САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ «Викинг», «Витовт», «Маша и Медведь»? Могут представлять угрозу для безопасности

«Викинг», «Витовт», «Маша и Медведь»? Могут представлять угрозу для безопасности

« Назад

18.09.2017 12:18

«Викинг», «Витовт», «Маша и Медведь»? Могут представлять угрозу для безопасности

Отныне перед выходом на экраны в Литве российские фильмы станут оцениваться на предмет наличия «пропаганды». Решение о данном нововведении было принято на днях в ходе круглого стола, прошедшего по инициативе министерства культуры. В этом мероприятии участвовали представители Минкульта, кинопрокатчики, политические эксперты и депутаты сейма, единодушно согласившиеся, что кинопродукцию из РФ следует пропускать сквозь сито цензуры.

Вся власть – цензорам!

Литовская правящая элита опасается, что «потенциальные агитационные киноленты могут попасть в кинотеатры без какой-либо оценки». Представители местных прокатчиков, со своей стороны, отметили, что нельзя списывать со счетов фактор самоцензуры, однако они не стали возражать против того, чтобы «больше внимания уделять воспитанию критического мышления и медиаграмотности».

Решение о введении процедуры «пропагандистской» проверки российских кинокартин не стало неожиданным. Ранее депутаты сейма уже выступили с предложением обязать экспертов из Литовской комиссии по теле- и радиовещанию (ЛКТРВ) определять степень «вражеской пропаганды» и выдавать разрешение на показ фильмов российского производства. «Очевидно, что Центр кино при Министерстве культуры не в состоянии или не имеет желания закрыть дорогу враждебной пропаганде России. C появлением же подобной функции у ЛКТРВ они смогут ввести такие санкции, как предупреждение, запрет на показ фильма или же наложение штрафа за картины, несущие пропаганду или дезинформацию», – заявили участники круглого стола.

В последнее время бурную реакцию депутатов вызвал целый ряд фильмов российского производства. Так, в январе член фракции Союза крестьян и зелёных Радвила Моркунайте-Микулинене заявила, что картина «Викинг» является «политическим проектом» и «может представлять угрозу для национальной безопасности». Как известно, «Викинг» посвящён биографии великого князя Киевской Руси Владимира, ставшего крестителем государства. Об Украине там ничего не говорится по причине отсутствия такой страны на мировой политической карте в X веке. Этим-то и недовольны в Литве. Р. Моркунайте сказала, что целью фильма является «оправдание аннексии Крыма и закрепление его исторической и законной принадлежности России». Депутат попросила «тщательно оценивать материалы российского производства, принимая во внимание не только коммерческую выгоду, но и исторические и правовые критерии».

«Фильмом "Викинг" Москва хочет убедить своё население и западное сообщество, что у Украины, как государства, нет исторических корней. Что такого государства никогда не было», – возмущён литовский профессиональный пропагандист Каролис Зикарас. Слово «пропагандист» к Зикарасу можно применить в самом прямом смысле. Он работает в департаменте стратегических коммуникаций литовской армии, а там как раз пропагандой и контрпропагандой и занимаются. «Викинг» оказался в поле зрения военных после того, как администрация литовских школ получила от прокатчика предложения приобрести льготные билеты для просмотра картины. «Исторические фальсификации – не раз использованный в России инструмент информационной войны», – утверждает Зикарас. Его возмущает позиция литовских прокатчиков «Викинга» – те объявили кино «реалистичным» и «познавательным» и отмечают, что фильмы российского производства дают самые внушительные кассовые сборы.

В феврале в Литве оказался запрещён к прокату казалось бы совершенно безобидный кинокомикс о супергероях «Защитники». Дистрибьюторы усмотрели в картине опасность. «Представители кинотеатров Литвы отказали ленте «Защитники» в прокате. В качестве причины было названо содержание фильма, в котором демонстрируется "чрезмерная мощь российской армии, её агрессивная военная техника"», – обескураженно сообщили в кинокомпании, занимавшейся созданием «Защитников».

Не смотрел, но осуждаю

Недавно депутаты сейма нашли «элементы пропаганды» в фильме режиссёра Павла Чухрая «Холодное танго». Самое смешное, что в России эту картину представители патриотической общественности раскритиковали за совершенно противоположное – они усмотрели в фильме, где жизнь литовцев в советскую эпоху изображена мрачной и беспросветной, как раз элементы антироссийской пропаганды! Но у литовского официоза оказалось на сей счёт свое мнение. Три депутата от «Союза отечества – Христианских демократов Литвы» (Лауринас Кащюнас, Витаутас Кернагис и Паулюс Саугардас) в своём обращении к правительству заявили, что «при помощи таких фильмов, как "Викинг" и "Холодное танго" Россия старается играть на эмоциях литовского зрителя, принижать историю других стран и подчёркивать собственное превосходство».

По мнению литовских правых, «Москва ведёт информационную войну, используя культуру в политических целях – а пропаганда попадает в сознание людей лучше всего через культуру». Экс-министр культуры, а ныне депутат Сейма Литвы Артурас Гелунас («Движение либералов») добавил: «Я не смотрел российские кинофильмы "Викинг" и "Холодное танго". Но из описаний вижу, что кино плохое и не стоит на него тратить время». Его поддержал депутат Витаутас Кернагис (СО-ХДЛ): «Эти фильмы не смотрел, но считаю, что они приносят вред обществу». Как видим, старое советское выражение «не читал, но осуждаю» в современной Литве сохраняет свою актуальность в полной мере.

Ранее литовские эксперты в области безопасности, оборонной политики, информвойны и контрпропаганды дали понять, что с опаской ожидают появления в прокате нового российского мультипликационного фильма «Три богатыря и морской царь». Они назвали мультик «пропагандистским и сеющим выборочную правду». Преподаватель Вильнюсского государственного технического университета Томас Миткус заявил: «У детей нет фильтров, поэтому анимация – одна из сильнейших форм пропаганды. Дети даже не понимают, что может существовать ложь, какие-то извращения истины. Поэтому всё, что они принимают, они принимают за чистую монету». Миткус, являющийся членом Национального киносовета, вовсю стращает: «Создатели мультфильмов манипулируют детьми, извращая представления о добре и зле».

По его же мнению, российские мультипликационные режиссеры сегодня создают образ сильного лидера, обслуживая интересы президента РФ. «Практически вся русская мультипликация подчёркивает образ сильного лидера. Общество счастливо тогда, когда его может защитить лидер. Такой, как Путин? Да, эта параллель, скорее всего, очевидна», – считает литовский педагог. На данном основании Т. Миткус делает вывод, что те литовские политики, которые предлагают сотрудничать с Россией в области культуры, спорта и туризма, наивны. По его словам, «именно благодаря культуре пропаганда промывает мозги: возникают эмоции и ассоциации, человек становится менее критичным». Не случайно, как уверяет он, «Россия инвестирует фантастические средства в создание мультфильмов, не брезгуя извращать историю других государств, осмелившихся бросить вызов Москве».

 «Российскую диверсию» обнаружили также в детском мультике «Маша и Медведь», о чем «Ритм Евразии» уже писал ранее. По мнению Лауринаса Кащюнаса, Медведь символизирует русскую агрессию.

Впрочем, подозрение вызывает не только российская, но и белорусская культурная продукция. Министр культуры Лиана Руоките-Йонссон заявила, что запланированный в следующем году в Вильнюсе показ белорусского балета «Витовт» является «демонстрацией мягкой силы и провокацией». Данную постановку Национального академического Большого театра оперы и балета Белоруссии планировалось показать на Siemens Arena в феврале следующего года – к 100-летию провозглашения Литовской Республики. «Однозначно отрицательно оцениваю попытку организаторов шоу присоединиться таким образом к празднованию независимости. Хочу отметить, что эта работа никоим образом не связана с программой столетия становления литовской государственности», – цитируют литовские СМИ слова министра.

Стоит отметить, что премьера балета «Витовт» состоялась ещё в 2013 году. В июне текущего года его показывали в Большом театре в Москве – в рамках Дней культуры Белоруссии и России. Балет в республике был отмечен рядом наград и премий. Он посвящён знаменитому средневековому князю, которого и в Литве, и в Белоруссии считают одним из «отцов» государственности. Однако в Вильнюсе заподозрили, что авторы «Витовта» изобразили князя «неправильно» – что и вызвало возмущение литовского Минкульта.

Какое государство, такие и «угрозы»

В своё время Литва сделала немалый вклад в советский кинематограф. Что характерно, ряд литовцев успешно работает и в российском кино. Вот только по нынешним временам это чревато неприятностями. Полтора с лишним года назад журналист Марина Шевцова рассказала о компании травли, развёрнутой в Литве против своих же соотечественников, участвующих в создании российских фильмов - их обвинили в пособничестве «кремлевской пропаганде». Она пишет: «В Литве уже мало кого удивишь заявлениями, что российское кино – это кино пропагандистского толка, нацеленное на промывание мозгов обывателю. По теме устраивают псевдонаучные дискуссии, во время которых никому не известные кинокритики заклинают не транслировать и не смотреть даже культовые фильмы, например "Иронию судьбы или с лёгким паром". Но, оказывается, информационной войны, как её понимают на земле святой девы Марии (неофициальное название Литвы. – Р.Х.) – а понимают её здесь весьма примитивно, – много не бывает. И вот уже литовских кинематографистов обвинили в российской пропаганде. Речь идёт о российской драме "Герой" режиссёра Юрия Васильева. Местные националисты обнаружили в титрах картины несколько литовских фамилий и решили заклеймить позором этих соотечественников. Оператором фильма "Герой" выступил литовский кинематографист Рамунас Грейчюс, а одним из художников-постановщиков стала Юргита Гердвилайте. Кроме того, в картине играет литовская актриса Юргита Юркуте. Это стало основанием для литовского блогера Цеппелинуса (настоящее имя Раймондас Навицкас) заявить, что "клещи российской пропаганды" дотянулись до его страны. "Создание фильма финансировалось Министерством культуры Российской Федерации во главе с печально известным Мединским", – возмутился он. "В то время, когда вся консервативная и либеральная Литва борется с российской пропагандой, часть элиты кинематографии Литвы черпает своё вдохновение и средства из бюджета Министерства культуры РФ", – утверждает блогер. Можно добавить, что немногим позже в Литве раздался ещё один взрыв негодования – 21 апреля прошлого года состоялась премьера «Экипажа», где одну из главных ролей сыграла литовская актриса Агне Грудите.

И в заключение. Свидетели вспоминают, как на похоронах великого литовского актёра Донатаса Баниониса, умершего 4 сентября 2014 года, министр культуры страны Шарунас Бирутис оказался в глупой ситуации. Он много рассказывал о «вкладе покойного в европейское искусство», однако на церемонии не присутствовало ни одного представителя от посольств «цивилизованной Европы». Напротив, о вкладе Баниониса в театр и кино Советского Союза не было сказано ни слова – но венок от имени председателя правительства Российской Федерации на могилу лёг.

И подобная двусмысленность в Литве во всём. Ибо как бы ни разорялись «борцы с пропагандой», российское кино простые литовцы продолжают смотреть. К ещё пущей злости «борцов»… Однако встаёт вопрос: так чего же стоит государство, угрозой для которого оказываются обычные, мейнстримные фильмы, телесериалы и мультики?

Ритм Евразии



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru