САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Юрий Павловец: Что делать Белоруссии в новых условиях торговли с Украиной?

Юрий Павловец: Что делать Белоруссии в новых условиях торговли с Украиной?

« Назад

05.02.2016 14:30

Юрий Павловец: Что делать Белоруссии в новых условиях торговли с Украиной?

Несмотря на то, что в последнее время на фоне проблем с мигрантами, падения цен на нефть и глобального экономического кризиса украинская проблематика в мировых СМИ отошла на второй план, она по-прежнему оказывает серьезное влияние на политическую и экономическую ситуацию в восточноевропейском регионе.

Вступившее в силу с 1 января нынешнего года соглашение о зоне свободной торговли Украины и Евросоюза сегодня является одним из основных препятствий на пути развития отношений между украинским бизнесом и странами ЕАЭС. При этом провал внешнеполитической линии Киева уже стали признавать даже те, кто стоял у истоков переворота 2014 года. Например, совсем недавно экс-замглавы администрации украинского президента миллиардер Ю. Косюк, владелец бренда «Наша Ряба» и агрохолдинга «Мироновский хлебопродукт», заявил, что зона свободной торговли с ЕС – обман для Украины: «Европа защищает свой рынок! Они четко защитили собственные интересы, а Украина проиграла». Если добавить к этому введение Россией ограничительных мер по ввозу украинской продукции, то сложившаяся ситуация выглядит для Киева просто катастрофически.

Украинские проблемы все больше стали влиять и на Белоруссию, которая сегодня оказалась на своеобразном распутье. С одной стороны, ввести такие же ограничительные меры, какие ввела Россия, Минск попросту не может, так как это будет фактически означать разрыв торговых отношений с Украиной, которая является в последние годы одним из главных внешнеэкономических партнеров Белоруссии. Даже рухнувший в первых трех кварталах 2015 года товарооборот все равно составил более 2,5 млрд. долларов с положительным для белорусов сальдо в 1,16 млрд. долларов. Чего только стоит показатель по экспорту белорусских нефтепродуктов, где украинский рынок занимает второе место и, в отличие от остальных показателей, только растет: за этот же период поставки спецэкспортера белорусских нефтепродуктов «Белорусской нефтяной компании» выросли практически на 15% по сравнению с 2014 годом.

С другой стороны, руководство Белоруссии прекрасно понимает, что открытая контрабанда украинских, а затем и европейских товаров через свою территорию в Россию неприемлема. Даже несмотря на то, что сегодня в Кремле на многое стали смотреть сквозь пальцы, дав белорусам реальную возможность зарабатывать на российском противостоянии не только с ЕС, но и Украиной. В этой связи стоит вспомнить указ президента РФ В. Путина о мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов РФ при транзитных перевозках грузов с Украины в Казахстан через российскую территорию. Согласно ему, транзит украинских товаров может осуществляться только через Белоруссию, что только на руку местному бюджету. Однако это совсем не означает, что в Москве в случае массового потока санкционных товаров через белорусскую территорию не пойдут на самые жесткие меры.

Сложившуюся ситуацию осознают в Минске. 15 января президент Белоруссии А. Лукашенко в ходе одного из очередных совещаний снова поспешил уверить своих партнеров по ЕАЭС, что республика сохранила приверженность идее евразийской интеграции. По словам главы государства, РБ «должна выполнить свои обязательства в рамках Евразийского экономического союза перед Российской Федерацией», но при этом не намерена закрываться от Украины. А. Лукашенко считает, что Россия также не желает терять экономические связи со своей южной соседкой и прекрасно понимает, чем это может обернуться для них обеих и для Белоруссии. Поэтому между Минском и Москвой, как и прежде, была достигнута договоренность о том, что белорусы смогут получать украинское сырье и после переработки у себя отправлять его на рынки ЕАЭС. Нечто подобное было сделано и в отношении санкционных товаров из стран Запада, что в немалой степени способствовало тому, что на российских прилавках появились «белорусские» креветки, ананасы, киви и прочие экзотические товары.

Сегодня белорусско-украинские торговые отношения являются для Минска одними из наиболее приоритетных, хотя сказать то же самое о Киеве сложно. Это подтверждается хотя бы тем фактом, что белорусы, попытавшись вести небольшие торговые войны с Украиной, неизбежно оказывались в роли проигравших. И даже появившаяся недавно в СМИ информация о том, что Украина отказалась от намерения ввести с 20 января 2016 года специальную пошлину в размере 39,2% на ряд экспортируемых на ее территорию белорусских товаров в обмен на отказ белорусов от торговых ограничений в отношении украинской продукции, говорит именно об этом. В данной торговой войне пострадали бы больше белорусы, так как в список облагаемых пошлиной товаров попали молоко и молочные продукты, масло, сыр, шоколад и кондитерские изделия, пиво, водка, шины, ткани, холодильники, тракторы и прочее. То есть то, что и так не пользуется широким спросом, а из-за удорожания и вовсе перестало быть конкурентоспособным. При этом начало всему было положено именно белорусской стороной, которая в прошлом году издала постановление №  666, которым для импортеров вводилась процедура получения специальных санитарно-гигиенических сертификатов, что практически блокировало экспортные поставки украинской пищевой продукции.

Как бы странно это ни звучало, но нынешние киевские правители, пользуясь только им понятными причинно-следственными связями, давно готовы действовать себе в ущерб, лишь бы это вредило России и поднимало их статус в глазах западных спонсоров. В этой связи украинская сторона вполне могла отказаться от сотрудничества с Белоруссией по многим направлениям, в том числе даже в области поставок нефтепродуктов. Неважно, что без белорусского топлива Украине пришлось бы туго – главное настоять на своем и вставить палки в колеса Москве. А дальше вполне могло начаться наступление не только на российский, но и белорусский бизнес, работающий на Украине. Исходя из этого, Минск просто был вынужден договариваться с Киевом. Однако сделать это можно было, только имея поддержку Астаны и одобрение со стороны Москвы. И если позиция Казахстана в данном вопросе остается неизменной – он намерен следовать собственным национальным интересам, то России белорусы должны были что-то предложить. Поэтому Минск отказался лишь от введения ограничений на украинскую продукцию, но никак не европейскую.

Более того, официально Белоруссия «продолжает отслеживать имплементацию соглашения об ассоциации Украины с ЕС во избежание негативного влияния для экономики Белоруссии и взаимной торговли с Украиной», а глава республики по-прежнему считает, что поток европейских товаров пагубно скажется как на белорусской экономике, так и на экономике всего ЕЭАС. Вероятно, именно такая двойственная позиция и удовлетворила российское руководство, что позволило Минску чувствовать себя более свободно.

Может возникнуть закономерный вопрос: почему в России, зная, чем может закончиться нынешняя ситуация, все же решили пойти на уступки белорусам? По всей видимости, основных причин здесь несколько.

Во-первых, сегодня Москва не в состоянии поддерживать умирающую экономику Белоруссии финансово. Более того, исходя из слов заместителя министра финансов РФ С. Сторчака о том, что из-за нынешних бюджетных условий Россия «не может брать на себя новые обязательства по предоставлению кредитов иностранным заемщикам», Минску вряд ли стоит в ближайшее время рассчитывать на какие-либо кредиты как со стороны РФ, так и Евразийского банка развития. Очевидно, было решено дать возможность республике заработать самой, даже с нарушениями союзнических обязательств.

Во-вторых, Россия, имеющая открытую экономику, не может полностью закрыться от внешнего мира. В данном случае Белоруссия получила роль своеобразного мостика между Россией и странами Запада, а теперь и Украиной. Поэтому давить на белорусское руководство, чтобы оно последовало вслед за Россией и начало открытое противостояние с Евросоюзом, в Москве никто не собирается, чем власти республики охотно и пользуются.

И, наконец, в-третьих – восстанавливать прежние российско-украинские экономические отношения, от которых так рьяно отказываются в Киеве, рано или поздно все-таки придется. В настоящее время важно сохранить хотя бы очаги двухсторонних связей в области военно-промышленного комплекса, машино- и моторостроения, космической промышленности и прочего, однако напрямую двум странам это становится все сложнее. Вполне вероятно, что Белоруссия должна стать той площадкой, где украинский и российский бизнес, не обремененный политическими ограничениями, продолжит свое сотрудничество. Пускай и в очень ограниченном формате.

В целом необходимо признать, что нейтральная позиция А. Лукашенко, хотя и уязвима для критики, но в какой-то степени сегодня выгодна и Белоруссии, и Украине, и ЕС, и даже России. Белорусы, опасаясь принимать в существующем конфликте чью-то сторону, волей-неволей могут привнести в его разрешение позитивные моменты. Украина рано или поздно очистится от охватившей её болезни и ей будет необходимо восстанавливать разрушенные связи с Россией. В таком случае Белоруссия вполне может стать инструментом, который позволит сделать это наиболее эффективно.

Ритм Евразии



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru