САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021»
Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021»
Посол России Дмитрий Мезенцев в программе «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь 1»
Посол России Дмитрий Мезенцев в программе «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь 1»

Юрий Павловец: Внешняя политика Белоруссии и России продолжают идти вместе

« Назад

Юрий Павловец: Внешняя политика Белоруссии и России продолжают идти вместе 21.11.2014 15:03

Ни для кого не секрет, что современная международная обстановка характеризуется существованием множества противоречий, многие из которых так или иначе затрагивают Белоруссию и Россию. Поэтому и нынешняя ситуация на Украине, и внешнеполитическая линия большинства западноевропейских стран и США по отношению ко всему постсоветскому пространству не могут отойти на второй план в деятельности, как белорусского, так и российского Министерства иностранных дел. Соответственно, Минск и Москва просто обязаны как можно чаще сверять свои часы, чтобы совместными усилиями противостоять постоянно растущему давлению со стороны ряда мировых держав и их сателлитов.

Прошедшие 18 ноября встречи главы российского внешнеполитического ведомства С. Лаврова с его белорусским коллегой В. Макеем и президентом Белоруссии А. Лукашенко в очередной раз продемонстрировали готовность обоих государств к координации своих действий на международной арене. При этом за простыми словами и фразами, которые были предназначены широкой публике, скрывается куда более серьезная политическая игра двух стран, как в отношении друг друга, так и относительно существующих в настоящее время проблем на постсоветском пространстве.

Как известно, на совместном заседании коллегий МИД Белоруссии и МИД России в Минске стороны обсуждали пути урегулирования политического кризиса на Украине, противодействие западным санкциям, вовлечение России в программу Евросоюза для постсоветских республик «Восточное партнерство», а так же ряд иных вопросов на злобу дня. Весь формат встреч С. Лаврова, как с его белорусским коллегой, так и с президентом Белоруссии А. Лукашенко, можно разделить на несколько основных моментов. При этом дополнительно необходимо отметить, что как бы этого не хотелось многим местным оппозиционерам, а также представителям Западной Европы и США, минский визит руководителя МИД России не был вызван какими-либо противоречиями в белорусско-российских отношениях. Более того, руководство республики не видит сегодня никакой опасности своей независимости со стороны восточного соседа, а скорее наоборот – серьезную обеспокоенность у Минска вызывает ЕС и США. Именно об этом совсем недавно заявил глава Белоруссии во время своей поездки в Гродненскую область, отметив, «что устремления на Гродненскую область у отдельных государств чрезмерны».

Одним из основных моментов на прошедшей в Минске встрече, естественным образом, стало обсуждение ситуации на Украине и поиск путей выхода из нее. Несмотря на то, что сегодня официальный Минск имеет свое видение проблемы, пытаясь найти баланс между союзническими обязательствами перед Россией и собственными экономическими и политическими интересами, оба государства признают невозможность решения украинского кризиса силовым путем. По словам министра иностранных дел Белоруссии, на «Украине логика войны доминирует над логикой мира. Договоренности, которые были достигнуты в Минске, абсолютно не выполняются, налицо явная эскалация вооруженного противостояния. Кто-то с кем-то не хочет садиться за стол переговоров. Но, когда речь идет о смерти многих людей, надо садиться и договариваться хоть с Богом, хоть с чертом». Подобное эмоциональное заявление было поддержано и С. Лавровым: «Мы разделяем вашу оценку происходящего в Украине. Мы бы очень хотели, чтобы после выборов возобновился уже на новых основах прямой диалог, которому был дан старт здесь, в Минске». Более того, несмотря на то, что многие эксперты уже неоднократно обвиняли А. Лукашенко в том, что он поддерживает новые киевские власти и негативно относится к ЛНР и ДНР, президент Белоруссии также заявил о том, что «мы не можем согласиться с тенденцией ухудшения ситуации в Украине, не только в Донбасском, Донецком регионах, но и в целом в Украине…Мы очень надеялись, что после выборов ситуация будет развиваться в лучшем направлении, в направлении стабильности. Но, к сожалению, мы этого не видим». Проще говоря, белорусский лидер фактически признался в том, что он разочарован последними действиями киевских властей, а потому необходима более серьезная проработка украинского вопроса совместно с Москвой.

В данном случае может возникнуть вопрос – почему, после неоднократных заявлений о том, что Украина должна оставаться неделимым государством, весьма нейтральном отношении к присоединению Крыма к России, а также при непрекращающихся отношениях с Киевом, в Минске сегодня решили посмотреть на украинский кризис с точки зрения России? Ответом в данном случае может выступить тот факт, что вместе с надвигающейся гуманитарной катастрофой на юго-востоке Украины, растет и нестабильность во всем восточноевропейском регионе, которая может в любой момент ударить и по Белоруссии. Причем это связано, в первую очередь, с политикой Киева и его западных партнеров, которая может спровоцировать серьезный поток беженцев в соседние страны, а также резкий рост преступности в белорусском приграничье. Например, сегодня в республике испытывают определенные проблемы с постоянно растущей миграцией с Донбасса. По словам начальника управления занятости населения столичного исполкома Т. Кудевич, комитет по труду, занятости и соцзащиты Мингорисполкома уже сейчас «не может удовлетворить все запросы прибывших в Минск граждан Украины, из которых около 60% – жители Донецкой и Луганской областей».

зимаК сожалению, сегодня создается впечатление, что в Киеве не только не стремятся улучшить ситуацию, а наоборот – сделать все, чтобы жители юго-восточных областей еще больше их возненавидели. Потому что в ином случае назвать адекватными действия П. Порошенко и А. Яценюка достаточно сложно. Помимо того, что руководство Украины отменило недавно принятый закон об особом статусе Донбасса, который хоть и не имел серьезного юридического значения для ДНР и ЛНР, но все же являлся доказательством мирных устремлений Киева, центральная власть, по-видимому, окончательно решила превратить юго-восток страны в безлюдные пустыни. Еще с июня украинское казначейство в конфликтном регионе не работает, а потому не выдаются зарплаты бюджетникам, не оплачиваются продукты питания в детских садах и школах, и не проходят социальные выплаты. Помимо этого, оказались полностью закрыты доступы к реестрам: имущественным, наследственному, реестру исполнительных производств, а с некоторых пор даже к реестру актов гражданского состояния. Получается, что юридически так называемая зона АТО все еще остается территорией Украины, а де-факто от людей, живущих там, Киев фактически отказался. Единственное, что предлагает украинское правительство жителям Донбасса, это переехать на подконтрольные ему земли.

Поэтому теперь, если человек хочет получить свои деньги, он должен выехать из зоны АТО и зарегистрироваться по новому месту жительства. Более того, по итогам недавно состоявшегося заседания СНБО Украины, было принято решение «о введении экономических ограничений в отношении неподконтрольных Украине территорий – террористических образований ЛНР и ДНР». Теперь украинское государство только «обязуется обеспечить поставки гуманитарной помощи мирному населению». Все это, по мнению экспертов, в скором времени приведет к тому, что почти 100 тыс. человек на востоке Украины могут не пережить грядущую зиму.

Все вышеперечисленные факты не только окончательно отвернут жителей Донбасса от Киева, но и могут создать серьезные проблемные очаги для Белоруссии и России, как в приграничных областях, так и внутри самих стран. Видимо именно поэтому, сегодня в Минске и было решено поддержать Россию в ее попытках политического урегулирования украинского вопроса.

Украина_натоВторым по значимости направлением, в рамках которого в Минске велась беседа, стала проблема взаимоотношения Белоруссии и России со странами Запада и вопрос расширения НАТО на восток. В данном случае позиции двух государств полностью идентичны – США и Евросоюз в настоящее время проводят политику «двойных стандартов» и контрпродуктивных санкций. По словам С. Лаврова, «мы не ищем конфронтации, но чётко подтвердили, что в нашей работе будем руководствоваться необходимостью давать понять нашим европейским партнёрам, что санкции – это путь в никуда и они абсолютно контрпродуктивны с точки зрения достижения тех результатов, которые объявляются целями вводимых неправомерных односторонних рестрикций». При этом и его белорусский коллега, и А. Лукашенко были с ним абсолютно согласны. Тем более Минску уже не привыкать жить в состоянии постоянных политических и иных санкций, чего, по словам главы Белоруссии, России также не стоит бояться.

Российская позиция относительно санкционной политики Запада, направленной на подчинение себе неугодных им государств, на сегодняшний день близка белорусской и была четко описана не только во время межмидовской встречи в Минске, но и во время выступления президента России В.Путина на форуме Народного фронта, где он заявил: «Америка хочет нас не унизить, а подчинить. Хотят за наш счет решать свои проблемы. Однако это ни у кого никогда не получалось и не получится». Данное заявление в какой-то степени можно отнести и на счет Белоруссии, которая в настоящий момент фактически находится под прикрытием России и не чувствует себя одиноко в своем противостоянии Вашингтону и Брюсселю. По словам А. Лукашенко, «проблемы неделимы: наши проблемы - это и ваши проблемы, а ваши проблемы – это наши проблемы». И, похоже, в Минске давно ждали прямого ответа на вопрос о своевременной поддержке со стороны российских партнеров: президент Белоруссии заявил, что он «хотел бы, чтобы мы пришли к какому-то единому мнению – может быть, даже единой позиции: чтобы мы вместе могли чётко действовать в одном ключе». По всей видимости, в Кремле эти слова услышали.

Помимо всего прочего, в Минске стороны еще раз продемонстрировали единую позицию по вопросу расширения НАТО. Ни Лукашенко, ни Лавров не отошли в своих выступлениях от четкого понимания того, что Североатлантический альянс нарушает все достигнутые ранее договоренности. В этой ситуации Россия не может «смиренно наблюдать за милитаризацией Европы, в частности – усилением в ЕС системы противоракетной обороны», а Белорусския с особой тревогой следит за растущей активностью Запада на границах Союзного государства и готовит адекватный ответ в случае эскалации напряженности.

Действительно, обвиняя Кремль в нагнетании обстановки на Украине, ни Брюссель, ни Вашингтон не хотят признавать того, что именно их политика стала ключевой в нынешнем кризисе международных отношений. Стремление любым способом подчинить себе всех участников международного процесса и противопоставить их России, в конечном счете, привело мировую систему к дисбалансу. И даже, несмотря на то, что после минской встречи, состоялась встреча С. Лаврова и министра иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайера, где стороны обсудили украинскую ситуацию, подтвердив безальтернативность мирного урегулирования кризиса, страны Европы по-прежнему считают, что только Россия виновата в непрекращающейся гражданской войне на Украине. Как будто российские войска уже стоят на территории соседнего государства и контролируют там обстановку. Интересно в данном случае и то, что сегодня Запад уже недвусмысленно намекает, что готов рассмотреть возможность помощи Киеву со стороны НАТО, полностью наплевав на интересы России и ее партнеров. Поэтому совершенно неудивительно недавнее заявление пресс-секретаря российского президента Д. Пескова о том, что Российская Федерация вынуждена принимать меры предосторожности, так как никто не дает гарантии, что Украина не вступит в НАТО. Конечно, роль в российско-американском противостоянии Белоруссии невелика, однако Минск все же может посодействовать своему союзнику в процессе противодействия давлению со стороны Североатлантического альянса. Например, после встречи в Минске и иных переговоров на самом высоком уровне, на белорусской территории могут появиться новые военные базы российской армии, а военное сотрудничество двух стран начнет еще больше расширяться.

И, наконец, третье направление прошедших минских переговоров – двухсторонние отношения стран в различных сферах и, в том числе, в рамках международных организаций (ООН, БРИКС, ШОС, ОБСЕ и ЕС). Необходимо отметить, что данная тема также была увязана с проблемой восприятия интеграционных процессов на постсоветском пространстве со стороны Вашингтона и Брюсселя. При этом и глава российского МИД, и его белорусский коллега абсолютно не скрывали, что Европа, несмотря на санкции, по-прежнему рассматривается в качестве «крупного, важного экономического партнера». Более того, С. Лавров призвал Еврокомиссию приступить к предметной работе над созданием «единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана». Правда в то, что данный призыв найдет свой отклик в Брюсселе, сегодня верится с трудом.

Интересно то, что сотрудничество России и Белоруссии с ЕС, по мнению глав внешнеполитических ведомств, должно происходить неразрывно с развитием отношений с ЕАЭС, включая скорейшее начало переговоров о создании зоны свободной торговли между Европейским союзом и новым постсоветским интеграционным образованием. По словам В. Макея, подвижки в этом видны: «Слава богу, они уже начинают выговаривать этот термин - Евразийский экономический союз». Здесь необходимо сделать оговорку, что ни Минск, ни Москва не планируют отказаться от сотрудничества в рамках Союзного государства в угоду расширению ЕАЭС, о чем прямо заявил глава белорусского МИД: «Решение о переносе рассмотрения ключевых интеграционных процессов из ЕАЭС на двусторонний уровень воспринимается нами не как слабость формируемого евразийского объединения, а как востребованность белорусско-российского взаимодействия в формате союзного государства». Поэтому слова ряда оппозиционных политиков и экспертов о том, что ЕАЭС полностью поглотил СГ Белоруссии и России видятся абсолютно неправомерными и безосновательными. Вряд ли на столь высоком уровне велось бы обсуждение о вовлечении России при помощи белорусской стороны в европейскую программу «Восточное партнерство», если бы в Минске и Москве не считали, что это позволит им реализовывать совместные двухсторонние проекты в Европе, основываясь на сотрудничестве в рамках Союзного государства.

В итоге, необходимо отметить, что прошедшие в Минске встречи в очередной раз продемонстрировали не только всю серьезность белорусско-российских отношений, но и доказали полную решимость двух стран формировать единую внешнеполитическую и экономическую стратегию на фоне постоянно усиливающегося давления со стороны ЕС и США. Остается надеяться, что подобные мероприятия и дальше будут способствовать укреплению дружбы между Белоруссией и Россией, становясь основой для дальнейшего межгосударственного сотрудничества.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.02.21

Усиление интеграции России и Белоруссии во всех сферах жизни наших государств остаётся насущным требованием времени. Это касается и необходимости сближения позиций в сфере получения образования.

16.02.21

Только что отгремело Шестое Всебелорусское Народное Собрание, ставшее значимым событием в общественно-политической жизни нашей страны. Выступления Президента А.Лукашенко, других участников собрания, будут ещё долго анализировать и комментировать. 

16.02.21

“Неужели  эти  улицы  никогда  не  потеряют  своего мирного вида? Неужели эти стёкла не  зазвенят  под  камнями? Неужели всё кончено?”, – так писала в 1908 году известная на весь мир  поэтесса  Марина Цветаева.

15.02.21

Культурологической особенностью «белорусизаторской» исторической школы, которая совершенно необоснованно претендует на роль белорусской национальной историографии, является школярское изучение истории Беларуси. Такое изучение, не требуя вдумчивого исследования, обычно удовлетворяется поверхностными историческими аналогиями и наивным восприятием исторических событий. 

10.02.21

Здесь ставится задача «не допустить снижения присутствия на традиционных рынках сбыта», а также нарастить объемы поставок продукции в «КНР, ЕС, США и страны дальней дуги, осваивая новые ниши мирового рынка». При этом ставится задача «сохранить и развивать многовекторность внешней торговли».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru