САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Андрей Геращенко: Каждому белорусскому театру по персональному предателю и полицаю?! или Почему белорусские театры стали рассадниками национализма и антигосударственной политики. Часть первая.

« Назад

Андрей Геращенко: Каждому белорусскому театру по персональному предателю и полицаю?! или Почему белорусские театры стали рассадниками национализма и антигосударственной политики. Часть первая. 11.03.2021 20:39

Любое негативное явление в обществе, и искусстве в частности формируется, как правило, не сразу, одномоментно, а по прошествии определённого времени. Времени, когда при равнодушии и попустительстве одних другие начинают реализовывать свои личные цели и, попадая под влияние неких внешних факторов, фактически разрушают то, что должны всячески беречь и развивать. Казалось бы, внешне крепкий дом оказывается почти превращённым в труху червями-древоточцами и может в любой момент рухнуть.
    
Сегодня я хочу поговорить о белорусских театрах и белорусском театральном искусстве в целом, его современном и довольно печальном состоянии и положении. Да, всё проявилось наиболее ярко после президентских выборов в Белоруссии 9 августа 2020 года, когда актёры белорусских театров по всей стране были во многих случаях в первых рядах участников антигосударственного мятежа и массовых антиправительственных протестов.
    
Для меня лично в этом не было ничего странного или неожиданного. Древоточцы давно подточили здание белорусского народного театра и, увы, постоянная череда скандалов – лишь печальный итог того, что происходило в этой сфере десятилетиями.
    
Я очень любил белорусский театр советского времени, белорусские пьесы с их юмором, народным колоритом, профессиональными декорациями. Пьесы Крапивы («Кто смеётся последним», «Врата бессмертия»), Макаёнка («Затюканный апостол»), Купалы («Павлинка»), Вольского («Нестерка») и многие другие стали шедеврами белорусского театра, сформировали его основу, стержень. Помимо этого было много пьес о войне, партизанах. Дети, посещая театр, выносили оттуда по настоящему доброе и вечное, а взрослые – ощущение национального характера и самой эстетики, добра и мудрости белорусского театра. Большой и светлый дом был построен. И в прямом, и в переносном смысле.
    
Я тогда стал писать и говорить на белорусском языке, а в девяностые по инерции написал две пьесы на белорусском языке…
    
Потом Советский Союз распался. Именно тогда, в девяностые, появились первые признаки того, что дом начинает болеть. И связано это было с тем, что после обретения Республикой Беларусь независимости резко возросло количество международных контактов и, во многом – с представителями белорусской эмиграции на Западе. Той самой эмиграции, в немалой степени состоявшей из бывших недобитых полицаев, предателей и коллаборантов, которые, опасаясь мести за своё пособничество врагу в годы немецко-фашистской оккупации, бежали вместе с немцами под ударами Красной Армии в 1944 году, освободившей Белоруссию в результате операции «Багратион». Теми самыми, которые даже под охраной немецких штыков боялись, что их настигнет кара партизан или подпольщиков.
    
Из Германии предатели, полицаи и коллаборанты всех мастей перебрались дальше на Запад – в основном за океан, в США и Канаду, где продолжили свою деятельность уже под контролем не немецких фашистов, а американских и канадских спецслужб, составив «правительство в изгнании» - Раду Белорусской Народной Республики.
    
Среди них было и некоторое количество «писателей, поэтов, драматургов» и прочих представителей творческих профессий.
    
Вот тут-то это «культурное наследие» и пригодилось как нельзя кстати – его стали усиленно продвигать уже у нас под видом «культурного возрождения». Не сразу, не одномоментно, но упорно и постоянно.
    
Когда ветеранов войны, в том числе и творческих работников, становилось всё меньше, продвигать предателей и коллаборантов стали всё более активно. Безусловно, всё это тщательно планировалось нашими зарубежными «партнёрами».
    
Такие же процессы шли по всему постсоветскому пространству, принимая особо отвратительные формы в Прибалтике и на Украине: все эти чествования «ветеранов» Ваффен СС и дивизии «Галичина».
    
В Белоруссии, которая вся буквально пропитана кровью партизан и подпольщиков, и болью уничтоженных миллионов наших людей, к данному «процессу» подошли осторожно. Началась долгая и весьма кропотливая работа по отбору персонажей, которые с одной стороны были явно антисоветскими и «боролись с коммунизмом и сталинизмом» в рядах предателей и полицаев, помогавших немецко-фашистским оккупантам, а с другой не были замешаны в уничтожении людей, пытках и грабежах (по крайней мере, прямо).
    
   Помните старый анекдот? Школьники спрашивают «ветерана»: 
- Дедушка, а что вы делали во время войны?
- Подносил снаряды нашим солдатам, - отвечает тот.
- А они вас благодарили?
- Да! Так и цокали языками: гут, гут!
    
Вот такие, с позволения сказать, «творческие люди», «незаслуженно забытые подвижники белорусского национального возрождения» стали всё чаще появляться на страницах прессы, в «научных изысканиях», на мероприятиях в музеях, ну и, конечно же, их «творчество» постепенно стали «открывать белорусам» и «возвращать из незаслуженного забвения» наши театры.
    
Процесс набрал такую силу, что даже известные и заслуженные артисты, дабы не прослыть «ретроградами и закостеневшими сталинистами, манкуртами» и т.п. вынуждены были лишь печально за всем этим наблюдать, не будучи в состоянии что-либо сделать – к руководству театрами, в театральные труппы пришли совсем другие люди, установившие свои, совсем иные порядки.
    
Приведём конкретные примеры. Горькие, но весьма показательные…
    
Буквально сегодня, в день написания этой статьи, 11 марта 2021 года Белорусский государственный академический театр юного зрителя покажет спектакль «Когда проснётся Бог…».
    
Вот что написано в афише: «Когда проснётся Бог… и зашевелится совесть, что будут делать безразличные и беспощадные? - переспрашивает Лариса Гениуш, отдавшая «жизнь свою борьбе и терпению за свой народ». Согласно «Исповеди» Ларисы Гениуш.
    
Спектакль предназначен для весьма «возрастных детей» - от 16 и старше. Ну, кто бы сомневался – Гениуш, очевидно, переживавшая за своё прошлое и связи с гестапо и немцами, а также антисоветской белорусской эмиграцией, напрямую сотрудничавшей с фашистами по всей оккупированной Европе, пыталась как-то оправдаться в своей «Исповеди». Самое то для детей? А пьесу про Марата Казея ТЮЗ не мог поставить в год 80-летия начала Великой Отечественной войны (я представляю, в каком «фу» скривились сейчас некоторые «творцы»)? Кстати, ТЮЗ располагается неподалёку от Администрации Президента – на ул. Энгельса 26.
    
Это та самая Л.Гениуш, которая совместно с мужем И.Гениушем, находясь в Праге, активно сотрудничала с немецкими оккупационными властями и с белорусской эмиграцией, находившейся на оккупированной фашистами территории. Да, Гениуш не забывала о поэзии – её литературный дебют состоялся ни где-нибудь, а в нацистском Берлине на страницах издающейся там газеты «Раница», специально созданной нацистами для белорусской эмиграции. Любопытно то, как её пытаются оправдать за это -  в «Ранице» «помимо немецких сводок были белорусские проблемы, стихи, корреспонденция». Ну, подумаешь, реляции о гитлеровских успехах, портреты фюрера. Зато – и «проникновенные строки Гениуш о Белоруссии». Ну, насчёт строк, это спорный момент. Вот «проникновенные» строки Гениуш о белорусских партизанах: 

«Пішуць вершы, повясці, раманы,
Усё ж няма там ні слаўца нігдзе,
Каб грудзьмі стаялі партызаны
За расстрэляных, за паленых людзей!

То не подзвіг баявы і смелы,
Толькі брэх сабачы і пусты,
Наклікаць на сёлы смерць умелі,
А самыя шпарылі ў кусты!

Выстаўлялі немаўлят пад стрэлы,
А слабых жанчын пад кулямёт,
Ім за рэйкі дык душа балела,
Не балела толькі за народ».

    Гут! Гут!

После нападения гитлеровской Германии на СССР Иван Гениуш в числе прочих «патриотов» отметился 28 июля 1941 года подписанием телеграммы, приветствовавшей начало войны с Советским Союзом. Потом Лариса Гениуш всю жизнь пыталась оправдаться, что эту телеграмму не подписывали…
    
Ну и что же тут такого, ответят некоторые. Существует даже отдельный проект (!) - «Амазонки белорусской поэзии», цель которого - привлечь внимание посетителей к белорусской женской поэзии XX века.
    
Да, есть такой «проект», и Гениуш в нём далеко не самая «яркая амазонка». 31 января 2020 года в филиале «Литературный музей Петруся Бровки» Государственного музея истории  белорусской литературы (Минск, ул. К.Маркса 30 – опять же рядом с Администрацией Президента) прошло «театрализованное интерактивное мероприятие «Наталья Арсеньева: ангел или дьявол», о чём с удовольствием сообщила “Краязнаўчая газета”. К тому же, согласно письму от 28.12.2020  № 01-16 / 4-567 за подписью заместителя министра культуры В.И.Громады “В ходе мероприятия были прочитаны пейзажные и философские, антивоенные тексты Н.Арсеньевой, даны эпизоды из личной жизни, рассказано про переводы на белорусский язык поэмы Адама Мицкевича, либретто к операм Клейста, Моцарта и др., выполненные поэтессой, а также приведены примеры высокой оценки ее стихов Максимом Горецким и Максимом Танком. Мероприятие носило познавательный и эстетический характер».
    
Видимо из-за «малозначительности» в письме умолчали о том, что «амазонка белорусской поэзии» Н.Арсеньева с 1942 года активно работала в изданиях «Белорусская газета» и «Голос деревни», издаваемых оккупантами для нацистской идеологической пропаганды в среде белорусов. В 1943 году дослужилась до должности цензора Генерального Комиссариата «Белорутения» и контролировала всё, что выходило официально на белорусском языке. Активно работала в рядах Белорусской самопомощи, Союза белорусской молодёжи, Белорусского культурного объединения. Охотно участвовала в различных культурных мероприятиях, организованных фашистами, выступала с собственными стихами. Именно тогда, в 1943 году, Н.Арсеньевой и был написан текст «Магутны Божа». Муж Н.Арсеньевой Ф.Кушель был одним из самых видных полицаев и предателей, лично командовал карательными операциями против мирного белорусского населения и партизан.
    
Кстати, именно на квартире у Ф.Кушеля и Н.Арсеньевой ночевала Л.Гениуш, когда, избранная пражским гестапо, приехала поучаствовать в скандальном Втором Всебелорусском конгрессе, состоявшемся 27 июня 1944 года в здании нынешнего национального академического театра Янки Купалы (г.Минск, ул. Энгельса 6).

Продолжение. Часть 2.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru