« Назад
18.09.2025 14:17
Сегодня, 17 сентября, Республика Беларусь отмечает государственный праздник – День народного единства. Именно в этот день в 1939 году началась операция Красной армии по освобождению Западной Белоруссии от польского гнёта. Поход, по праву названный в историографии освободительным, положил конец страданиям белорусов, разделённых несправедливым Рижским мирным договором 1921 года.
В результате советско-польской войны 1919–1921 годов под контролем Польши оказались западные территории Белоруссии общей площадью около 112 тысяч квадратных километров с населением более четырёх с половиной миллионов человек. Согласно положениям Рижского договора, польское государство было обязано на основе принципа равноправия «предоставить лицам русской, украинской и белорусской национальностей все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и проведение религиозных обрядов», в том числе – право «организовывать и поддерживать свои школы и самостоятельно устраивать внутреннюю церковную жизнь».
Однако у Варшавы были на этот счёт совсем другие планы. В рамках навязчивой идеи строительства «национального государства поляков» земли Западной Белоруссии рассматривались в основном как источник сырья и дешёвой рабочей силы: показательно, что на «восточных окраинах» польские власти установили зарплаты существенно ниже, чем в «исконно польских» регионах, при этом рабочий день на большинстве предприятий составлял 10-12 часов.
На территориях, отторгнутых от Белоруссии, польские власти начали проводить целенаправленную политику вытравливания национального самосознания и последующей насильственной полонизации тех, кто вдруг стал считаться «национальным меньшинством» на своей земле. Белорусов лишали права получать образование на родном языке: из почти 400 белорусских школ, которые работали на этих землях до польской оккупации, к 1939 году не осталось ни одной. Белорусская литература, искусство, учреждения культуры и образования планомерно уничтожались: оккупационные власти находили самые изощрённые причины, чтобы закрывать белорусские издательства, библиотеки, театры. Всячески преследовалась независимая пресса: к 1937 году здесь могли издаваться исключительно пропольские издания.
Жестокие притеснения и показательные унижения терпела Православная церковь – у верующих попросту отнимали храмы. Этот процесс официально назывался «ревиндикацией», но на деле представлял собой массовое закрытие православных храмов, разрушение или обращение их в католические костёлы с передачей всего имущества в собственность Римско-католической церкви или местных властей. Проще говоря – организованное польским государством разграбление и уничтожение Православной церкви.
Эти действия представляли собой открытую дискриминацию коренного населения и были грубейшим нарушением Рижского мирного договора. Поляки без всяких стеснений признавались в нежелании выполнять свои обязательства: 13 сентября 1934 года, задолго до освободительного похода Красной армии, министр иностранных дел Польши Юзеф Бек на заседании Лиги наций заявил, что Польша отказывается от сотрудничества с международными органами, контролирующими соблюдение положений в области защиты прав национальных меньшинств.
Шовинистическая политика польских властей, направленная на лишение коренного населения неотъемлемого права говорить на родном языке и исповедовать свою веру, роднит межвоенную Польшу с нынешним режимом в Киеве. Масштаб гуманитарной трагедии было невозможно скрыть. Польские власти не гнушались открытым террором. Обычным явлением были массовые репрессии в отношении населения во время карательных акций по усмирению протестующих крестьян. Как по конвейеру, один за другим, шли показательные судебные процессы, по итогам которых «общественно опасные элементы» отправлялись в тюрьмы. В 1934 году в Березе-Картузской был создан концлагерь, через жернова которого прошли не менее десяти тысяч узников – белорусов, русских, украинцев, евреев.
Белорусы не смирились с подневольным положением, которое им навязывала Варшава. Все годы польской оккупации они вели борьбу за освобождение, которая принимала различные формы, но никогда не прекращалась. С 1921 по 1925 год здесь действовало партизанское движение, а впоследствии, до конца 1930-х годов, – группы непримиримых подпольщиков. Жители Западной Белоруссии ждали помощи – и она пришла. Когда в сентябре 1939 года, перед лицом надвигавшейся с Запада гитлеровской угрозы, Советское правительство отдало Красной армии приказ перейти границу и взять под защиту население Западной Белоруссии, местные жители встречали наших солдат с цветами, хлебом и солью. Освободительный поход Красной армии ознаменовал полную ликвидацию ненавистного польского правления и восстановление исторической справедливости.
Время всё расставило по своим местам. Уже в ноябре 1939 года Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу Народного собрания Западной Белоруссии о её включении в состав СССР с одновременным воссоединением с Белорусской ССР. Белорусы вновь обрели единство и свободу на родной земле. Пузырь польского великодержавия лопнул на штыке советского солдата.
Та же участь впоследствии постигла гитлеровские полчища. 3 июля 1944 года Красная армия в ходе наступательной операции «Багратион» освободила от немецко-фашистских захватчиков столицу Cоветской Белоруссии, город-герой Минск. В легендарном параде в честь этой победы приняли участие 30 тысяч белорусских партизан – очередное наглядное напоминание, что белорусы не покорялись никому и никогда.
Россиянам понятен и близок исторический контекст и эмоциональная составляющая Дня народного единства Республики Беларусь. Совсем скоро, 4 ноября, мы отметим свой День народного единства, учреждённый в память о спасении Родины в Смутное время. Тогда, в 1612 году, судьба страны висела на волоске. Но в час, когда Россия стояла на грани утраты своей независимости, представители всех сословий, национальностей и вероисповеданий встали на защиту Отечества. Ополчению Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского удалось освободить Москву от польско-литовских интервентов, стремившихся захватить власть на русских землях. Мы отстояли свободу родной земли, положили конец хаосу и междоусобицам, открыв путь к возрождению страны.
История не раз проверяла нас на прочность самыми суровыми испытаниями. Поэтому мы знаем истинную цену свободы и независимости. Россияне и белорусы всегда были рядом: в 1919-1921 годах вместе отражали польскую агрессию, в 1939 году добились воссоединения белорусского народа, затем – плечом к плечу сражались на фронтах Великой Отечественной войны, в одном строю брали Берлин, а после – вместе восстанавливали Советский Союз, возрождали мирную жизнь, покоряли космос и брали «золото» на Олимпийских играх.
Обретя независимость после распада СССР, Россия и Беларусь взяли курс на сохранение и дальнейшее укрепление сотрудничества. Наши страны выстроили отношения в духе равноправного стратегического партнёрства, что в конечном счёте воплотилось в создании уникального интеграционного проекта – Союзного государства. Символом неизменной взаимной поддержки и устремлённости в будущее стал отмечаемый 2 апреля День единения народов Беларуси и России.
В триединстве этих праздников заключён глубокий исторический и политический смысл, который нашёл своё отражение в формуле «две страны, один народ, одно Отечество». Мы всегда вместе отстаивали наш суверенитет, право самостоятельно выбирать путь развития. Наше единство обусловлено не какими-то временными политическими соображениями, а исторически объективным взаимным притяжением. Это отправная точка и движущая сила российско-белорусской интеграции.
Наш прочный союз по определению не может «посягать» на суверенитет его участников. Все, кто утверждает обратное, либо плохо учили историю, либо намеренно пытаются её переврать. В любом случае россиянам и белорусам с ними не по пути.
rg.ru
|