САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Дмитрий Меньшиков: «Азъ есмь всему миру Свет»

Дмитрий Меньшиков: «Азъ есмь всему миру Свет»

« Назад

01.04.2015 12:09

С марта 2015 года в Витебской Духовной Семинарии экспонируется выставка «Азъ есмь всему миру Свет», приуроченная Дню православной книги. В рамках которой, каждый желающий может прикоснуться с духовным литературным наследием своего народа.

Находясь в мире современных технологий и коммуникаций достаточно сложно для нас найти человека, не умеющего читать или писать. Неужели было время, когда наш народ не имел своей письменности?! Ведь умение говорить на каком-то языке, для обычного человека, всегда сопряжено с умением на этом языке писать. И конечно же, если находились люди не знающие грамоты, то их считали невежами и непросвещенными. Но как ни странно, письменность славянского народа появляется гораздо позже, нежели его государственность. Для мира славяне этого периода были отождествляемы с грубыми невежами, живущими во мраке бескультурья. Невозможно себе даже представить, что великий славянский народ, из которого вышли великие писатели и высочайшего умозрения произведения, мог оставаться во тьме неведения и забвения. И действительно, Свет мира не оставил этих удивительных земель.Просвещение пришло сюда с величайшими учителями. Равноапостольными Мефодием и Кириллом. Наши предки, можно сказать получили совершенную письменность сразу, старанием богоносных братьев, в отличии от других народов, письменность которых развивалось веками.

Первым словом для славян, написанным на родном языке, стало Слово Божье, и неудивительно, ведь еще апостол Иоанн Богослов написал: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог»(Ин.1:1). Именно Святое Писание стало началом для просвещения и истоком к образованию культуры и менталитета русского народа. Незря с X века Русь именуется Святой.

Святые братья Мефодий и Кирилл образовывают рукописные школы и дело начатое ими продолжают их ученики. Одним из которых, на Туровской земле явился свт. Кирилл Туровский, с его именем связаны: рукописная Туровское Евангелие XI века, а так же переписанные им «письма Черноризца Храбра». Нельзя не упомянуть, что большие произведения рукописного периода, целиком писались на пергаменте (коже животных). В XII веке в Полоцке появляется Полоцкое Евангелие, а так же «Житие преподобной Евфросиньи, игумени и княжны Полоцкой». Таким образом мы могли заметить, что по мимо богослужебной литературы, пишутся и другие произведения, такие как жития святых. На Витебской земле к рукописному периоду относятся: Друцкое Евангелие и Библия, написанная в рукописной мастерской при Благовещенском Храме г. Витебска.

С развитием технологий, для книги приходит новый период – книгопечатание. Первая печатная книга в Беларуси связана с именем, уроженца Полоцка, Франциска Скорины. Он издает избранные книги Библии, употребляя большое количество гравюр и личных комментариев. Однако, книгопечатание на Белой Руси, появляется с первым русским книгопечатником – Иваном Федоровым в середине XVI века. Его первым произведение стал «Апостол», а вслед за ним и Библия. Так же, значимо было и появление первой «Азбуки», для научения детей, учившихся до этого в основном только по псалтири и часослову.

Развитие книгопечатания сделало возможным быструю и более качественную передачу и распространение литературы, в отличие от рукописного периода, где на написание одной книги уходили годы. Появляется многочисленная богослужебная и житийная печатная литература (Библия, часослов, псалтирь, минеи, октоих, жития святых и др.) В 1631 году в Кутеинской обители, в типографии Спиридона Соболя, издается первый «Букварь».

Наступает период расцвета и распространения православной книги. Появляется много авторов со своими прекрасными произведениями. На протяжении двух столетий Православная Церковь издает множество литературы.

Переворот 1917 года приостанавливает эту деятельность, а с пришествием Советской власти совсем ее закрывает. Для Церкви начинается период гонений. Очень редки случаи советского времени, когда все-таки удавалось что-то напечатать, однако издания выходили очень малым тиражом.

Наступил период «самиздата», люди, не имевшие возможности приобрести православную литературу, саморучно переписывают книги и распространяют. В большинстве случаев литература изготавливается на фотобумаге, так к примеру, на сорокалетие восстановления патриаршества на Руси, Московская Патриархия выпускает памятный альбом всех предстоятелей РПЦ.

С 90-х годов XX века, для православного издательства наступает период возрождения. В Витебской епархии начинают издавать духовную литературу и переиздавать ту, которая была издана ещё в концеXIX начале XX веков.

Наверное, самое ценное, что человек может почерпнуть в истории – это опыт. Тем более тысячелетний опыт нашего народа, который передается из поколения в поколение в литературных памятниках нашей истории.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
01.12.20

Если оставаться на почве науки и согласиться с давно известным и много раз повторенным выводом политической экономии, философии, социологии и психологии, что рыночник поклоняется не гуманизму и демократизму, а мамоне и олигархизму, то возникает закономерное и справедливое убеждение об антигуманности рыночного принципа человеческой жизнедеятельности. 

26.11.20

Сразу после смерти Ивана Грозного по Русскому царству поползли упорные слухи о том, что «царю дали отраву ближние люди». При этом назывались имена вельможных бояр Бориса Годунова и Богдана Бельского. 

18.11.20

Но французы не сдавались. Новый командующий французской армией Жубер, собрав все имеющиеся войска, занял Нови. Туда же выдвинулась и русско-австрийская армия Суворова. 4 августа началась битва, которая шла в течение 18 часов. Французы вновь потерпели сокрушительное поражение. Погиб и сам Жубер.

17.11.20

В настоящее время много говорят и пишут о национальном возрождении Беларуси. Принимаются декларации, учреждаются исторические журналы, работают организации, к примеру, «Таварыства беларускай мовы», которые своей целью ставят развитие национальной культуры белорусского народа, содействие духовному прогрессу белорусского общества. 

16.11.20

Воссоединение белорусских и украинских земель с Россией вызвало огромное возмущение и недовольство польской и полонизированной литвинской шляхты. Надеясь на помощь Франции, польская шляхта подняла мятеж. 12 марта 1794 года Мадалинский напал на русский полк и захватил полковую казну, а затем, одержав победу над прусским гарнизоном в Силезии, пошёл к Кракову. Туда же направился и Тадеуш Костюшко, который 16 марта 1794 года в Кракове провозгласил себя диктатором и верховным главнокомандующим Речи Посполитой. Целью Костюшко было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года и, по факту, возвращение польского господства над недавно освобождёнными белорусами и украинцами, которых в Речи Посполитой всегда считали людьми второго сорта – хлопами и схизматиками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru