САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко Являются ли белорусы частью большого русского народа? Часть вторая.

Андрей Геращенко Являются ли белорусы частью большого русского народа? Часть вторая.

« Назад

Андрей Геращенко Являются ли белорусы частью большого русского народа? Часть вторая. 12.07.2022 14:50

Начало.

С распадом СССР ситуация стала меняться – и прежде всего на Украине, где началась волна «украинизации» и постепенного вытеснения русского языка из всех сфер жизни, а затем и прямого его запрета. Целью этой компании была политика русофобии, создания из русских образа врага. Это, конечно же, делалось не просто так, а чтобы предотвратить возможное воссоединение русского народа, поставить Украину под контроль коллективного Запада и сделать из неё таран для давления, а то и прямого нападения, истощения и разрушения России. В Белоруссии благодаря интеграционной политике А.Г.Лукашенко этого, в общем и целом, удалось избежать, хотя и у нас активно действуют различные проевропейские русофобские силы.

Между тем, несмотря на всё разнообразие местных говоров, кажущуюся значительную разницу русского, украинского и белорусского языков все белорусы, украинцы и русские понимают друг друга без переводчика. У нас одинаковые имена, многие обычаи и привычки, общие любимые песни, кинофильмы, книги. Безусловно, есть региональные различия, но они не так велики, как у соседних отдельных народов. Русский язык является для белорусов родным и основным языком и именно поэтому он государственный, что отражает сложившиеся реалии. А белорусский – тоже родной, тоже государственный, язык местного своеобразия. Строго говоря, русский и белорусский (как и украинский) – это разные литературные формы одного языка. Поэтому противопоставлять белорусский язык русскому бессмысленно – оба они родные для белорусов и должны развиваться и существовать вместе, а никак не вместо.

В связи с этим хочу привести совсем свежий трагикомический пример. На одном из литературных мероприятий, посвящённых юбилею ушедшего из жизни писателя, выступал с белорусскими песнями хор из сельской местности. Мероприятие было тёплым, лиричным. В конце руководитель хора тоже взял слово, произнёс пару фраз на белорусском языке, затем стушевался и со словами «извините, я не готовился – можно я перейду на русский язык» продолжил своё выступление уже на русском. За что было извиняться – человек любит и пропагандирует белорусскую песню, но говорить, как и большинство белорусов, привык на русском языке?! И более ранний пример. Как-то был я на презентации переводов Пушкина на белорусский язык. Все хвалили переводчика. Я не удержался и съязвил: «Я рад, что поэзия Пушкина теперь будет доступна тем, кто, в отличие от меня, не может познакомиться с ней в подлиннике на русском языке». Трагифарс здесь в том, что все белорусы прекрасно знают и понимают русский язык – он куда в большем ходу в Белоруссии, нежели белорусский. Оба языка являются для белорусов родными, но русский – все же основной язык, поэтому переводить Пушкина на белорусский с практической точки зрения не имеет никакого практического смысла, если отрешиться от текущей коньюктуры, желания самопиара и демонстрации «личного вклада в белорусскую культуру»  таких переводчиков.

При этом, безусловно, история украинцев, белорусов и русских наложила свой отпечаток на менталитет каждой части (ветви) большого русского народа и большой глупостью было бы говорить, что нет белорусов или украинцев, а есть «неправильные русские», что порой можно услышать от отдельных ура-патриотов в России. Но точно такой же глупостью являются и попытки представить украинцев и белорусов некими совершенно отдельными, отличными от русских народами. Да, есть региональные отличия, но украинцы, белорусы и русские, переехавшие на новое место жительства (белорусы на Украину и в Россию, русские – в Белоруссию и на Украину, украинцы – в Белоруссию и в Россию) быстро адаптируются и сливаются с местным населением, тем более в смешанных русско-белорусских, русско-украинских, украинско-белорусских семьях, а дети уже в первом поколении неотличимы от детей из местных семей. Конечно, на своеобразие русских наложило свой отпечаток совместное проживание с мусульманами, татарами, народами Поволжья, Северного Кавказа, на своеобразие белорусов – частичное исповедание католицизма, соседство с поляками и литовцами, на своеобразие украинцев – молдаване, греки, крымские татары, сильные позиции униатства в Галиции. Много самых разных факторов. Но народ, большой русский народ, состоящий из восточных славян, существует, как бы не хотелось кому-то это опровергнуть.

Единство России Беларуси и Украины

Праздник на стыке границ России, Белоруссии и Украины. 2008 год

Фото из газеты "Беларуь сегодня"

Не нужно данный вопрос путать с политическим проблемами. Красные и белые в Гражданскую войну тоже рубили и стреляли один одного, но при этом оставались одним народом. Одними большими народами и цивилизациями являются корейцы Севера и Юга, арабы Египта, Алжира, Сирии и Марокко, немцы Германии и Австрии, англосаксы США, Англии, Австралии и Новой Зеландии, народы и страны Латинской Америки. Можно привести множество различных подобных примеров. Но существуют региональные отличия, есть австрийцы и немцы, аргентинцы и чилийцы, американцы и англичане, сирийцы и египтяне и т.д. Напомню, что в период становления Русского царства Москва военным путём подчинила себе Новгородскую республику – и там, и там жили русские, но при разных формах правления – монархии и республике.

Поэтому спецоперация России на Украине и активные боевые действия не говорят о том, что русские и украинцы – разные народы, а уж тем более враждебные друг другу. Это уже вопрос политики.

Поэтому белорусы – неотъемлемая часть большого русского народа, но сами составляющие отдельный народ и имеющие собственное государство – Республику Беларусь. Русский и белорусский языки являются государственными и родными для белорусов, при этом русский язык по факту является доминирующим и основным – и не в силу «русификации», а в силу совершенно конкретных исторических обстоятельств.

Тем более странным выглядит тезис о том, что только белорусский язык делает человека настоящим белорусом. Согласно такой логике, Александр Лукашенко, Николай Чергинец или Олег Новицкий и вообще большинство белорусов, не так часто использующие белорусский язык, являются «не настоящими белорусами», в отличие от Зенона Поздняка и подобной ему «свядомай» публики? Ответ, полагаю, очевиден – этническое понятие белорус не сводится только к белорусскому языку. Это очень узкая трактовка, которая возникла и стала популярной в националистических прозападных кругах в качестве альтернативы всему русскому и ярого непринятия обещерусской идеи.

Сложность, заключающаяся в сочетании и взаимопроникновении собственно белорусскости и общерусскости в белорусском менталитете и белорусской душе в том, что речь не идёт о сочетании неких разных культур. Нужно понимать, что существует некий общерусский базис у современных русских и белорусов, но есть и появившаяся в силу различных исторических и политических обстоятельств своя специфическая надстройка – белорусская и великорусская. То же касается и Украины, и украинского народа.

Не играет решающей роли и вероисповедание – как у арабов есть христиане и мусульмане, у англосаксов – протестанты и католики, так среди белорусов есть православные и католики, а среди украинцев – православные и униаты. Разная вера может приводить к разной национальной самоидентификации (например – хорваты, сербы и муслимы). Но вовсе не является основным и главным критерием существования «разных народов». Да и, строго говоря, даже в случае с сербами, хорватами, муслимами и черногорцами речь идёт об одном народе, разделённом по политическим и религиозно-культурным признакам.

В связи с этим хочу напомнить слова Максима Богдановича: «Русских народов три. Все они одного корня, но долгое время жили порознь, и так произошли из них три разных русских народа; у каждого – своё название, своя речь, свои обычаи, свои песни, своя одежда. Один русский народ живёт под Москвой и далее; называется он великорусский. Второй живёт под Киевом и называется украинским. Мы – третий народ русского корня, зовёмся белорусами, и страна наша называется Беларусь. Есть среди нас православные, есть и католики, но народ у нас один, потому что у всех одна речь, одни обычаи, одни песни, одна одежда, один образ жизни».

Талантливый белорусский поэт, родившийся и проживший почти всю свою жизнь в России, будучи ещё совсем молодым человеком, тщательно изучал общерусскую историю и, в отличие от современных остепенённых «лингвистов» и «этнографов» с их многостраничными монографиями и диссертациями одним абзацем дал четкое определение общерусского характера и родства русских, белорусов и украинцев.

Из современных, достаточно сомнительных аргументов можно часто слышать о том, что у нас «три разных государства», а поэтому и «три разных народа». Прозападные учёные и общественники вообще часто приводят взятый с потолка тезис о том, что «русские привыкли к азиатчине и деспотизму», а «белорусы, воспитанные на демократии ВКЛ и Речи Посполитой, тяготеют к европейским ценностям».

Безусловно, пример активной украинизации на Украине, воспитание подрастающего поколения в атмосфере ненависти к России, почитания США и всего западного не могли не привести к тому, что мировоззренчески современное украинское общество значительно ушло от общерусского самосознания. Того же, но пока не слишком успешно, добиваются в Белоруссии и наши «свядомыя». Но даже если бы эта точка зрения и взяла верх, а Украина и Белоруссия стали бы членами НАТО, это никак не отменило бы общность трёх народов, их общерусскую основу.

Вернемся к уже приводимым мною примерам мировой истории. Северня и Южная Кореи кардинально отличаются по своему общественно-политическому устройству и находятся в состоянии если и не горячей войны, как сейчас Россия и Украина, то в очень «холодном» бескомпромиссном идеологическом противостоянии. Горячая война на Корейском полуострове может вспыхнуть в любой момент. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях КНР и китайским Тайванем. Как только США и их союзники перестанут вмешиваться в китайские дела, Тайвань будет воссоединён с КНР. При этом КНР стремится решить вопрос мирным путём, но если власти Тайваня, подстрекаемые США и их союзниками, будут и далее проводить антикитайскую политику, КНР будет вынужден освободить Тайвань с использованием военной силы.

Подобные размежевания внутри больших народов и цивилизаций были характерны и для более ранней истории – распад Арабского халифата, отделение США, Австралии, Канады, Новой Зеландии от Британской империи, независимость бывших испанских колоний и их размежевание между собой. При этом арабы Египта и Магриба оставались арабами, англосаксы США, Канады и Австралии оставались англосаксами, а жители Мексики, Перу или Колумбии – большим испаноязычным народом Латинской Америки.

Таких примеров полно и в русской истории. Например, тот же сложный период взаимоотношений Новгородской республики с её вечевой демократией и монархического Великого княжества Московского, которое в итоге одержало верх и подчинило Новгород, упразднив новгородскую республику.

Все эти примеры показывают, что в рамках одной цивилизации, одного большого этноса всегда можно наблюдать значительное разнообразие как составляющих его более мелких составных этнических частей, так и значительное разнообразие идеологий, форм общественного устройства и даже наличие нескольких, а то и многих самостоятельных государств.

Такие же сложные процессы происходят сегодня на постсоветском пространстве, на пространстве большой русской цивилизации – в России, на Украине и в Белоруссии.

К сожалению, последние десятилетия в особенности на Украине и в меньшей степени в Белоруссии проходили под знаменем «суверенизации», когда об общерусском начале, о нашей общей колыбели – Киевской Руси почти не вспоминалось. Но на это самое общерусское единство не очень-то обращают внимание и в Российской Федерации.

Как-то я посетил интерактивную выставку по истории России на ВДНХ. Там сразу обратил внимание на серию карт. Вот есть Киевская Русь, затем нашествие монголо-татар и вот оно Великое княжество Московское. Русское царство, а на месте белорусской и украинской частей Киевской Руси – серые пятна «зарубежья». Был русский народ и вдруг там исчез?!

В связи с началом спецоперации России на Украине сейчас можно от отдельных уже упоминаемых мною ура-патриотов в России услышать странные и ничем не подкреплённые фразы вроде «Украины больше не будет», «украинство нужно искоренить», отдельные нелицеприятные высказывания в адрес украинцев, украинского языка. Все это никак не работает на нашу общность… От этого мне горько и грустно. Нельзя путать и тем более отождествлять многовековую культуру и историю украинского народа с текущим политическим курсом проамериканской киевской хунты и её бандеровской русофобской идеологией.

Украина и Белоруссия были, есть и будут, как будут украинцы и белорусы – нельзя просто так взять и превратить украинцев и белорусов в русских Российской Федерации. Это столь же недалёкие идеи, как и обратные, направленные на искусственное отделение белорусов и украинцев от русских. Наше воссоединение – вопрос времени, и оно будет идти естественным путём, как только все три страны образуют прочный единый союз, дальнейшая судьба которого будет зависеть как от воли наших потомков, так и от складывающейся мировой геополитической ситуации.

Когда мы говорим об общерусском единстве, нужно понимать, что мы, русские, белорусы и украинцы – в чём-то разные, но общего у нас гораздо больше, и это общее – принадлежность к большому обещерусскому наследию Древней или Киевской Руси.

Тарас Шевченко, Янка Купала, Якуб Колас – это наше культурное наследие, часть культурной сокровищницы Русского мира, точно так же, как нашим достоянием являются наряду с русским, белорусский и украинский языки. Думаю, мы все бы только выиграли, если бы были общие учебники по истории и литературе, да и многое другое было бы общим, а не искусственно разделённым на три страны – наследницы Руси.

Отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие, можно уверенно сказать, что белорусы – яркий, самобытный народ, но при этом белорусы – часть большого русского народа. В этом смысле каждый белорус является также и русским в более широком смысле этого слова, что куда точнее, нежели достаточно абстрактное понятие «восточный славянин», хотя эти понятия близки и последним продолжительное время подменяют первое.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru