САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Миграция – родная сестра развода

Миграция – родная сестра развода

« Назад

29.12.2017 15:47

Миграция – родная сестра развода

Институт семьи под угрозой даже в странах с традиционным укладом жизни. оверенная временем поговорка: «Дерево держится корнями, а человек – семьей» сегодня актуальна, как никогда. Ведь крепкие семьи и государство цементируют. Без мира в семье и в обществе повышается в нем фон тревожности, накапливается разрушительная энергия.

Печальная примета времени – институт семьи рушится даже в когда-то благополучных в этом отношении странах. Так, одной из главных причин распада семей в Таджикистане, Киргизстане, Туркмении, Казахстане, Узбекистане, Грузии, Белоруссии стало то, что в поисках лучшей доли люди вынуждены уезжать на заработки за границу. Старики же, жены, братья, сестры, дети остаются на родине. Миграция становится родной сестрой развода.

В Москве прошел форум, посвященный этой острой проблеме современности. Его цель была заявлена уже в самом названии – «Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность». Популяризация традиционных семейных ценностей, развитие культурной общности молодежи стран Евразии – вот задача, стоящая сегодня перед сообществом.

В форуме приняли участие более 100 делегатов из стран Союза независимых государств (СНГ) и Грузии. Его организатором выступил Политологический центр «Север-Юг», поддержал начинание Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. Участники мероприятия попытались ответить на вопросы, в чем принципиальная общность народов и государств евразийского пространства? Как преодолеть (часто надуманные) конфликты исторической памяти? Как сохранить институт традиционно крепкой семьи стран Центральной Азии, Грузии, Азербайджана, Белоруссии?.. Насколько в СНГ популярны и долговечны межнациональные и межэтнические браки?

Форум молодежный. Помимо историков, философов, социологов, политологов, семьеведов (фамилистов) на нем выступали студенты и выпускники вузов стран СНГ.

Тема «духовного пространства» молодежи безгранична, но самую оживленную дискуссию вызвал разговор о проблемах института семьи, сохранения национальных семейных традиций.

Как сберечь семейные ценности в современном обществе, раздираемом политическими противоречиями, религиозными междоусобицами, непримиримыми культурными противопоставлениями и противостояниями?     

Форум проходил в формате дискуссии. Дружественной, но дискуссии. Иначе и быть не могло. «Базовое слово сегодняшней дискуссии – это диалог, – подчеркнул, открывая форум, заместитель директора Политологического центра «Север-Юг», эксперт Российского совета по международным делам, доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Гущин. – Представительный состав участников со всего пространства Евразии даёт редчайшую и очень важную возможность услышать друг друга, понять, как развивается евразийская тема в разных уголках мира. Евразийские ценности преимущественно не отличаются от традиционных европейских. Однако последние заметно нивелировались за прошедшие два десятка лет. С семейностью оказалось весьма непросто. Все понимают, что реалии современного мира и быта бросают вызов традициям, и не всегда ясно, как реагировать на это должным образом».

Россия занимает третье место в мировом рейтинге по числу мигрантов. В 2016-м году к нам приехало без малого 12 миллионов человек. Из них больше половины – нелегалы.

Самыми востребованными у иностранцев остаются Москва и Санкт-Петербург. В них можно относительно быстро найти работу. В пятерке городов, наиболее благоприятных для жизни мигрантов – Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск.

Доля приезжих из стран ближнего зарубежья достигает 80 процентов. Из них около половины – выходцы из Азии. В основном это здоровые мужчины трудоспособного возраста, которые содержат свои семьи. Наиболее добросовестные из них отправляют большую часть заработка женам и детям, оставшимся на родине.

Средняя Азия, Кавказ, Закавказье традиционно гордились исторической крепостью семейных уз. «Что касается жизни детей и брака, то у нас есть три принципа. Первый – это сохранение привычных традиций. Второй – совет, консультация старших. Третий – это реальная политика государства по укреплению института семьи», – отметил на форуме заместитель председателя Общества историков Узбекистана Алишер Сабиров. Правда, эксперты тут же уточнили – эти принципы работают теперь только внутри страны и сильно хромают за ее пределами.

Миграция не считается с вековым семейным укладом азиатов. Она в корне перетряхивает, пересматривает, обесценивает то, что еще четверть века назад казалось незыблемым и неприкосновенным.

Как карточный домик, рушатся семейные связи. Один из родителей (а то и оба сразу) уезжают на заработки, дети остаются на попечении бабушек и дедушек, а то и вовсе предоставлены самим себе. Их «вприглядку» воспитывают дальние родственники или неравнодушные соседи.

Да, есть интернаты. Да, можно разговаривать с родителями по мобильному телефону и получать от них посылки. Но проходит месяц, другой, третий, полгода… И семья перестает быть семьей в полноценном смысле этого слова. Из нее выветривается главное, что делает семью семьей – ежедневная потребность быть рядом друг с другом. «Теплообмен», взаимовыручка, понимание «без слов». Возможность «выплакаться» на отцовском (материнском) плече, получить совет, который поможет немедленно, а не когда-то, в «светлом будущем»…

Процент разводов за последнее десятилетие в странах СНГ (о России и не говорю) вырос в разы! В киргизских, таджикских, узбекских, казахских семьях всегда было сильно влияние старших на подрастающее поколение. Слово отца, старшего брата, родного дяди, матери – закон. А если их нет рядом?  

«Почти четверть века значительная часть молодежи в Центральной Азии растет фактически без родителей, – констатировал в своем выступлении на форуме «Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность» историк, преподаватель Института экономики и социальных отношений Марат Сафаров. – Родители находятся на заработках, и это очень серьезная прблема. По существу, родителей заместило поколение бабушек и дедушек. Существуют положительные стереотипы, представления о ценностях семьи, о крепости семьи, о том, что формирует в восточных семьях почет и уважение к старшему поколению. К сожалению, таких примеров уже очень мало. Для многих стран эта проблема стала чрезвычайно актуальной».

Далеко не у всех есть возможность перенять социальный опыт, накопленный и сформированный старшим поколением. Этот разрыв очень ощущается. Это не проблема последних лет. Сформировалось поколение, выросшее в обстановке разделенных семей. Это важно не только для мигрантской среды или государств, откуда мигранты приезжают в нашу страну, но и для самой России.

В этой связи актуальна озабоченность муфтия Москвы, председателя Духовного управления мусульман Москвы, главного имама Московской соборной мечети Ильдара-хазрата Аляутдинова. 

«К сожалению, в последнее время часто встречается ситуация, когда люди, которые приехали в столицу на заработки, создают вторую, третью семью, не оповещая об этом первую. Это некий бардак », – обеспокоен муфтий.

По данным Агентства социальной защиты, занятости населения и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Таджикистана только за один год более 40 процентов мужчин, уехавших на заработки, развелись с женами.

По данным структуры «ООН-Женщины», до 50 процентов женатых мигрантов были вовлечены в отношения на стороне.

Это в Европе, в России мужчина, бросающий семью, как правило, оставляет жене как минимум половину (а чаще и вовсе все) нажитого в браке. Но Восток – дело тонкое. В том же Таджикистане, например, после свадьбы женщина живет в доме мужа или его отца. Поэтому, когда ее оставляет муж, женщине в ультимативной форме указывают на дверь. Брошенные жены остаются на попечении своих детей или (в лучшем случае) на иждивении родственников мужа.

Семейную лодку стран Центральной Азии раскачивают не только мигранты, но и средства массовой коммуникации Запада и США. Студентка Хорогского госуниверситета имени Моеншо Назаршоева Умеда Ошурбекова рассказала, что в том же Таджикистане, особенно в дальних его уголках, практически забыт русский язык. Там нет «уголков русской культуры», зато появились «уголки американской культуры». Штаты вкладывают немалые деньги в то, чтобы навязать народам Азии свои моральные ценности.

Без сохранения семейных традиций экономика любого государства перестанет развиваться. Эту кажущуюся парадоксальной мысль высказал глава департамента информации и аналитических исследований государственного комитета Азербайджанской республики по проблемам семьи, женщин и детей Эльгюн Сафаров. При богатстве любых природных ресурсов самый главный ресурс государства – счастливые семьи. Собственно, и цель любого уважающего себя государства – благополучие, достаток, здоровье семей, составляющих основу общества этого государства.

Инициатива, достойная подражания – при вступлении в брак все молодожены Азербайджана, чтобы исключить всякие риски и патологии, проходят обязательное медицинское обследование. Женщины получают кредиты на более выгодных условиях. Как результат такой семейной политики – население Азербайджана за последнее десятилетие выросло на два миллиона человек.         

Духовный разрыв поколений стал не только проблемой России. Эта «социальная эпидемия» перекинулась и на евразийское пространство. Дети не слышат отцов - отцы не могут достучаться до детей.       

«Можно и нужно сшить обратно то, что мы сами когда-то разрушили, – призвал форум председатель молодежной организации «Русь молодая» Сергей Лущ. – Именно семья, как носитель цивилизационного кода, может стать инструментом такой «сшивки».

Народы, которые потеряют семейные ценности, рано или поздно уйдут с геополитической карты мира. Важно вовлечение гражданского общества и показ позитивного опыта. Важно решать проблему последовательно и системно».

Сергей Рыков, Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru