САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Выставка "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля"

Выставка "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля"

« Назад

06.05.2015 13:05

В Национальном музее истории и культуры Республики Беларусь открылась выставка "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля".

Выставка знакомит с одной из граней русского модерна,так называемого, «неоромантического» или «неорусского стиля» направления, получившего распространение в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. В это время прогрессивная художественная интеллигенция обращается к истокам национальной культуры к народному и средневековому искусству, фольклору, мифу. В наследии предков видели русские художники ключ к возрождению искусства. Единство функционального и эстетического должно было возродиться на новой основе. Эта задача стояла как перед Россией, так и перед всей Европой.

Новый стиль, получивший название «ар-нуво» во Франции, «либерти» в Италии и «югендштиль» в Германии и Австрии, в России стал именоваться модерном. По-настоящему модерн вошел в русскую культуру в 1894–1896 гг. Главными центрами развития «неоромантического» направления в искусстве стали ремесленные мастерские в подмосковном Абрамцеве, Сергиевом Посаде и Талашкине под Смоленском. Инициаторами их создания были меценаты, захваченные идеей возрождения и развития национального искусства. В Абрамцеве это был С. И. Мамонтов, а в Талашкине – М. К. Тенишева. Художественная жизнь Абрамцева стала решающей вехой в формировании «неорусского стиля». В 1882 г. здесь при школе грамотности по инициативе супруги С. И. Мамонтова была основана столярная мастерская, где обучались подростки из близлежащих деревень. С приходом в абрамцевский кружок крупнейших русских мастеров В. М. Васнецова, Е. Д. Поленовой и Н. Я. Давыдовой в мастерской стали решать сложные художественные задачи. Именно В.М. Васнецова по праву можно считать родоначальником «неоромантического» направления стиля модерн. Его имя и дало название абрамцевскому направлению мебельного искусства – «васнецовский стиль». Он прошел эволюцию от единичного копирования подлинных образцов народного искусства до создания цельных интерьеров, где художник мастерски использовал национальные мотивы.

На выставке представлены уникальные фотоматериалы из архива Владимира Ивановича Соколова. К началу 1900-х годов В.И.Соколов — признанный художник, участник многих престижных выставок, обладатель премий и призов, многообещающий путь которого в искусстве предсказал сам И.И.Левитан. С 1903 по 1920 годы. В.И.Соколов заведует учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства, и коллекционирует произведения народных мастеров художников своего времени. Наряду с фотоматериалами на выставке экспонируются изделия резчиков Абрамцева, Сергиева Посада и Талашкина и два уникальных произведения – ваза и изразец - работы М.А.Врубеля, созданные в 1890-е гг., в керамической мастерской Абрамцева.

Сегодня собственником части коллекции В.И. Соколова является минский коллекционер Андрей Михайлович Филатов, по инициативе которого и была создана экспозиция выставки "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля".

Искусствовед Сенькевич Е.В.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
01.12.20

Если оставаться на почве науки и согласиться с давно известным и много раз повторенным выводом политической экономии, философии, социологии и психологии, что рыночник поклоняется не гуманизму и демократизму, а мамоне и олигархизму, то возникает закономерное и справедливое убеждение об антигуманности рыночного принципа человеческой жизнедеятельности. 

26.11.20

Сразу после смерти Ивана Грозного по Русскому царству поползли упорные слухи о том, что «царю дали отраву ближние люди». При этом назывались имена вельможных бояр Бориса Годунова и Богдана Бельского. 

18.11.20

Но французы не сдавались. Новый командующий французской армией Жубер, собрав все имеющиеся войска, занял Нови. Туда же выдвинулась и русско-австрийская армия Суворова. 4 августа началась битва, которая шла в течение 18 часов. Французы вновь потерпели сокрушительное поражение. Погиб и сам Жубер.

17.11.20

В настоящее время много говорят и пишут о национальном возрождении Беларуси. Принимаются декларации, учреждаются исторические журналы, работают организации, к примеру, «Таварыства беларускай мовы», которые своей целью ставят развитие национальной культуры белорусского народа, содействие духовному прогрессу белорусского общества. 

16.11.20

Воссоединение белорусских и украинских земель с Россией вызвало огромное возмущение и недовольство польской и полонизированной литвинской шляхты. Надеясь на помощь Франции, польская шляхта подняла мятеж. 12 марта 1794 года Мадалинский напал на русский полк и захватил полковую казну, а затем, одержав победу над прусским гарнизоном в Силезии, пошёл к Кракову. Туда же направился и Тадеуш Костюшко, который 16 марта 1794 года в Кракове провозгласил себя диктатором и верховным главнокомандующим Речи Посполитой. Целью Костюшко было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года и, по факту, возвращение польского господства над недавно освобождёнными белорусами и украинцами, которых в Речи Посполитой всегда считали людьми второго сорта – хлопами и схизматиками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru