САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук. Царь-колокол как символ Русского мира (К Дню народного единства)

Лев Криштапович, доктор философских наук. Царь-колокол как символ Русского мира (К Дню народного единства)

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук. Царь-колокол как символ Русского мира (К Дню народного единства) 03.11.2025 14:38

В самом сердце Москвы, у подножия колокольни Ивана Великого, стоит уникальный памятник русского литейного искусства – Царь-колокол. Он поражает не только своими гигантскими размерами, но и своей судьбой, ведь этот колокол никогда не звонил. Его молчание и огромный отколотый кусок – это шрамы истории, рассказывающие драматическую судьбу страны, мастерства народа и его величества случая.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о создании Царь-пушки как шедевра русского литейного искусства конца XVII века, тесно связанного с созданием Царь-колокола. По приказу царя Федора Ивановича в 1586 году мастер Андрей Чохов отлил из бронзы Царь-пушку весом около 40 тонн. Автором идеи являлся Борис Годунов, в то время фактический правитель государства. По одной из версий, свое название Царь-пушка получила в честь Федора Ивановича, но большинство исследователей считают, что название связано именно с размерами орудия. Царь-пушку установили рядом с Лобным местом на Красной площади, чтобы сделать его еще более впечатляющей трибуной для выступлений государя и чтения его указов. Царь-пушка символизировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота Кремля, являвшихся своеобразными памятниками русской ментальности. Ствол Царь-пушки был украшен рельефами с изображением царя Федора Ивановича верхом на коне и надписью: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине. Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лето 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов».

Вот почему чтобы понять смысл создания Царя-колокола, нужно знать о том, что Царь-колокол 1735 года – не первый и не единственный. Это последний в череде гигантских колоколов, отливавших в Москве, начиная с XV века. Каждый новый «Царь» был больше предыдущего, символизируя растущую мощь Российского государства и силу Русского мира. Так, Борис Годунов отлил колокол весом почти 35 тонн. Позднее Алексей Михайлович создал исполина весом уже в 130 тонн. Этот колокол висел на специальной деревянной звоннице и звонил несколько десятилетий, пока не треснул во время пожара 1701 года. Именно из его осколков, по легенде, и было решено отлить нового, еще большего гиганта.

Идею воплотила в жизнь императрица Анна Иоанновна. В 1730 году она подписала указ о возобновлении работ. Причины были глубоко символическими. Анна Иоанновна взошла на престол после сложной дворцовой борьбы. Грандиозный проект должен был подчеркнуть преемственность и стабильность ее правления.

Отлить колокол весом более 200 тонн – задача невероятной сложности. Ее успешное выполнение показывало бы всему миру, что русские мастера не уступают, а превосходят европейских. Кроме того, колокольный звон на Руси имел сакральное значение – он был «голосом Бога», созывающим народ на молитву, торжественные события или на битву с врагом. Самый большой колокол должен был стать голосом Русского мира. 

Работу поручили династии знаменитых московских литейщиков – Ивану Моторину и его сыну Михаилу. Им предстояло выполнить невероятную задачу. Проектирование длилось полтора года – все это время ушло на расчеты и подготовку. Формовка и плавка велись прямо в яме на Ивановской площади Кремля, глубиной 10 метров. Чтобы медь не остывала, вокруг печи было построено четыре плавильные печи.

Для украшения колокола были привлечены лучшие скульптуры. Они создали удивительные рельефы: портреты Анны Иоанновны и царя Алексея Михайловича, изображения Христа, Богородицы и православных святых, а также орнаменты и надписи, рассказывающие историю его создания.

Работа была завершена 25 ноября 1735 года. Колокол оставили в литейной яме для остывания, где он и должен был провести зиму.  Над ямой соорудили деревянный настил. Казалось, величайшее техническое чудо увенчалось успехом. Но судьба распорядилась иначе. В мае 1737 года в Кремле вспыхнул один из самых страшных пожаров. Огненная стихия бушевала несколько дней. Горящие бревна с построек вокруг падали в литейную яму, где стоял колокол. Чтобы раскаленный металл не расплавился, испуганные горожане стали заливать яму водой. И это была фатальная ошибка – резкий перепад температур стал причиной катастрофы. Раскаленный докрасна металл при попадании холодной воды стал быстро и неравномерно сжиматься. В результате на колоколе появились многочисленные трещины, и от него откололся тот самый знаменитый кусок весом в 11,5 тонн.

Более 100 лет Царь-колокол пролежал в земле, как напоминание о неудавшемся проекте. Его пытались поднять в 1792 и 1819 годах, но безуспешно. Лишь в 1836 году выдающийся французский инженер и архитектор Монферран, поставивший Исаакиевский собор в Петербурге, разработал хитроумный механизм и успешно установил колокол на постамент, созданный по его же проекту. На постаменте была закреплена памятная доска с текстом: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Анны Иоанновны. Пробыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день».  Монферран увенчал колокол державой – символом царской власти, благодаря этой державе колокол получил свое прозвание «Царь-колокол».

С тех пор Царь-колокол, как и Царь-пушка, стали не просто памятниками русского искусства, а настоящими цивилизационно-культурным феноменами Русского мира. Несмотря на то, что они не разу не использовались по своему практическому назначению их сохранили как есть, и в этом есть глубокий смысл, что даже поврежденные, но сохранившиеся культурные гиганты стали более важными символами, чем идеальные, но неосуществленные проекты. Царь-колокол, как и Царь-пушка, которая никогда не стреляла, олицетворяют собой идею Русского мира, когда сам масштаб замысла выше его утилитарного применения. В самом молчании великих произведений русского народа звучит неумирающее величие русского духа. Это тем более важно подчеркнуть в День народного единства.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
06.11.25

Социалистическая революция вывела Россию на дорогу Истории. В кратчайшие сроки была ликвидирована неграмотность, увеличена продолжительность жизни, повышено материальное благосостояние народа, что позволило стране обрести смысл жизни и даже стать во главе всемирно-исторического прогресса.

04.11.25

Украина сама не сможет освободиться от нацизма. Я, как и многие, не знаю, когда, как и чем закончится СВО и закончится ли всё нынешней СВО, но зато знаю другое – без освобождения Украины от бандеровской власти и присоединения её к союзу России и Белоруссии не будет нормальной жизни ни в России, ни в Белоруссии, а уж в самой Украине не будет жизни вообще никакой.

03.11.25

В самом сердце Москвы, у подножия колокольни Ивана Великого, стоит уникальный памятник русского литейного искусства – Царь-колокол. Он поражает не только своими гигантскими размерами, но и своей судьбой, ведь этот колокол никогда не звонил. Его молчание и огромный отколотый кусок – это шрамы истории, рассказывающие драматическую судьбу страны, мастерства народа и его величества случая.

16.10.25

Выступление президента России Владимира Путина на ежегодном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 2 октября 2025 года на тему «Полицентричный мир: инструкция по применению» было посвящено характеристике формирующегося многополярного мира. В докладе Владимира Путина определены атрибутивные (философские) признаки многополярного мироустройства.

10.10.25

Журнал нужно читать, а не пересказывать его, что и рекомендую всем. Я просто не утерпел, потому что в журнале мне понравилось практически всё – подача материала, содержание, оформление. Конечно же за это нужно публично поблагодарить Вячеслава Фатина, Станислава Комарова и тех, кто работал над номером – Андрея Яшлавского, Марину Замотину, Аркадия Арзамасцева, Николая Лупандина и Анастасию Касьянникову. Как читатель и заодно писатель, автор полутора десятков книг о войне, могу лишь сказать в завершении: «Молодцы! Так держать!».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru