Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами?

« Назад

Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами? 10.03.2017 09:34

Сформулируем несколько очень важных вопросов.
 
Во-первых, напомним факты.

В лесном урочище на окраине Минска, которое стало известно в новейшей истории Беларуси как Куропаты, действительно покоятся люди, там массовое захоронение.

Точное число погибших там неизвестно. Есть серьезные основания — в том числе документальные — полагать, что часть захоронений относится к периоду Большого Террора в СССР в конце 30-х — начале 40-х годов XX века.

Есть версия и о том, что кроме попавших под молот сталинских репрессий там покоятся и расстреляные немцами в период Великой Отечественной войны лица еврейской национальности. Евреи могли быть как из местного гетто, так и этапированные из Западной Европы.

Эта версия тоже имеет основания, и она пока никак не опровергнута.

Во-вторых, надо понимать, что с самого начала Куропаты стали не просто местом скорби и памяти, а символом политического противостояния.

И последние события, связанные с ними, надо рассматривать именно в этом ключе. Предложение создать там национальный мемориал, посвященный невинным жертвам, тоже связано с этим, это попытка деполитизации темы. Кстати, здравая в идеале.

Но идеальные ситуации бывают редко, особенно если дело касается политической борьбы.

Прежде чем говорить о создании в Куропатах такого мемориала, надо ответить на несколько очень важных вопросов и широко ознакомить общественность с ответами на них во избежание спекуляций.

Сформулируем эти вопросы:

1. Сколько реально людей там погребено, известны ли их имена? Для ответа необходимо наконец профессионально провести раскопки, эксгумировать останки, провести судебную, генетическую экспертизу, внимательно изучить архивы.

На это нужны средства. Немалые. Ну так пусть в этом деле ради установления правды государству помогут всевозможные активисты и защитники исторической памяти.

2. Все ли там погребенные были невиновны и какая их часть понесла наказание заслуженно — за реально совершенные преступления? Скажем, за антисоветский или обычный бандитизм?

3. Если там, в том числе, погребены коммунисты, чекисты, евреи, которые не отказывались от своих убеждений и вероисповедания, то мемориальная символика должна быть лишена идеологизированной окраски или односторонней трактовки. Если сейчас в урочище есть кресты, то почему нет, например, меноры и Звезды Давида?

4. Почему именно Куропаты надо считать общенациональным мемориалом, ведь есть в Беларуси и другие места массовых захоронений этого периода, где, возможно, погребено еще больше людей?

И самое главное — надо четко понимать, какие цели во всем этом преследуют националисты, активно спекулирующие на теме Куропат.

Куропаты нужны им для дискредитации всего советского наследия нашей страны и разжигания межнациональной вражды, ведь в их трактовке репрессии носили характер целенаправленного геноцида белорусов со стороны коммунистов и Москвы.

Но сталинские чистки не были связаны с национальной принадлежностью, под них попадали люди всех национальностей. Никто не ставил целью уничтожение белорусов и их национальной интеллигенции.

Куропаты нужны как опорная точка для десоветизации и продвижения националистической версии истории.
 
Сначала — мемориал такой, какой они хотят, затем — Институт национальной памяти наподобие украинского, с основной целью очернения именно советской истории. Ну а затем — переименование улиц и снос памятников.

Алгоритм именно такой, он был отработан в Восточной Европе практически везде. Единственное исключение — Беларусь. Поэтому им и надо заняться.

Куропаты — одна из мин замедленного действия, заложенных по всему Советскому Союзу в эпоху перестройки с целью разрушения страны. Поэтому сейчас нужно не приводить мину в действие вновь, а нейтрализовать её.

Самое верное, взвешенное решение по Куропатам — новое непредвзятое исследование. Для почитания памяти — создать простое место скорби, а не некий памятник страдания белорусов от русских и коммунистов с националистическим подтекстом.

И если там что-то будет, во избежание односторонней трактовки истории нужно и то, о чем сказал Протоирей Фёдор Повный: «Возводя памятный комплекс жертвам репрессий, нам нужно иметь музей достижений советской эпохи. Только тогда возможна цельность восприятия и объективность».

imhoclub.by


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru