САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Анатолий Матвиенко: О месте в белорусской истории польского террориста Винцента Калиновского

Анатолий Матвиенко: О месте в белорусской истории польского террориста Винцента Калиновского

« Назад

13.01.2018 14:26

Анатолий Матвиенко: О месте в белорусской истории польского террориста Винцента Калиновского

22 января 2018 года исполняется 155 лет со дня начала Польского вооружённого восстания. В этот день в 1863 году, 10 января по старому стилю, вспыхнули вооружённые стычки с подразделениями царских силовых структур в Плоцке, Кельцах, Лукове, Курове, местечках Ломазы и Россош. Повстанцы нападали на воинские гарнизоны и захватывали оружие. 1 февраля мятеж перекинулся на Литву, так в середине XIX века именовались земли Гродненской и Минской губерний, позже распространился на большую часть территорий современной Беларуси и правобережной Украины.

Хотя основные действия разворачивались в Польше, для нас всегда представляла интерес белорусская страница восстания, а также фигура одного из его предводителей – Винцента Константина Калиновского.

Будущий персонаж белорусского пантеона выдуманных героев, Калиновский белорусом не был, не родился в Беларуси, казнён не в Беларуси, корней белорусских не имел… На всякий случай уточню: место рождения Винцента Калиновского (по польской традиции упоминается первое имя с фамилией) находится в Подлясском воеводстве Польши, оба родителя – польского происхождения из обедневшей шляхты, все они – католики. Единственное, что Винцента привязывает к нынешней Беларуси, так это место совершения деяний, за которые его повесили в Вильно. 

Конечно, провозгласив идентичность некой умозрительной Беларуси с Великим княжеством Литовским, включавшим в себя нынешние польские, российские, украинские, белорусские и литовские земли, можно и Вильно, место казни Винцента, отнести к Беларуси. Соответственно, противостояние Порошенко и Саакашвили по этой же логике надо считать белорусским событием, так как оно происходит в Киеве, бывшем городе ВКЛ… Но будем реалистами и глянем на мир как он есть, а не через очки исторических иллюзий.

Чтобы понять, что собой представляет человек, проще всего дать слово ему самому. Винцент на простонародном гродненском диалекте (белорусского как такового в 1860-е годы не существовало, потому «язык руский» ВКЛ был запрещён в Речи Посполитой и фактически утрачен, каждый регион имел свой оригинальный диалект, включающий лексику языка ВКЛ, русского и польского) писал воззвания к мужикам, агитируя их примкнуть к восстанию. Несколько адаптированный под современность и переложенный на кириллицу, текст одного из «Писем из-под виселицы» выложен на оппозиционном сайте knihi.com. Если полистать другие сайты белорусской националистической оппозиции, то «Пісьмы з-пад шыбеніцы» и другие опусы Винцента преподносятся как образчик гражданской публицистики, истинного патриотизма…
 
Читаем:
«Не будзем гаварыці, з якіх народаў маскалі паўсталі, брацтва там не многа найдзем, няволя манголаў да і цароў маскоўскіх заўсім забіла ў гэтам народзе ўсякую памяць а свабодзе да і зрабіла з яго грамады людзей паганых без мыслі, без праўды, без справядлівасці, без сумлення да і без баязні Боскай». 
Православие, вероисповедование абсолютного большинства населения востока и юга Беларуси, а также широко распространённое в литовских губерниях, поляк обзывал «собачьей верой».

Он апеллировал к низменным инстинктам, писал в предельно упрощённом «мужицком» стиле, утаивал основную причину бунта – польский сепаратизм, но так и не добился поддержки у широких слоёв населения. Восстание на белорусских землях развивалось как мокрое горит. Ну не поверило крестьянство, что панская власть будет лучше «москальской»! Тем более, тогда начались либеральные реформы Александра II с отменой крепостного права, экономическими вольностями и некоторым либерализмом в самоуправлении. Национальное самосознание белорусов как цельного и отдельного этноса по отношению к соседним народам ещё не сформировалось (оно не вполне оформилось и по сей день), поэтому мотивация к вооружённой борьбе отсутствовала. Здесь преобладали партизанские методы сопротивления, и оно было подавлено гораздо легче, чем в Польше.

Впоследствии советские историки с коммунистическим партбилетом в кармане обеляли Винцента и оправдывали террористические методы его борьбы с царизмом, ставя на одну доску с другими подонками-террористами, такими как Кибальчич, Ульянов-старший, Засулич и пр. Но перечисленные одиозные личности действительно боролись против самодержавия, целились в императора или чиновников из вертикали власти. Калиновский с самого начала позиционировал себя как националист-русофоб и только во вторую – как противник российской монархии. Естественно – польский националист, не белорусский.

Итак, москали – это люди поганые, без мысли, без правды, без справедливости, без совести и без страха перед Богом (с точки зрения польского агитатора). Прошу обратить внимание, речь идёт не о правящей династии, там германцы, не о властях, не о силовых структурах. Именно о народе. Соответственно, народ посполитый, если дальше следовать логике Калиновского, стоит выше москалей.
Вопрос на эрудицию: как называется крайняя форма национализма, при которой её адепты считают соседний народ худшим, поганым, его религию – «собачьей», и призывают к вооружённой борьбе с этим низким народом, чтоб он не заслонял солнце «высшей расе»?

Мы знаем, чем кончилась эпопея Винцента, кстати, последнюю часть своей версии записок «Моя борьба» он написал тоже в тюрьме, опередив на полвека с небольшим автора Mein Kampf. Но с Гитлером этого поляка равнять бессмысленно, «наш» нацист причинил несравнимо меньше страданий и жителям Литвы-Беларуси, и «москалям» по сравнению с германскими нацистами. Вообще, роль Калиновского в польском восстании не столь велика, как это преподносилось во времена СССР.

Его практически не вспоминали в 1900-е и 1910-е годы, разве что – крайне редко. Мне попалась на глаза публикация Максима Богдановича, датированная 1915 годом, где наш великий поэт писал про издание польскими повстанцами в 1863 году ряда изданий на белорусском языке, в т.ч. в списке этих поляков упомянул Калиновского. Именно как поляка, отнюдь не белоруса.

Винцента распиарил Вацлав Ластовский, историк-любитель и по совместительству Председатель Кабинета Министров Белорусской Народной Республики. Интересное совпадение: фейковое государство и фейковая история! Нет, не совпадение. Обойдясь без исторического образования, данный субъект стал академиком АН БССР и развил бурную деятельность: переписал избранные места из сочинений Калиновского, вставив к месту и не к месту слова «белорусы», «белорусская змелька» и т.д. Он же чрезвычайно преувеличил роль Калиновского в тех событиях, что впоследствии нашло отражение в учебниках истории: Польское восстание 1863-64 г.г. именовалось в БССР не иначе как «восстание Кастуся Калиновского». Кстати, посмертное переименование Винцента в Кастуся – также заслуга Ластовского, академик не только подретушировал взгляды покойного нациста, но даже имя ему подправил, обелорусил. Если факты против истории по Ластовскому – тем хуже для фактов! И лучше для фейка.

Академика в числе других столь же «выдающихся деятелей науки и культуры БССР» казнили во время репрессий конца 1930-х годов, но дело его живёт. И даже набирает некоторые обороты. В частности, практически на всех оппозиционных ресурсах, где упоминается польский повстанец, утверждается, что Калиновский – белорусский патриот и боролся за независимость Литвы-Беларуси и от москалей, и от Польши! Надо полагать, когда победоносное повстанческое войско покрошило бы восточных варваров, а также в традициях Витовта сожгло подмосковные посады, можно было бы заняться и отделением от Польши… Не знаю, в «Мужыцкай правде» и «Письмах из-под виселицы» я ничего подобного не обнаружил. Да, мечтали панове о восстановлении Речи Посполитой в виде обеих её кусочков – Польши и Литовского княжества, то есть, в государственной конфигурации, что привела к военно-политическому банкротству в конце XVIII века. Похоже, разглагольствования о «суверенитете» Беларуси – того же поля ягоды, как и переименование Винцента в Кастуся. 

Даже интересно, накатится ли очередной шквал инициатив увековечить память Калиновского к 155-летию восстания, как это имело место в дни 150-летия, тогда собирали подписи на памятник… В Минске одна из улиц с советских времён носит имя Калиновского, она по планировке нелепая: широкая от проспекта до Кедышко, далее вдруг сужается, несмотря на пустырь вдоль ЛЭП и Военной академии, оттого пробки случаются даже не в часы пик. 

Но нет в столице, например, улицы князя Ивана Паскевича, подавившего польский мятеж 1830 года и твёрдой рукой правившего Царством Польским, не допуская выходок местных энтузиастов вроде Калиновского. Под его твёрдой рукой лет двадцать на Западе Российской Империи царил мир и покой. Историческая память – очень несправедливая штука.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru