САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами?

« Назад

Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами? 10.03.2017 09:34

Сформулируем несколько очень важных вопросов.
 
Во-первых, напомним факты.

В лесном урочище на окраине Минска, которое стало известно в новейшей истории Беларуси как Куропаты, действительно покоятся люди, там массовое захоронение.

Точное число погибших там неизвестно. Есть серьезные основания — в том числе документальные — полагать, что часть захоронений относится к периоду Большого Террора в СССР в конце 30-х — начале 40-х годов XX века.

Есть версия и о том, что кроме попавших под молот сталинских репрессий там покоятся и расстреляные немцами в период Великой Отечественной войны лица еврейской национальности. Евреи могли быть как из местного гетто, так и этапированные из Западной Европы.

Эта версия тоже имеет основания, и она пока никак не опровергнута.

Во-вторых, надо понимать, что с самого начала Куропаты стали не просто местом скорби и памяти, а символом политического противостояния.

И последние события, связанные с ними, надо рассматривать именно в этом ключе. Предложение создать там национальный мемориал, посвященный невинным жертвам, тоже связано с этим, это попытка деполитизации темы. Кстати, здравая в идеале.

Но идеальные ситуации бывают редко, особенно если дело касается политической борьбы.

Прежде чем говорить о создании в Куропатах такого мемориала, надо ответить на несколько очень важных вопросов и широко ознакомить общественность с ответами на них во избежание спекуляций.

Сформулируем эти вопросы:

1. Сколько реально людей там погребено, известны ли их имена? Для ответа необходимо наконец профессионально провести раскопки, эксгумировать останки, провести судебную, генетическую экспертизу, внимательно изучить архивы.

На это нужны средства. Немалые. Ну так пусть в этом деле ради установления правды государству помогут всевозможные активисты и защитники исторической памяти.

2. Все ли там погребенные были невиновны и какая их часть понесла наказание заслуженно — за реально совершенные преступления? Скажем, за антисоветский или обычный бандитизм?

3. Если там, в том числе, погребены коммунисты, чекисты, евреи, которые не отказывались от своих убеждений и вероисповедания, то мемориальная символика должна быть лишена идеологизированной окраски или односторонней трактовки. Если сейчас в урочище есть кресты, то почему нет, например, меноры и Звезды Давида?

4. Почему именно Куропаты надо считать общенациональным мемориалом, ведь есть в Беларуси и другие места массовых захоронений этого периода, где, возможно, погребено еще больше людей?

И самое главное — надо четко понимать, какие цели во всем этом преследуют националисты, активно спекулирующие на теме Куропат.

Куропаты нужны им для дискредитации всего советского наследия нашей страны и разжигания межнациональной вражды, ведь в их трактовке репрессии носили характер целенаправленного геноцида белорусов со стороны коммунистов и Москвы.

Но сталинские чистки не были связаны с национальной принадлежностью, под них попадали люди всех национальностей. Никто не ставил целью уничтожение белорусов и их национальной интеллигенции.

Куропаты нужны как опорная точка для десоветизации и продвижения националистической версии истории.
 
Сначала — мемориал такой, какой они хотят, затем — Институт национальной памяти наподобие украинского, с основной целью очернения именно советской истории. Ну а затем — переименование улиц и снос памятников.

Алгоритм именно такой, он был отработан в Восточной Европе практически везде. Единственное исключение — Беларусь. Поэтому им и надо заняться.

Куропаты — одна из мин замедленного действия, заложенных по всему Советскому Союзу в эпоху перестройки с целью разрушения страны. Поэтому сейчас нужно не приводить мину в действие вновь, а нейтрализовать её.

Самое верное, взвешенное решение по Куропатам — новое непредвзятое исследование. Для почитания памяти — создать простое место скорби, а не некий памятник страдания белорусов от русских и коммунистов с националистическим подтекстом.

И если там что-то будет, во избежание односторонней трактовки истории нужно и то, о чем сказал Протоирей Фёдор Повный: «Возводя памятный комплекс жертвам репрессий, нам нужно иметь музей достижений советской эпохи. Только тогда возможна цельность восприятия и объективность».

imhoclub.by


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

30.12.24

Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Вениамин отметил, что на Белой Руси издавна существует глубокое почитание князя Александра Невского. Так, в XIX веке только в одной Минской епархии насчитывалось 20 храмов, освящённых в его честь. Ныне в Белорусской Православной Церкви действуют около 40 храмов, освящённых в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, три из которых (в Кобрине, Мстиславле и Марьиной Горке) являются кафедральными соборами.

29.12.24

Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Павел (занимал эту кафедру с 25 декабря 2013 г. по 25 августа 2020 г.): "На фоне того, что происходит в Европе и в мире, эта мысль (самоуправление) звучит как-то тенденциозно. У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили. В уставе Белорусского Экзархата заложено больше, чем в уставе самоуправляемой Церкви, а разница между ними — минимальна, и её может отличить только специалист".

26.12.24

Старый 2024 год отсчитывает свои завершающие, финальные дни. Самое время оглянуться назад и подвести некоторые итоги произошедших в 2024 году событий – как в целом, так и в жизни российских соотечественников в Белоруссии и других странах мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru