Андрей Геращенко: Между георгиевской ленточкой и вышиванкой

« Назад

Андрей Геращенко: Между георгиевской ленточкой и вышиванкой 24.07.2016 12:12

Белоруссия: борьба пророссийского и прозападного векторов развития страны не утихает.

Традиционно лето в Белоруссии является временем различных праздников и массовых мероприятий, которые одновременно высвечивают и многие моменты борьбы пророссийского и прозападного векторов развития страны.

Так, год тому назад День России оказался омрачённым неприятным инцидентом. В Могилёве с постамента только что установленного памятника А.С. Пушкину демонтировали доску со стихотворением «Клеветникам России». По мнению националистов и поддержавших их представителей власти, стихотворение оказалось «неоднозначным и обидным» для белорусов. Естественно, не самые приятные предположения по поводу предстоящего праздника возникали и на этот раз. Однако по инициативе молодого минского мэра Андрея Шорца российским соотечественникам предложили провести 12 июня 2016 г. в самом центре города День многонациональной России. Русские, дагестанские, чувашские и татаро-башкирские организации с удовольствием откликнулись на предложение.

Центр Минска заполонили люди разных национальностей с триколорами и георгиевскими ленточками.
Были танцы, песни, конкурсы, выступления представителей клуба славяно-горицкой борьбы, выставка русской литературы Белоруссии, столы с блюдами национальных кухонь. На площади русские, дагестанцы, татары, башкиры и чуваши, минчане создали неповторимую атмосферу искреннего народного гуляния. Праздник длился до самого вечера.

Всё это с интересом и одобрением встретили минчане, тоже ставшие, таким образом, участниками этого мероприятия. А 26 июня в центре Минска прошёл праздник армянской культуры «Золотой абрикос». Предполагается проведение азербайджанского, украинского и грузинского праздников. Поэтому проведение Дня многонациональной России не стало исключением, однако то, что это мероприятие было проведено именно в День России, безусловно, подтвердило особое отношение властей к Российской Федерации.

Вместе с тем, когда в Минске открылось Пятое всебелорусское народное собрание, российских соотечественников на него не пригласили. Хотя, что очень важно, не прозвучали и, увы, ставшие привычными в последнее время выпады против России или же обвинения в адрес российских соотечественников.

Сами же российские соотечественники (вновь с триколорами и георгиевскими лентами) в этот день посетили Хатынь, где провели акцию «Свеча памяти», возложив к Вечному огню венок, охапку гвоздик и пять зажжённых лампад – по числу календарных лет войны. Хатынь – это единственное в Европе кладбище-мемориал сожжённых деревень, поэтому место проведения акции было выбрано не случайно.

Заметна была деятельность в этом году сторонников интеграции с Россией и в северной белорусской столице – Витебске. «Война памятников», если можно так сказать, в Белоруссии в отличие от Украины, Прибалтики или Польши имеет свои характерные особенности: борьба идёт не за их снос, а за установку. В Витебске в своё время было принято решение об установке памятников православным русским святым – Александру Невскому и легендарной основательнице города – княгине Ольге. Но националисты подняли шум и стали добиваться отмены установки этих памятников как «символов чужой истории», «русского мира», «оккупантов» и т.д., в общем, привычного для постсоветского пространства набора русофобских «доводов».

К сожалению, власти тогда дрогнули и в 2013 году ко Дню города (26 июня День освобождения от фашистов) решили установить памятник литовско-русскому князю Ольгерду. Это решение было с радостью встречено националистами, так как Ольгерд «прислонял копье к стенам Кремля».
Но теперь возмутились уже пророссийские организации. Тогда решили не ставить пока никаких памятников. Но в 2014 году поставили всё же Ольгерда, что вызвало град критики. И вот теперь появился один из двух давно запланированных памятников – Александру Невскому. На очереди – памятник княгине Ольге. Кстати, памятник святому благоверному князю (с сыном на руках и женой, витебской княжной) установили в очень символичном месте – неподалёку от одной из старейших в Белоруссии Благовещенской церкви и деревянного храма Александра Невского на площади Тысячелетия города.

2 июля 2016 года, как раз перед главным белорусским государственным праздником – Днём независимости, в Минске впервые на государственном уровне прошёл День вышиванки – национальной белорусской одежды с использованием традиционных узоров. В рамках праздника состоялись отдельные мероприятия с вполне красноречивыми и показательными названиями: арт-парад «Под знаменем с вышиванкой», акция «Это НАШЕ», дефиле моделей в костюмах с элементами вышиванки «Стиль. Вдохновение. Красота».

В акции активное участие принял Белорусский союз молодёжи (БРСМ), что также весьма показательно, так как БРСМ принимает участие только в «правильных» и «согласованных» мероприятиях. Фактически произошла попытка властей перехватить и даже возглавить движение белорусских националистов, которые до сих пор хоть и активно, но без особой государственной поддержки всячески, по украинскому примеру, пропагандировали вышиванку как символ белорусской независимости. Впрочем, стоит отметить, что белорусы, как и украинцы, являются частью общерусского большого этноса, поэтому в Минске не придумали ничего нового – узоры используются в национальной одежде большинства народов мира, а русские народные рубахи, как и белорусские и украинские, часть нашего общего богатого культурного наследия. Другое дело, когда на всём этом начинают выстраивать националистическую основу. Любопытно, что 8 июня 2016 года при посещении В.В. Путиным и А.Г. Лукашенко выставки «Белагро-2016» в Минске обоим лидерам подарили… вышиванки.

Ну, а 3 июля 2016 года состоялся главный государственный праздник Белоруссии – День Независимости. Именно в этот день Минск был освобождён от немецко-фашистской оккупации в 1944 году в результате операции «Багратион».
В Минске и всех областных и районных центрах, средних и малых городах прошли массовые празднования и гуляния со всеми присущими такому событию атрибутами – конкурсами, костюмированными представлениями, шествиями, концертами и вечерними салютами. Но самым главным действием, безусловно, стал традиционный парад в белорусской столице, начавшийся в 10.00 утра.

В этом году исполнилось 25 лет с момента обретения Белоруссией независимости, так что парад тоже был под стать событию. Перед зрителями в парадном строю прошли более 5000 военнослужащих, в том числе «коробка» псковских десантников, и 400 единиц боевой техники в составе 14 расчётов: советский танк периода Великой Отечественной войны ИС-2, танк Т-55, танк ПТ-76, боевая машина десанта БМД-1, основные боевые танки Белоруссии Т-72Б, боевые машины пехоты БМП-2, состоящие на вооружении сухопутных войск белорусской армии, БТР-80, система залпового огня «Полонез», созданная Белоруссией в кооперации с Китаем.

«Полонез» стал особой гордостью белорусского президента А.Г. Лукашенко, который в выступлении перед началом парада заявил: «Сегодня в парадном строю пройдет реактивная система залпового огня «Полонез». Это современное грозное оружие. Его наличие является важнейшим фактором стратегического сдерживания от попыток разговора с нашей страной с позиции силы. Не менее важно и то, что за нами прочно закреплен статус космической державы».

Однако всем в Белоруссии понятно, что реальную защиту стране обеспечивают не «Полонезы», а союзные отношения с Россией.
На этот раз в отличие от прошлого года российская техника не принимала участия в наземном параде, зато в красочном авиационном в одном ряду с белорусскими лётчиками над Минском пролетели российские боевые вертолеты Ка-52, бомбардировщики Су-34 и истребители Су-30СМ. Это потребовало слаженности от лётчиков, так как они использовали аэродромы на территории своей страны.

После парада состоялось традиционное шествие горожан, но на этот раз без спортсменов. Зато с массовым использованием вышиванок, белорусских орнаментов и под песни на белорусском языке.

4 июля, в понедельник, белорусы, наконец, начали получать новые деньги. 1 июля прошла деноминация: были отброшены сразу четыре нуля и 100 рублей превратились в 1 копейку, впервые после советского времени вернулись монеты. Интересно, что старые деньги до 1 января 2017 года будут ходить наравне с новыми, а это означает, что иностранцы, приезжающие в Белоруссию, могут получить на руки 100 рублей образца 2000 года (1 копейку) и 100 рублей образца 2009 года, чья стоимость отличается в 10 000 раз! Новации отразились и на новых деньгах: по дизайну и купюры, и рубли (особенно монета в 2 рубля) напоминают евро. Кроме того, банкноты оформлены в национальном стиле с упором на историческое прошлое. Впрочем, достаточно избирательно – таким «анахронизмам», как советский период или же Брестская крепость, которая присутствовала на деньгах образца 2000 года, места не нашлось. Банкноты печатались в Великобритании, а монеты – в Литве и Словакии. Безусловно, это можно было сделать и в России, но так «более независимо и по- европейски».

Белоруссия всё более и более становится «европейской», что наглядно представлено, прежде всего, в топонимике – всё более активном использовании в табличках с названиями улиц или станций метро не только надписей на белорусском языке, но и в двух вариантах – традиционной кириллице и только начинающей вводится полонизированной «белорусской латинице».

На уже упоминавшейся новой купюре 100 рублей изображён замок магнатов Радзивиллов в Несвиже.

Курс на всяческую популяризацию польско-литовской католической шляхты и стремление объявить её белорусской аристократией очевиден.
Не избежал печальной участи переименования даже продовольственный магазин в центре Минска, превратившийся из «Троицкого» в «Радзивилловский». И это при том что магазин находится рядом с историческим центром Минска – Троицким предместьем, а Радзивиллы к белорусской столице вообще не имеют никакого отношения.

В религиозно-конфессиональной сфере также отмечается активизация католиков и, что более важно, усиление их поддержки униатам (греко-католикам). 1-2 июля прошел многотысячный католический крестный ход из Минска в Будслав (Мядельский район Минской области) к костёлу бернардинцев, где прошли двухдневные торжества в честь чудотворной Будславской иконы Божией матери. Любопытно, что история этой иконы имеет и свой скрытый смысл - образ был подарен в 1598 году Папой Римским Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу по случаю его перехода из кальвинизма в католичество.

Сам крестный ход мало походил на православный: бейсболки, флаги, велосипеды (на одном из них часть пути проделал и католический митрополит Минско-Могилёвский архиепископ Тадеуш Кондрусевич). Было много молодёжи. Звучали мессы на белорусском и польском языках, и в оба дня фестиваля нашлось место для выступлений хора униатов и их мессы.

Но главное даже не это, а достаточно провокационные действия эмиссаров из Ватикана – посланника Папы Франциска, венского архиепископа кардинала Кристофа Шёнборна, который передал белорусским униатам «реликвию святого Иософата Кунцевича».

Того самого Кунцевича, который в середине XVII века отличился особыми издевательствами и жестокостями по отношении к православным, не желавшим переходить в унию, – православные храмы закрывали, похороненных без ведома униатов по православному обычаю выкапывали и бросали трупы собакам. Когда же в 1623 году Кунцевич избил православного священника в Витебске, витебляне восстали. Колокола городской ратуши и православных церквей ударили в набат, несколько тысяч горожан сошлись на вече, после чего двинулись к хоромам Кунцевича, где убили его, протащили тело по улицам города и бросили в Западную Двину.

Все жители Витебска были объявлены мятежниками, город лишён магдебургского права, а ратуша разрушена. 120 человек, в том числе два бургомистра, приговорены к смертной казни. О накале конфессионального противостояния говорит и тот факт, что даже век спустя, когда в 1705 году Пётр Первый и А. Меншиков посетили униатский Софийский собор в Полоцке и вступили в спор о роли Кунцевича с местным духовенством, всё закончилось весьма печально – оскорблённый Пётр просто закрыл униатский храм и монастырь.

Не приходится сомневаться, что выбор «подарка» Ватикана белорусским униатам неслучаен и является символичным ответом на установку памятника Александру Невскому в Витебске.

Униатская церковь в Белоруссии крайне немногочисленна, её прихожанами чаще всего являются националисты различных мастей, тесно поддерживающие связи с униатами на Галичине. Православная церковь проявила поразительное равнодушие, «проглотив» провокацию. Да и могло ли быть иначе, если действо в Будславе было явно санкционировано властями?! Накануне, 1 июля 2016 года, на встрече в Минске белорусского министра иностранных дел Владимира Макея и папского легата кардинала Шёнборна обсуждалась возможность визита Папы в Белоруссию.

К тому же православных постоянно атакуют националисты, обвиняя их, как и на Украине, в том, что они – «пятая колонна» Москвы. Настоящей травле националистов подвергся маленький православный храм Николая Японского в Минске, «посмевший» провести в День Независимости 3 июля акцию «Я помню, я горжусь», во время которой дети были одеты в военную форму периода Великой Отечественной войны и совершили «страшное преступление» - спели песню военных лет «А я в Россию, домой хочу». Но хуже всего даже не это, а то, что приход потом всячески пытался оправдаться перед зарвавшимся националистическим отребьем и пояснять, что «многое в приходе делается для белорусской независимости и белорусского языка».

А 9 июля 2016 года под Сенно был торжественно открыт памятный камень на месте крупнейшего танкового сражения 1941 года между советскими и немецкими танковыми армиями. Монумент был сооружён сенненским отделением мотоклуба «Ночные волки». Сотни людей, множество мотоциклов, георгиевские ленты, люди, одетые в красноармейскую форму, сотни байкеров и простых зрителей, венок в форме красной звезды и море алых гвоздик на поле боя…

75 лет назад началась самая кровопролитная в мировой истории война. Прокатившись тяжёлым катком по Белоруссии, она унесла на тот свет четверть, а то и треть населения бывшей советской республики.

Сегодня в Белоруссии выстрелы и взрывы раздаются разве что во время учений, но вовсю идёт другая война – идеологическая. Оказавшись на западной границе Русского мира и Русской цивилизации с цивилизацией объединённого Запада, Белоруссия оказалась местом духовной брани с неясным пока, к сожалению, исходом.

Столетие


Комментарии


2016-07-24 22:48:32 Пестряков А.В. № 1328804
Уважаемый Андрей Евгеньевич! Статья- обзор событий, характеризующих, негативную тенденцию взаимоотношений РФ и РБ можно было бы похвалить и перепостить на др. интернет ресурс. Однако использование Вами названия "Белоруссия" ос-тановило меня. Прочитайте, пожалуйста, в Википедии. "С 19.09.91 Принят Закон, что БССР теперь называется Беларусью (Республикой Беларусь). А с 14.12.01 именно такое название принято Госстандартом России". Есть там и пояснение зав.отделением института русского языка РАН проф. Л.П.Крысина, какое наименование правильно использовать в СМИ. От себя добавлю: В Конституции, в Вашем паспорте, в различных международных мероприятиях - только Беларусь. Зачем в работу ОО РС привносить возмож ные по данному вопросу неприятности? Мы за налаживание добрососедских отношений? Или наоборот даём повод нацио-налистическим оппонентам обвинять всех нас в "имперских замашках"? А Вы даже удивились, что ОО РС не пригласили на 5 Народное Собрание. С таким же переживанием прихо-диться воспринимать статью уважаемого Шиптенко С.А. У которого, кроме "бытового" термина названия нашей страны, остро ощущается снобизм. Например в следующих фразах: Фундаментальной науки и развитой высокой культуры в Бе-лоруссии в принципе нет.(На основе каких фактов утвержде-ние?). Русофобия поощряется и госструктурами. Деградация белорусского образования ... . Белоруссия превратилась в типичную для "третьего мира" застойную и безнадёжно отсталую периферию. Использует также (оскорбительный?) термин лимитрофия. На мой взгляд, материалы на портале не должны бросать вызов соблюдению Законов или быть не политкорректными. С уважением и наилучшими пожелани-ями. 24.07.16 г. Пестряков А.В.

Ответить / Цитировать

2016-07-25 11:15:59 Андрей Геращенко № 1329004
Кому: Пестряков А.В., pestryakov.48@mail.ru, #1328804

Уважаемый А.В.Пестряков (Вы не указываете своего отчества, а я его не помню, к сожалению). Вполне возможно, что Вы основы своего мировоззрения берёте из Википедии - это Ваш личный выбор. Что касается моей страны, то она на моей памяти всегда была Белоруссией, Белоруссией является и таковой будет в будущем. Что касается "разлада", то его нет - так же думает большинство моих товарищей. Вам не хочется читать мои статьи - не читайте, никто ведь не неволит. Но указывать мне, как и что я должен называть, с Вашей стороны не слишком вежливо и тактично (это мягко говоря). Мы уже как-то обсуждали эту тему по телефону, однако, Вам, вероятно, хочется вынести это в публичную сферу. Ради бога... Что касается Белоруссии, то я горжусь своей родиной, её названием и не собираюсь от него отказывается в угоду тем псевдоаргументам, которые Вы приводите. Что касается товарища Крысина, то пусть он и следует тем рекомендациям, которые написал (для себя самого, вероятно). По Вашему всё плохое у нас из-за названия "Белоруссия", а как только перестанем его использовать, с неба сойдёт манна небесная. Вот так и предавали понемногу - вначале СССР, потом свою историю... Теперь от страны готовы отречься... Вы меня, как говорится, с кем-то перепутали, раз решили давать такие глубокомысленные советы. Что касается 5-го Всебелорусского собрания, то я не слишком расстроился. Продолжайте меня в таком же духе критиковать - может быть Вас заметят и пригласят на 6-е...

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru