САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Белоруссия прекратила поставки бензина в Россию из-за слабого рубля

Белоруссия прекратила поставки бензина в Россию из-за слабого рубля

« Назад

29.01.2016 14:25

 Белоруссия прекратила поставки бензина в Россию из-за слабого рубля

Крупный поставщик бензина на российский рынок — Белоруссия — прекратил поставки российским трейдерам. Об этом «Известиям» рассказали источники в российском нефтехимическом комплексе и подтвердила белорусская сторона, торговая компания Beloil. Последние поставки были в январские праздники, и то совсем небольшие — всего 239 т, это лишь 0,2% от объемов за январь 2015 года (101,6 тыс. т), хотя обычно доля белорусского бензина на российском рынке составляет 3–5%. Снизившийся импорт может побудить Минэнерго сократить квоты на поставки нефти в Белоруссию, а весной есть вероятность небольшого дефицита бензина.

— Поставки начали падать еще в декабре и в итоге совсем прекратились после январских праздников, — рассказал «Известиям» директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. — Белорусские компании поставляют, если у них нет продаж в более выгодных направлениях. В конце декабря, как они говорили, у них таких было много, а из-за довольно высоких цен наши трейдеры товар у них не покупают, и поставок поэтому нет.

По данным «Аналитики товарных рынков», стоимость белорусского бензина марки Аи-92 («Регуляр 92») за декабрь 2015 года, вопреки общероссийской тенденции на снижение, выросла с 35,9 тыс. рублей за 1 т до 36,6 тыс. рублей за 1 т. Стоимость российского биржевого бензина (около трети бензина в России продается через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, СПбМТСБ) за тот же месяц снизилась — с 32,9 тыс. рублей за 1 т до 31,7 тыс. рублей за 1 т.

Стоимость белорусской нефти напрямую привязана к стоимости рубля: чем ниже опускается курс рубля по отношению к доллару США, тем больше белорусы просят за тонну товара, поясняет Турукалов. В Западной Европе в 2015 году разница в цене тонны бензина с российскими ценниками доходила до $100. В частности, выросли белорусские поставки в Великобританию (3,59 млн т за январь–апрель 2015 года, разница в 2,5 раза), остальная часть по контрактам ушла в Нидерланды и на Украину.

— К тому же высокая волатильность рубля повышает риски недополучения прибыли. Товар огружается покупателю в течение 30 дней с момента сделки, плата за него тоже приходит не сразу, что, естественно, создает для продавца риски получения валютных доходов по сделке ниже ожидаемых, — отмечает аналитик.


Поставки бензина из Белоруссии в Россию, как правило, идут с Мозырского НПЗ белорусского концерна «Белнефтехим» (управляет всеми НПЗ, нефтехимическими и добывающими компаниями в республике). Представитель концерна переадресовал запрос «Известий» в другую госкомпанию — Beloil (Белорусская нефтяная компания), пояснив, что та занимается реализацией бензина с НПЗ. Представитель Beloil не ответил на запрос, но источник на Мозырском НПЗ подтвердил «Известиям» факт остановки продаж в Россию, добавив, что «дело в рентабельности».

Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение по поставкам нефти и нефтепродуктов до 2025 года в 2014 году, по нему ежегодно Москва обязалась поставлять Минску по 23 млн т нефти, не взимая с нее экспортной пошлины по условиям Евразийского экономического союза. Взамен было оговорено, что Россия будет получать от белорусских нефтепереработчиков не менее 1,8 млн т бензина в год. В прошлом году в Россию должно было уйти 1,8 млн т, но в марте начались перебои с поставками, в итоге за год, по данным «Аналитики товарных рынков», поступило всего 808 тыс. т бензина, то есть на 1 млн т меньше заявленных оговоренных объемов.

В январе–мае 2015 года белорусская сторона не раз останавливала экспорт бензина в Россию. В апреле белорусский вице-премьер Владимир Семашко объяснял это слишком низкой стоимостью нефтепродуктов на российском рынке. В ответ в мае глава российского Минэнерго Александр Новак предупредил белорусских коллег о вероятном уменьшении встречных поставок нефти, что предусмотрено действующим двусторонним договором при падении поставок бензина на 10%. После этого заявления поставки возобновились, но в минимальных количествах — за май-июнь было отгружено 113 тыс. т, чего явно мало для покрытия годовых обязательств.

Поставки целесообразно было бы ограничить с III квартала, предполагал Новак. Но правительство в итоге на это не решилось — несмотря на то что цены на бензин на оптовом рынке в конце мая 2015 года достигали годовых максимумов (Аи-95 на СПбМТСБ за две недели набрал 8,5%, до 37,2 тыс. рублей за 1 т, цена на Аи-92 выросла на 9,6%, до 36,2 тыс. рублей за 1 т).

На 2016 год Белоруссия просила повысить поставки нефти с 23 млн до 24 млн т и параллельно снизить ее обязательства перед Россией по поставке бензина почти в два раза — с 1,8 млн т до 1 млн т. «Это нормально, 2 млн была завышенная цифра», — признавал Новак. В пределах этого года объемы поставок по месяцам не детализируются, сообщили «Известиям» в Минэнерго.

По данным Thomson Reuters Kortes, средние спотовые цены на Аи-92 в январе 2016 года составляют 32 тыс. рублей за тонну. Для сравнения, нетбэк (экспортная цена топлива за вычетом пошлины и транспортных расходов) на белорусский 92-й при этом — 31,9 тыс. рублей за тонну. При такой разнице цен выгода при поставке белорусской продукции на российский рынок минимальна.

— Спрос на бензин сейчас не растет такими же темпами, как в прошлые годы, и рост производства полностью обеспечивает внутреннее потребление. Если в результате роста спроса вырастут внутренние цены, то белорусские поставщики могут начать продажи на российском рынке, тем самым «сглаживая» резкие скачки цен на бирже, как это было в прошлом году, — сообщили в Thomson Reuters Kortes. По мнению аналитиков компании, при сохранении низких цен ввоз белорусского бензина может также оказаться меньше 1 млн т.

На рынок могут повлиять и инициативы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по борьбе с резким ростом цен на топливо на бирже в периоды пикового потребления. В июле 2015 года ФАС обсуждала возможность увеличения минимальных объемов продаж бензина через биржу — с 10% до 20% от объема выпуска НПЗ каждой из компаний, это предложение пока обсуждается. Если поправка в законодательство пройдет, это может отрицательно отразиться на привлекательности российского рынка по сравнению с европейским для белорусских поставщиков, считают в Thomson Reuters Kortes.

Российские НПЗ ежегодно наращивают переработку нефти. В 2015 году, по данным Минэнерго, производство бензина достигло 38,9 млн т, что на 1,6% выше показателя 2014 года. По мнению экспертов Thomson Reuters Kortes, при условии безаварийности НПЗ Россия в силах сама обеспечить спрос на своем рынке, более того, на рынке существует профицит бензина. Рынок сейчас не чувствует нехватки бензина, подтверждает Михаил Турукалов, к тому же в зимний период НПЗ, как правило, работают на предельных мощностях, перед тем как весной уйти на ремонты — и вот тогда возможны проблемы.

— Во время весенних ремонтов НПЗ, возможно, необходимость в белорусском бензине и возникнет, но к этому времени могут вырасти и оптовые цены, — считает аналитик.

 

Источник

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru