САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Евгений Примаков: Пора домой

« Назад

Евгений Примаков: Пора домой 01.12.2021 20:30

Видимо, изобрету такой жанр, который будет называться #специально_не_для_RT. Это не чиновный текст, я ни с кем его не согласовывал, это мой личный взгляд на вопрос соотечественников, что лично я считаю необходимым делать. 

Нам нужно очень серьёзно поговорить о нашей диаспоре за рубежом. Как сказал Президент Владимир Путин, русские – самый разделённый народ в мире. Считали по-разному, получилось, что за границами России живут от 20 до 40 даже миллионов русскоязычных. Это очень хорошая иллюстрация того насколько плохо нам известно о русских и русскоязычных в мире: даже посчитать их проблема. 

«Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранения общероссийской культурной идентичности» – так написано в нашей Конституции, в её новой редакции (ч. 3, ст. 69), теперь наши соотечественники впервые упомянуты в Основном Законе.

При этом русские и русскоязычные очень разные. Есть потомки белой эмиграции, есть диссиденты советских времён, есть экономическая иммиграция конца 80-х – 90-х, есть «global Russians» новейшего времени, которые живут там, где комфортнее и перемещаются по миру. А есть миллионы и миллионы тех, что не по своей воле сделался «соотечественниками», даже не переезжая никуда – на них обрушились новые границы, когда распалась единая страна, и они оказались за границами России в новых республиках. О том, как складывается их жизнь там: да очень по-разному, но всюду там стоит вопрос об их ассимиляции. Причём часто говорится об «интеграции», но интеграция как результат политического решения чаще всего означает именно ассимиляцию. 

Многие сотни тысяч и миллионы предпочли репатриироваться в Россию. Во многих странах их к этому подталкивают – не стану называть эти страны, по тому, кто будет возмущён больше сами угадаете. Сейчас, по мере возвращения России сил и возможностей, этот процесс где-то затих, где-то наоборот приобретает ещё более уродливые формы. И всюду наша работа по сохранению идентичности русских и русскоязычных, наших соотечественников, – бег наперегонки со временем. Вспомню Алису в Стране чудес: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». 

Любой русский, любой русскоязычный, любой кто принадлежит к народам, органически живущим в России, имеющим тут свои территории, должен иметь автоматическое, неотъемлемое и мгновенно реализуемое право на репатриацию в Россию. 

Существует государственная программа по переселению соотечественников. И есть общенациональное согласие в том, что соотечественники должны иметь возможность переселиться в Россию. У нас есть примеры гораздо более активной политики по репатриации, которую надо бы себе самим в пример ставить: тот же Израиль. 

Разумеется, госпрограмма по переселению наверняка будет дорабатываться. Наверняка постепенно справимся с бюрократией, когда семьи собирают бумаги месяцами, и ждут ответа годами – для того, чтобы вернуться на Родину. И с завистью и непониманием смотрят на то, как быстро въезжают в Россию трудовые мигранты, потом быстро получая росгражданство. 

Я о принципе. 

Вот соотечественники, они живут в республике Где-то-там-стан, должны ли мы стимулировать их возвращение домой?  

Первый подход: нет, им и там должно хорошо житься, их права там должны быть удовлетворены, а с республикой Где-то-там-стан должна вестись работа, чтобы права русских и русскоязычных там не ущемлялись (язык, образование, бизнес, культура и так далее). Захотят переехать в Россию – вот есть программа, не очень поворотливая и гуманная, но уж какая есть, «допилим» если что. Тогда у нас в республике Где-то-там-стан будут дружественные нам люди, которые будут крепить мир и сотрудничество. И если власти этой усредненной республики разумны и дальновидны, то они такую политику могут только приветствовать.

Второй подход: облегчим всем репатриацию. Пусть все возвращаются домой в Россию и живут тут. Где-то-там-стан, который до этого как раз ассимиляцией и увлекался, очень такому подходу обычно становится недоволен, потому что таким манером неожиданно для себя лишается большого числа врачей, учителей и инженеров, которые раньше эту усредненную республику «угнетали».

И тут нет единого универсального рецепта. Потому что безусловное и быстрореализуемое право вернуться домой должно быть у всех. Но и право жить спокойно там, где пожелаешь, тоже должно быть у всех. 

Но мне кажется, что первое право – выше. И никак не отрицает поддержку и защиту нашей диаспоры за рубежом.

Нам очень не хватает даже не очередной «госпрограммы», а идеи (национальной ли – не знаю, но близко к тому) – пора домой. 

#порадомой – когда госорганы обязаны отслеживать, сопровождать семьи, которые возвращаются домой, работать над максимальным упрощением всех возможных процедур, и изменением законов и регуляций, и штучно, вручную – когда это необходимо.  Когда нестерпимо стыдно если ты на рабочем месте «заволынил» документы семьи – вокруг тебя уже на работе создаётся такой вакуум, что приходится уволиться. 

#порадомой – когда наши медиа, что внутри страны, что в условном «Где-то-там-стане» из каждого утюга разъясняют правила возвращения, технологию куда идти и что делать и занимаются рекламой такой репатриации. 

#порадомой – когда регионы вводят особые режимы – формально или «вручную» для выдачи ВНЖ и прочих документов для переселенцев, дают им приоритет и вводят местные льготы везде и всюду где это только возможно. 

#порадомой – когда наш бизнес, чувствуя свою ответственность за страну, за общество, принимает на работу переселенцев в приоритетном порядке, не потому что пришла такая инструкция из МинТруда, а потому что сказано это делать HR’у

#порадомой – когда само общество благожелательно относится к переселенцам, поддерживает их, когда у возвращающихся домой людей появляется чувство дома, семьи, которая их снова принимает. Когда наши правозащитные организации не войной со своим государством и обществом занимаются, а всё тем же сопровождением репатриантов и их семей. 

Короче, мне кажется, #порадомой.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru