САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Выставка "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля"

Выставка "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля"

« Назад

06.05.2015 13:05

В Национальном музее истории и культуры Республики Беларусь открылась выставка "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля".

Выставка знакомит с одной из граней русского модерна,так называемого, «неоромантического» или «неорусского стиля» направления, получившего распространение в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. В это время прогрессивная художественная интеллигенция обращается к истокам национальной культуры к народному и средневековому искусству, фольклору, мифу. В наследии предков видели русские художники ключ к возрождению искусства. Единство функционального и эстетического должно было возродиться на новой основе. Эта задача стояла как перед Россией, так и перед всей Европой.

Новый стиль, получивший название «ар-нуво» во Франции, «либерти» в Италии и «югендштиль» в Германии и Австрии, в России стал именоваться модерном. По-настоящему модерн вошел в русскую культуру в 1894–1896 гг. Главными центрами развития «неоромантического» направления в искусстве стали ремесленные мастерские в подмосковном Абрамцеве, Сергиевом Посаде и Талашкине под Смоленском. Инициаторами их создания были меценаты, захваченные идеей возрождения и развития национального искусства. В Абрамцеве это был С. И. Мамонтов, а в Талашкине – М. К. Тенишева. Художественная жизнь Абрамцева стала решающей вехой в формировании «неорусского стиля». В 1882 г. здесь при школе грамотности по инициативе супруги С. И. Мамонтова была основана столярная мастерская, где обучались подростки из близлежащих деревень. С приходом в абрамцевский кружок крупнейших русских мастеров В. М. Васнецова, Е. Д. Поленовой и Н. Я. Давыдовой в мастерской стали решать сложные художественные задачи. Именно В.М. Васнецова по праву можно считать родоначальником «неоромантического» направления стиля модерн. Его имя и дало название абрамцевскому направлению мебельного искусства – «васнецовский стиль». Он прошел эволюцию от единичного копирования подлинных образцов народного искусства до создания цельных интерьеров, где художник мастерски использовал национальные мотивы.

На выставке представлены уникальные фотоматериалы из архива Владимира Ивановича Соколова. К началу 1900-х годов В.И.Соколов — признанный художник, участник многих престижных выставок, обладатель премий и призов, многообещающий путь которого в искусстве предсказал сам И.И.Левитан. С 1903 по 1920 годы. В.И.Соколов заведует учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства, и коллекционирует произведения народных мастеров художников своего времени. Наряду с фотоматериалами на выставке экспонируются изделия резчиков Абрамцева, Сергиева Посада и Талашкина и два уникальных произведения – ваза и изразец - работы М.А.Врубеля, созданные в 1890-е гг., в керамической мастерской Абрамцева.

Сегодня собственником части коллекции В.И. Соколова является минский коллекционер Андрей Михайлович Филатов, по инициативе которого и была создана экспозиция выставки "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля".

Искусствовед Сенькевич Е.В.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru