САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Учитель – самая прекрасная из профессий.

Андрей Геращенко: Учитель – самая прекрасная из профессий.

« Назад

Андрей Геращенко: Учитель – самая прекрасная из профессий. 01.10.2022 16:56

2 октября белорусские учителя отметят свой профессиональный праздник. Впрочем, празднование традиционно проходит накануне – в пятницу и субботу, когда идут многочисленные мероприятия в школах, когда учителям говорят слова благодарности, дарят цветы, а воскресенье – повод для празднования уже в семьях, с родными или… отдыха от празднований в пятницу и субботу.

Учитель – очень древняя, прекрасная профессия. 

С одной стороны, как и наши предки, всю жизнь, как прекрасно сказал Александр Пушкин «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» - не в том смысле, что плохо и не системно, а в том смысле – что любая сфера деятельности и любые навыки и умения в значительной мере приобретаются благодаря учёбе у других, тех, кто более опытен и больше умеет. Это касается всех сфер нашей жизни.

Но точно так же и мы сами всю жизнь учим кого-то другого – более молодого или того, кто пока знает или умеет меньше нас в том или ином деле.

Собственно говоря, эти состояния «учитель» и «ученик» мы проносим в своём я от самого рождения до смерти.

Но есть и отдельная категория людей, которая исторически выбрала путь учительства и наставничества, как профессию, а не некое перманентное состояние, свойственное всем нам.

Вначале учителями в незапамятной древности становились те представители древнего племени, кто уже постарел, получил увечья и, будучи не так успешен в охоте и собирательстве, теперь играл важную роль в передаче знаний и опыта молодым.

Затем большое внимание обучению стали придавать высшие слои – вожди, императоры, цари, султаны, короли, которые понимали, что их потомкам будут нужны знания для управления странами и народами. Такое же внимание уделяли обучению своей смены представители культов и религий. Повышалась и роль профессионального обучения – гончаров, оружейников, скотоводов, пахарей.

Все это вы хорошо знаете и без меня. Я это напоминаю лишь для того, чтобы мы ещё раз вспомнили, что учительство – это не некая «профессия», а базовая, насущная необходимость для развития и жизни нашего общества.

Мировая педагогика всегда развивалась в русле гуманизма, поиска новых путей обучения и воспитания, чтобы не сводить все к палочной дисциплине и телесным наказаниям, хотя и они сыграли свою положительную роль.

Чтобы не превращать статью в обзор истории педагогики, отмечу лишь тех педагогов, кто сыграл особую роль в моем становлении, как, впрочем, и в становлении многих других людей.

Это, безусловно, наши просветители и педагоги Евфросинья Полоцкая, Франциск Скорина,  Симеон Полоцкий, Пётр Могила, Михайло Ломоносов.

Из европейцев - Иоганн Песталоцци, который первым отметил, что образование и педагогика, это не свод мёртвых правил, а само обучение и воспитание не должно сводиться к варианту «копать отсюда и до обеда», то есть быть закостенелым, а обязательно использовать наблюдения и размышления самого ученика.

Эти идеи развил и дополнил, создав собственную педагогическую школу, Константин Ушинский. Об Ушинском нужно говорить отдельно, Приведу лишь общеизвестную цитату из воспоминаний учителя Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачева, который так говорил об Ушинском: «Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица».

В этой цитате многое. Тут нет набившего оскомину современного и часто неискреннего тезиса «равный обучает равного». Тут уважение к коллегам и товарищам по профессии на деле. Как это контрастирует с неприглядными современными случаями, когда некоторые работники отделов образования, лишь едва поднявшись на небольшой шажок в карьерной лестнице, начинают с высокомерием относиться к своим вчерашним коллегам-учителям, нарочито демонстрируя свою «важность и право проверять и отчитывать», да ещё и в отношении людей, которые старше по возрасту и опытнее в самой педагогической деятельности. Хватало такого чванства и в эпоху Ушинского. Но он и отличался как раз тем, что показывал, что можно разговаривать по-другому, по-человечески… Понимал Ушинский и другое – те, кто унижал своих младших по должности коллег, унижал и саму профессию учителя, а в итоге и самого себя.

Период гражданской войны, разрухи породил появление совершенно новой педагогической школы. Антон Макаренко был практиком, организовал и руководил работой колонии имени Горького и коммуны им. Дзержинского. Из бывших беспризорников, малолетних преступников, сирот, обожжённых пламенем безвременья, Макаренко смог вырастить достойных и успешных людей. А ведь тогда детский преступный мир был посложнее современных «юных почитателей АУЕ», но Макаренко и такие же педагоги, как он, боролись за каждого маленького человечка, за каждую детскую душу. Да, не всегда успешно, но в большинстве случаев они выходили победителями. Макаренко большое внимание уделял коллективу, его формированию, вопросам самоуправления – не на бумаге, как это часто сейчас, а на деле. Этот же период нарождающейся советской педагогики хорошо показан в повести «Республика ШКИД» Г.Белых и Л.Пантелеева (А.Еремеева) и одноимённом художественном фильме Г.Полоки 1966 года, который с интересом смотрится и сейчас.

Не могу не вспомнить и Януша Корчака (Эрша Голдьшмидта). Бывший врач, организовавший приют для еврейских детей, имевший мировую известность, мог быть спасён из еврейского гетто в Варшаве. Но, узнав, что фашисты собираются уничтожить всех детей, предпочёл разделить их судьбу.

Многие белорусские и в целом советские учителя в годы войны совершали не меньшие подвиги – спасали и поддерживали детей, выводили их из зоны оккупации. Так же, как и Корчак, погибали вместе со своими учениками.

Знаменитый руководитель советской Белоруссии Пётр Машеров, будучи ещё совсем молодым учителем, после начала войны сразу же ушёл добровольцем на фронт в рядах Красной Армии. После тяжёлых боёв в августе оказался в плену, но сумел сбежать. Пробравшись в родные края, Машеров начинает собирать силы в Россонах для сопротивления врагу. Примеру своего учителя последовали и многие ученики, а также и коллеги по работе в школе. Машеров создаёт сильную подпольную организацию в Россонах и в августе 1941 года становится её руководителем. Ему дают партизанскую кличку Дубняк. Оккупанты активно искали подпольщиков. Дальше оставаться в Россонах было бесполезно, да и сам руководитель подполья стремился прейти к более активным действиям, начать непосредственную вооружённую борьбу с врагом. В итоге Машеров уходит в лес и с апреля 1942 года командует партизанским отрядом имени Н.А.Щорса. Уже в марте 1943 года Пётр Машеров становится комиссаром партизанской бригады имени К.К.Рокоссовского.    Не всё было просто в этой борьбе. Машеров был дважды ранен. Его мать – Дарью Петровну Машерову, фашисты расстреляли 16 сентября 1942 года за то, что её сын был партизаном. Вместе с матерью Машерова расстреляли ещё восемь человек, в том числе и детей. Расстреляли и мать Сергея Петровского, который был заместителем у Машерова. Перед смертью женщин и захваченных детей пытали. Белорусский народ заплатил за свободу тяжёлую цену – большинство из первых партизан отряда «Дубняк», которые ушли в лес вместе с Петром Машеровым, были учителями и недавно закончившими школу учениками. Почти все они погибли.

Но этот колоссальный по духу запас патриотизма ещё долго давал о себе знать.

Уже в послевоенное время стал широко известен педагогический опыт Василия Сухомлинского и его книги «Сердце отдаю детям», «100 советов учителю», «Рождение гражданина». Вот что писал Сухомлинский о причинах детской преступности в последней: «Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой… Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг…Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки».

Корни великий педагог видел в семье, в её ценностях, запросах, анализировал реальное положения вещей, а не говорил лозунгами. У нас же сейчас всё сводят к «охвату массовыми мероприятиями» и «вовлечённости детей в деятельность».

После развала 1991 года многое стало иным. Я сам из последнего выпуска советских учителей – закончил Витебский пединститут как раз летом 1991 года. Мы сразу же вынуждены были окунуться в новую и мало предсказуемую жизнь 1990-х.

Многие ушли из профессии, занялись совсем другим делом, но практически все начинали учителями. Я и сам вместе с женой был распределён в Холомерскую СШ Городокского района. Там мне, будучи биологом и химиком по образованию, пришлось уступить данные предметы жене, а самому взяться за преподавание истории. Это оттуда, от моего непродолжительного учительства в сельской школе и «лихих 90-х» у меня на всю жизнь остался интерес к истории, который привёл к написанию многих моих научно-популярных исторических книг.

Из Холомерья я уехал и не жалею, хотя осталось много тёплых воспоминаний молодости – перспектив в деревне не было. Холомерскую школу закрыли, как и многие другие. Мои однокурсники, верой и правдой отработавшие учителями в подобных сельских школах не одно десятилетие, столкнулись с тем, что после закрытия школы они остались без работы, были вынуждены или уезжать почти перед самой пенсией в неизвестность, бросая дома, выросшие сады или же переходить на простые рабочие сельскохозяйственные специальности. Это отдельные личные трагедии моих коллег и однокурсников, которые остаются в тени больших и важных событий. Но от этого они не становятся менее горькими. Урбанизация – общепланетарный процесс. В Республике Беларусь многое делается для сохранения деревни, но даже у нас деревня постепенно пустеет. Почему – это тема отдельная и сейчас не об этом.

В городах же вовсю стала проявляться другая тенденция. Новое время привнесло в учительство и педагогику далеко не самое лучшее из-за рубежа – какую-то излишнюю соревновательность, стремление свести всё к борьбе за статус и престиж школы или гимназии, стремление любой ценой «воспитать победителей олимпиад», добиться «элитарности» учебного заведения и как апофеоз – появление неких частных школ и детских садиков, в которых дети уже изначально «с молоком матери» впитывают опасную иллюзию того, что они «лучше и успешнее» остальных. Вообще же это излишнее стремление быть «лучше и успешнее», в котором изначально нет ничего плохого, выхолащивает человечность из самой педагогики и системы образования как таковой.

Я со значительным скепсисом смотрю на все эти новомодные новации – бесконечные факультативы, профили, репетиторство, излишний крен в гуманитарную составляющую, нарочитое усиление роли преподавания иностранных языков… Но это всё полбеды, не буду продолжать, хотя есть что сказать – куда мне «против ветра»…

Страшнее и хуже другое. Скажу кратко – странно, когда существует само слово «педагогические технологии». Во времена Ушинского, Макаренко и Сухомлинского «технологии» использовались в животноводстве, сельском хозяйстве или в промышленном производстве. В педагогике и образовании нужно другое. Что? Вспомните тех учителей, которые остались в нашей с вами памяти на всю жизнь – вот это нужно, то, что было у них.

И ещё. Учитель – профессия не очень хорошо оплачиваемая, в основном женская. Учителей норовят «проверить и отчитать» все кому не лень – органы власти, отделы образования, прокуратура и прочая, прочая, прочая. Часто не жалуют учителей и многие родители – особенно те, кто «платит достаточно, чтобы требовать результат». Учителя завалены требованиями документации. Другими формальными и пустыми на самом деле обязанностями… Всё это так. Да и всё чаще звучит – кто идет в учителя, те неудачники, плохо учились…

Как-то в период, когда я работал в местной вертикали, зашла речь о том, что некоторые из чиновников не очень лестно отзывались о коллегах с педагогическим образованием – дескать, учителя жизни не знают, производства, что с них взять… На это мой тогдашний руководитель, тоже учитель по образованию П.И.Лосич сказал: «Что бы они не говорили, а самые успешные и значимые руководители нашей страны Пётр Машеров и Александр Лукашенко вышли из учительства». Я запомнил эти слова на всю жизнь.

Я горд, что закончил в своё время биолого-химический факультет ВГПИ им. С.Кирова (а ныне ВГУ им. П.Машерова) в Витебске, потому что, хоть я и ушёл из профессии (так сложилось – специально я не уходил, всю жизнь готовил себя к учительству, покупал книги, много читал), но я уверен, что, несмотря на все сложности и всё негативное, положительного куда больше и учитель – самая прекрасная из профессий.

С праздником вас, дорогие однокурсники, дорогие мои педагоги, да и все учителя и преподаватели! С Днём учителя! 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru