения высказалось за самостоятельность Луганской и Донецкой областей, впоследствии самопровозглашенных республиками. Но референдумы не были признаны Западом и ООН. Хотя, например, референдум о статусе Французского сектора Сомали, проведенный в 1958 г. в канун создания единого сомалийского государства, был признан всеми странами, входившими в ООН. Но территория осталась в составе Франции, поскольку Великобритания и Италия заявили в конце 1950-х о предстоящем объединении своих сомалийских секторов, заметим, в унитарную – единую, не федеративную! - республику.

Доля французов в численности населения Французского Сомали превышала 15%, в то время как доля британцев и итальянцев в численности жителей Британского и Итальянского Сомали едва достигала, соответственно, 3% и 7%. К тому же сомалийцы во французском секторе были в большей степени ассимилированы с местными французами и Францией (в социально-экономическом и культурно-языковом отношении), чем в Британском и Итальянском Сомали. 28 сентября 1958 г. во Французском Сомали был проведен референдум, в ходе которого свыше 65% местного населения высказалось за сохранение этого региона с прежним статусом заморской территории «Французский берег Сомали», то есть в составе Франции.

В этой ситуации надо отдать должное самой Франции, власти которой решительно, причем официально, воспротивились возможному ущемлению прав французов и франкоязычных сомалийцев в новосозданном унитарном государстве. Затем, в конце 1960-х, этот регион стал называться «Французская территория афаров и исса» (основные сомалийские народности, проживающие в регионе), а с 1978-го - Республикой Джибути.

Этот пример тоже говорит о том, что при наличии целеустремленного, искреннего желания государств и международного сообщества учитывать все обстоятельства, вполне реально признать - и фактически, и юридически – невозможность пребывания каких-либо территорий и их населения в составе унитарных государств. Очевидно, что всё это имеет прямое отношение к вопросам не только статуса, но и к судьбе Донецкой и Луганской областей (ДНР и ЛНР), их героического и многострадального народа.

Специально для Столетия


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
01.10.22

Как-то в период, когда я работал в местной вертикали, зашла речь о том, что некоторые из чиновников не очень лестно отзывались о коллегах с педагогическим образованием – дескать, учителя жизни не знают, производства, что с них взять… На это мой тогдашний руководитель, тоже учитель по образованию П.И.Лосич сказал: «Что бы они не говорили, а самые успешные и значимые руководители нашей страны Пётр Машеров и Александр Лукашенко вышли из учительства». Я запомнил эти слова на всю жизнь. С праздником вас, дорогие однокурсники, дорогие мои педагоги, да и все учителя и преподаватели! С Днём учителя! 

27.09.22

Польские правящие круги одержимы бредовой идеей воссоздания собственной империи под  названием Четвёртая Речь Посполитая. После ликвидации в декабре 1989 года Польской народной республики в Польше была принята новая  конституция, определявшее польское государство как Третья Речь Посполитая. С учетом исторического прошлого это означает, что территории Белоруссии, Украины и Литвы   вновь начали восприниматься в Варшаве как часть Полонии (Polonia), на которых Польша якобы имеет  право на доминирование.

24.09.22

Думаю, что конституционная реформа не завершена. Вопрос передачи функции выборов главы государства Всебелорусском народному собранию – важнейший и он объективно встанет на повестку дня, если мы хотим сохранить страну и защитить её от ударов извне. Это вопрос сложный даже для самого Александра Лукашенко – очень трудно решиться на это, пойти на нужные изменения, особенно сейчас, когда только была изменена конституция. Но те, другие, которые придут после него, ещё с большей вероятностью на это не решатся.

24.09.22

Точных итогов устроенного в США Голодомора до сих пор не знает никто. Вся статистика была очень быстро закрыта. Только косвенно по данным очередных переписей можно установить, что за несколько лет в начале 1930-х годов США недосчитались минимум восьми с половиной миллионов человек. А за все время американского Голодомора лишились жизни по самым скромным подсчетам около 10 миллионов человек. Вот вам хваленный американский капитализм и лживая американская мечта, которые и сегодня такие же людоедские, как и в тридцатые годы XX века.

22.09.22

Выступление Владимира Путина и в целом спецоперация России на Украине - предостережение всем тем, кто хотел бы насильно изменить белорусов, вытравить из них русскую душу, попытаться отучить от русского слова, русской книги, русской песни. Такие попытки неизбежно приведут к тому, что мы сейчас видим на Донбассе и Украине в целом. Феномен Новороссии состоит в том, что, несмотря на годы стремления переделать людей и их сознание, это так и не удалось сделать. Мы, белорусы, русские и украинцы – один народ, наши языки и культуры родные и близкие, но русский язык и русская культура, наша общерусская история являются главным объединяющим фактором для всего нашего русского мира. Наша русскость в самом нашем самоназвании – белорусы, в слове белорусский и в названии нашей земли – Белая Русь.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru