САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Андрей Геращенко: Не только олигархи виноваты

Андрей Геращенко: Не только олигархи виноваты

« Назад

09.03.2017 09:02

Андрей Геращенко: Не только олигархи виноваты

Насколько серьёзны проблемы Союзного государства России и Белоруссии? В ряде белорусских и российских СМИ (в последнем случае – прежде всего, в левой и коммунистической прессе) единственным виновником пробуксовывания, а то и прямого свёртывания интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии называется исключительно Россия и её олигархат, стремящийся поглотить белорусскую экономику и нивелировать социальные завоевания Белоруссии.

Нынешний министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко, обсуждая возможности выхода из сложившейся ситуации, как-то привёл любопытную цитату из В.И. Ленина: «Кто берётся за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться на них в каждом частном случае означает обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность».

Что ж, прежде, чем мы перейдём к «частным проблемам», обозначим сразу «общие вопросы». Ведь вопросы интеграции особенно актуальны сегодня, в год 100-летия Русской революции. Время не разрушать, а созидать; объединяться, а не расходиться.

Позиция белорусских СМИ ясна и направлена на отстаивание белорусского подхода к обозначенной проблематике. Из логики внутрироссийских споров следует и солидаризация с таким мнением коммунистической прессы. Однако так ли всё просто, чтобы рассматривать союзную проблематику исключительно в русле классового противостояния и борьбы «российской олигархической» и «белорусской народной» экономик?

Подобное обсуждение сводится практически лишь к сфере экономических проблем, не затрагивая и, соответственно, не увязывая с ними как общественно-политическую, так и геополитическую проблематику. В обоснование такого подхода приводится тезис о том, что белорусов и россиян тревожат в первую очередь торгово-экономические конфликты, возникающие между странами.

Однако, сводя всё к торгово-экономической проблематике и обвиняя во всём Россию, авторы подобных публикаций старательно обходят разногласия в политической сфере.

Это, прежде всего, непризнание Белоруссией Южной Осетии и Абхазии, «собственное белорусское» мнение относительно ситуации в Крыму, переворота в Киеве, карательной операции в Донбассе; взятый Белоруссией курс на подчёркнутую «многовекторность» и многое другое.
Хотя как раз это, вспоминая цитату из В.И. Ленина, влияет, помимо всего прочего, и на проблематику в торгово-экономической сфере.

Перейдём к конкретике. Сторонники «вины России» обычно начинают хронологию «конфликтов» с февраля 2004 года, когда Россия прекратила поставку газа Белоруссии «под предлогом задолженности». Однако только ли в 2004 году возникли первые трения? На самом деле, всё началось ещё в 1994 году. В 1994–1995 годах Белоруссия, которая переживала период социально-политической и экономической нестабильности вследствие развала СССР, задолжала России за газ 1 млрд долларов.

В 1996 году был принят нулевой вариант – долг списывался, а взамен Белоруссия отказывалась от претензий к России по поводу арендной платы за военные базы, вывоз ядерного оружия и т.п. Суммы были приблизительно эквивалентными. На будущее было решено частично производить оплату товарами белорусского производства. Это создало проблему и для «Газпрома». Поэтому оплата белорусскими товарами российского газа в 2001 году составляла 80% (остальное – деньгами), в 2002 году – уже 53%, а в 2003 году снизилась до 26%.

В 2003 году А.Г. Лукашенко заявил, что, по его мнению, «Газпром» должен заплатить за активы «Белтрансгаза» вместо ранее оговорённого 1 млрд долларов – 5 млрд долларов. «Газпром» предупредил Белоруссию, что с 1 января 2004 года цена газа перестанет быть внутрироссийской, и с 30 долларов вырастет до 47 за 1000 кубических метров. Белоруссия предсказуемо сообщила о росте стоимости транзита газа в Европу, но в итоге теряла 125 миллионов долларов.

Контракт отказалась подписывать именно Белоруссия. В феврале 2004-го «Газпром» на один день (!) прекратил подачу газа, а в Белоруссии поднялась волна антироссийской риторики – дескать, Москва решила «заморозить своего союзника, воспользовавшись зимними холодами».

Между тем ситуация с «Белгазпромом» всё же была доведена до логического разрешения. 25 ноября 2011 года Госкомитет по имуществу Республики Беларусь и «Газпром» подписали договор о покупке «Газпромом» второй половины «Белтрансгаза», а также контракты на поставку газа в Белоруссию и его транспортировку по белорусской территории в 2012–2014 годах. Помимо поступления 2,5 миллиардов долларов в бюджет, Белоруссия получила и другие ощутимые выгоды. Стоимость 1000 кубических метров газа для Белоруссии в 2013–2014 годах была привязана к цене газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа с учётом стоимости его транспортировки в Белоруссию, накопления в подземных хранилищах на территории России и некоторых других факторов.

8 декабря 2011 года в Минске под председательством А. Миллера прошло совещание, полностью посвящённое вхождению «Белтрансгаза» в «Газпром». Наряду с финансово-экономическими вопросами и порядком функционирования Единой системы газоснабжения России и Белоруссии, были оговорены и корпоративные моменты – от системы управления до повышения заработной платы (примерно до 950 долларов). Поначалу это вызвало достаточно нервную реакцию белорусского руководства, потому что повышение заработной платы в три раза стало наилучшим аргументом для понимания полезности и своевременности сделки по продаже второй части «Белтрансгаза», однако жизнь в итоге доказала правильность принятого решения. В первую очередь, удалось сохранить кадровый потенциал, прекратить отток высококвалифицированных специалистов в ту же Россию, решить ряд накопившихся проблем белорусской газотранспортной системы.

Стало совершенно очевидно, что все разговоры о «продаже за бесценок» российским олигархам части белорусской экономики не только не привели к каким-либо негативным проблемам для работников «Белтрансгаза», а позволили этим людям реально значительно повысить своё благосостояние.
Вошедший в состав «Газпрома» «Белтрансгаз» – это большая сеть предприятий, работой на которых занято почти 6500 человек.

Ко всему прочему «Газпром» начал строить в Минске большой многофункциональный комплекс своей компании. Популярная в Российской Федерации программа «Газпром – детям» была распространена и на территорию Белоруссии. К сожалению, в результате взаимных упрёков и претензий всё это было фактически приостановлено.

Не менее сложен и вопрос так называемого нефтяного баланса России и Белоруссии. Не вдаваясь в подробности, отмечу только, что Белоруссия в обмен на получение около 21,5 миллиона тонн нефти должна поставить примерно 5,8 миллионов тонн уже готовых продуктов нефтепереработки в Россию. Цифры на каждый год, а временами даже на полугодие или квартал постоянно уточняются, и служат предметом острых переговоров. В обоих случаях цены и на нефть, и на продукты нефтепереработки являются по договору фиксированными и ниже среднемировых. Так вот, Белоруссия регулярно не выполняет свою часть договорённости по нефтяному балансу, утверждая, что реэкспорт нефтепродуктов в Россию ей невыгоден: в Европу можно продать дороже. То, что России тоже выгоднее продавать нефть в Европу, а не в Белоруссию, белорусской стороной во внимание не принимается.

Мы уже говорили выше, как повысилось благосостояние простых белорусов – работников «Белтрансгаза» после его объединения с «Газпромом». К сожалению, подобных положительных примеров очень мало. Белорусская сторона всячески задерживает приход российского инвестора и слияние компаний Белоруссии и России, опасаясь, что потеряет рычаги административного управления предприятиями. Пусть даже это и оборачивается серьёзным снижением уровня зарплат и жизни белорусских граждан. Примеров множество, но я напомню только печальную историю с попыткой образования холдинга «Росбелавто», в котором планировалось объединить активы двух гигантов по производству грузовиков – «МАЗа» и «КАМАЗа». Ещё двенадцать лет назад «МАЗ» выпускал около 12 000 автомобилей в год, в то время как «КАМАЗ» – всего 4 000. Но проблемой «МАЗа», как и Белоруссии в целом, является малый объём внутреннего рынка. К тому же если «МАЗ» ориентирован в основном на экспорт, то «КАМАЗ», используя преимущества огромного внутреннего российского рынка – на продажи внутри страны. Эти факторы и привели к тому, что в начале 2010-х «МАЗ» выпускал около 30 000 автомобилей в год, а «КАМАЗ» – уже вдвое больше – 60 000. Но даже этой цифры было недостаточно для решения задачи, поставленной российским руководством – провести замену и утилизацию отслуживших свой срок грузовиков по всей стране. Мощности «МАЗа», тем более при их наращивании, были бы весьма кстати. Помимо этого, российскую сторону интересовали и вопросы удешевления комплектующих, общие технические наработки – опыт белорусов для наращивания выпуска современных моторов, коробок передач и других элементов автомобилей. «МАЗ» же в первую очередь искал дополнительные выходы на российские рынки, не только для грузовиков, но и для своих автобусов.

Но белорусская сторона вновь максимально затягивала процесс, выдвигая условия, неприемлемые для «КАМАЗа» по экономическим причинам. В итоге компания Daimler увеличила свою долю в «КАМАЗе», после чего актуальность слияния с «МАЗом» для «КАМАЗа» утратила былое значение.
Флагман советского и белорусского автомобилестроения теперь переживает не лучшие времена. В 2012 году было произведено 26 000 грузовиков, в 2015 году – 6 400, а в нынешнем, 2016-м, за первое полугодие – всего около 2 000. Предприятие возглавило антирейтинг белорусской экономики: за первое полугодие 2016 года убытки составили 30 млн долларов. Количество работающих сократилось с 21 500 до 17 000. По мнению многих аналитиков, «МАЗ» обречён: его ждет дальнейшее падение производства, увольнение работников, поэтапное перепрофилирование и продажа производственных мощностей.

Нетрудно догадаться, что говорят и думают уже потерявшие работу 4 500 человек и те, кто получает на «МАЗе» уже пониженную зарплату и боится увольнения в ближайшее время, о подобной «защите» от «посягательств российских олигархов на народную белорусскую собственность». К тому же они знают о более счастливой истории в ситуации с «Газпромом». А говорят они примерно следующее: мы не боимся прихода российских олигархов, у нас всё равно ничего нет, и купят они предприятие не у нас, а у белорусского руководства – так мы бы хоть с работой и зарплатой были, как на «Белтрансгазе», а теперь на улице. К слову, по городам Белоруссии в феврале 2017 года впервые за многие годы прокатились массовые выступления против так называемого «декрета о тунеядцах», согласно которому те, кто не имеет работы, должны заплатить в доход государства налог.

Практически те же проблемы можно наблюдать и в отношении слияния «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша».

Касаясь вопросов «молочного и мясного» противостояния, хочу заметить, что они тоже не частные, а увязаны с общим контекстом российско-белорусских отношений.

Кроме того, Белоруссия не лучшим образом отреагировала на антироссийские санкции, допустив факты реэкспорта запрещённой к ввозу в Россию продукции под маркой собственно белорусской.
Однако вернёмся к сфере военного и политического сотрудничества.

Затрагивая эту тему, часто указывают на то, что за свои стратегические базы, способные предупредить о ракетном нападении из натовской Европы или Атлантики и управляющие ударными, в том числе атомными, подлодками в мировом океане, Россия не платила. Американцы якобы предлагали Александру Лукашенко 10 миллиардов долларов за то, чтобы тот удалил с белорусской земли российскую радиолокационную станцию. Но он ответил, что братство с Россией не продаётся.

Иными словами, признаётся факт того, что такое предложение со стороны США было сделано. Я представляю отношение белорусов и россиян к А. Лукашенко, если бы он за 10 млрд долларов пошёл на сделку с США… Это, безусловно, стало бы его огромной политической проблемой. Но если братство с Россией не продаётся, зачем тогда озвучена сумма? Совершенно очевидно, что это сделано если не для полной «компенсации», то хотя бы для какого-нибудь «частичного взаимозачёта». К тому же Белоруссия негативно отреагировала на предложение России создать авиабазу на своей территории, предложив взамен этого помочь Минску самолётами. Демонстративным фактом самостоятельности Белоруссии в военной сфере стало и создание системы залпового огня «Полонез», которая делалась в кооперации с Китаем, так как Россия «не проявила понимания в данном вопросе». Иными словами, и в военной сфере всё далеко не так безоблачно.

Что касается сферы политической, то российских лидеров в упомянутых материалах в СМИ обвиняют в нежелании строить Союзное государство, а также стремлении уйти в сферу Евразийского экономического союза. На это можно возразить, не вдаваясь в подробности, что Белоруссия сама не раз заявляла, что «суверенитет – святое», отвергая как систему введения общей валюты, так и многие иные союзные проекты. В этой ситуации Россия и выстраивает свои отношения в рамках ЕАЭС, но уже не только с Белоруссией, но и с Казахстаном, Киргизией, Арменией. Союзное государство России и Белоруссии служит ориентиром, но ситуация такова, что, кроме России и Белоруссии, на такую интеграцию остальные участники ЕАЭС не готовы идти по тем или иным причинам.

Белоруссия и Россия - ближайшие союзники, наши народы фактически представляют собой единую культурно-цивилизационную общность. Проблемы всегда есть даже в одной семье, между близкими родственниками, друзьями. Уверен, что это понимают как народы Белоруссии и России, так и лично Александр Лукашенко и Владимир Путин.

Напомню, что в Белоруссии, по результатам общенационального референдума 1995 года, 83,3% белорусов высказались за интеграцию с Россией и государственный статус русского языка. Мы «обречены» жить вместе, и ни в коем случае нельзя повторить то, что произошло на Украине.
Поэтому нельзя обвинять лишь одну сторону – в данном случае Россию, в срыве Союзного строительства и интеграции.

Для многих белорусов уже давно очевидно, что не только кризис, но и ухудшение отношений с Россией бьет по их кошелькам и благосостоянию. Нужно видеть реальные угрозы и противостоять им, искать корни и причины возникающих проблем, а не поддаваться на упрощённую трактовку ситуации. 

Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru