Состоявшееся 25 февраля в Минске заседание Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии проходило на фоне, который, прямо сказать, светлым не назовешь. Один лишь, но показательный факт: третий год подряд отмечается падение взаимного товарооборота, в минувшем году он снизился более чем на четверть. В физических объемах он сократился всего на 4%, но в денежном выражении это заметно сильнее – до 27,5 млрд долларов. Пробуксовывает и ряд совместных программ СГ.
Переломить эту тенденцию тем более необходимо, что взаимная торговля имеет для обеих стран приоритетное значение. Достаточно сказать, что на долю России приходится около половины всего объема белорусской внешней торговли. В свою очередь, Белоруссия входит в пятерку основных торговых партнеров РФ.
Именно в силу необходимости обратить падение в рост в повестку дня заседания стороны включили обсуждение ключевых аспектов российско-белорусского сотрудничества, в том числе восстановления устойчивого экономического развития СГ, дальнейшей гармонизации нормативного регулирования в промышленности, валютно-финансовой сфере и секторе услуг.
Учитывая, что СГ отмечает в нынешнем году свое 20-летие, неудивительно, что участники заседания Высшего госсовета часть времени уделили оценкам пройденного пути. Последние отличались сдержанным оптимизмом. На встрече с Александром Лукашенко, предшествовавшей заседанию Госсовета, Владимир Путин заявил по этому поводу: «…в целом хотел бы отметить, что всё, что началось ровно 20 лет назад, имею в виду начало строительства Союзного государства, ничего этого не утрачено. Наоборот, этот интеграционный проект развивается, развивается успешно и, безусловно, в известной степени даже становится драйвером развития интеграционных процессов на всём постсоветском пространстве».
В свою очередь глава Белорусского государства заявил: «Мы продолжаем вести союзное строительство, реализовывать наши проекты в непростых условиях. Нашу интеграцию испытывают на прочность глобальная экономическая нестабильность, кризис доверия в международных отношениях, эскалация вооружённых конфликтов, обострение информационных войн. Однако сложившаяся ситуация не должна влиять на расстановку приоритетов в работе Союзного государства. Важнейший из них – всестороннее сотрудничество ради благополучия наших народов».
Но, разумеется, главным в разговоре, состоявшемся как между двумя президентами, так и в рамках делегаций обеих стран, был не обмен комплиментами, а поиск путей выхода на траекторию устойчивого роста в рамках СГ. В этом плане, высказал твердую уверенность В. Путин, имеется немало внутренних резервов, задействовав которые можно восстановить устойчивые темпы его экономического развития.
По словам главы РФ, ключевым фактором роста экономики СГ должно стать развитие промышленной кооперации, прежде всего в области высоких технологий, вопросах импортозамещения, в тех названных «чувствительными» отраслях, от которых напрямую зависит безопасность наших стран. В данной сфере уже есть неплохие заделы. Так, с конца прошлого года действует совместная компания «Станкоинжиниринг», налажен совместный выпуск микроэлектроники в рамках специальных программ. Имеется прогресс в формировании единого навигационного пространства на базе системы ГЛОНАСС. Реализуются проекты в сфере дистанционного зондирования Земли.
Глава Российского государства назвал ряд приоритетных направлений сотрудничества России и Белоруссии. Это, в первую очередь, энергетика. Материальным выражением такого приоритета является идущее полным ходом сооружение Белорусской АЭС. Запуск первого энергоблока АЭС запланирован на 2018 г., второго – на 2020 г. Причем нелишне отметить, что наши страны осуществляют строительство, строго соблюдая международные нормы и потому не обращая внимания на палки в колеса, которые норовят вставить Литва и некоторые другие страны региона. «Безусловно, это один из флагманских наших проектов», – отметил В. Путин, напомнив объем российских капиталовложений в стройку – 10 млрд долларов.
Еще одно приоритетное направление – российская поддержка, оказываемая Белоруссии в модернизации газотранспортной системы. До 2020 г. в данный проект «Газпром» планирует вложить еще около 2,5 млрд долларов в белорусский участок газопровода Ямал–Европа и свыше 1 млрд в увеличение объема подземных хранилищ газа в республике.
Была отмечена необходимость улучшения делового и инвестиционного климата СГ. Тут большой простор у экономических ведомств обеих стран. В частности, требуется скоординировать их работу, активизировать деятельность рабочей группы по макроэкономической координации, а также продолжить практику проведения совместных заседаний министерств экономики. «Необходимо также наращивать многоплановое отраслевое взаимодействие, проводить более согласованно экономическую политику… Мы договорились также продолжить гармонизацию нормативного регулирования в промышленности, в валютно-финансовой сфере, секторе услуг», – подчеркнул В. Путин.
Российская сторона считает, что значительно большую отдачу для развития хозяйственных связей может приносить межрегиональное сотрудничество. Более 40 делегаций российских регионов посетили Белоруссию в прошлом году, но дело, конечно, не только во взаимных визитах, а в конкретном наполнении проектов, реализуемых на межрегиональном уровне. Хороший дополнительный импульс этой работе может дать Третий форум регионов, запланированный на лето в Минске, на который планирует приехать президент РФ.
А. Лукашенко, со своей стороны, высказал убежденность в том, что потенциал двусторонних торгово-экономических отношений, к сожалению, реализуется не в полной мере. Это тем более неоправданно в ситуации общемирового ухудшения экономической конъюнктуры. В связи с этим белорусский президент обратил внимание (а за последний год он делал это неоднократно) на необходимость устранения барьеров и иных дисбалансов в отношениях между странами, несогласованности в проведении экономической политики, на обеспечение эффективного функционирования – без всяких изъятий – единого рынка товаров, услуг и капитала. Это, надо понимать, касается и сугубо двустороннего сотрудничества, и взаимоотношений наших стран в рамках Евразийского экономического союза.
Принятые на заседании Высшего госсовета решения направлены на дальнейшее совершенствование деятельности СГ. Утверждён Союзный бюджет на 2016 г., объем которого, несмотря на негативные макроэкономические тенденции, удалось сохранить на прежнем уровне – в размере более 6 млрд российских рублей. Значительная часть этих средств пойдёт на реализацию более 40 межгосударственных экономических, социальных и гуманитарных программ.
Стороны единодушны во мнении, что успешный российско-белорусский опыт способствует развитию интеграционных процессов на всём пространстве СНГ. Имеющиеся наработки активно использовались при создании Таможенного союза, затем Единого экономического пространства и наконец Евразийского союза. Однако роль драйвера развития сколько почетна, столь и ответственна. Тут постоянно требуется динамика, приток новых идей. Ведь за ходом развития СГ следят и ближние и дальние соседи: одни (противники евразийской интеграции) – чтобы не допустить дальнейшего сближения проживающих на постсоветском пространстве народов, другие (сторонники, действительные и потенциальные участники евразийской интеграции) – чтобы найти в этих процессах свое место.
Достигнутые на заседании Высшего госсовета договоренности по усилению координации в вопросах макроэкономического регулирования, обеспечения стабильного и устойчивого роста экономики в условиях действительно неблагоприятной внешней конъюнктуры, безусловно, послужат интересам не только самого Союзного государства, но и ЕАЭС в целом.
Комментарии
Комментариев пока нет