САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Имя твоей улицы.Человек, который исчез

« Назад

Имя твоей улицы.Человек, который исчез 27.03.2017 18:54

Как странно! Он был фантастически успешен при жизни — и как быстро его забыли.

Они неуловимо похожи — этот человек и эта улица. Каждый минчанин знает, что такая улица в столице есть — но мало кто может вспомнить, что именно там находится и зачем именно туда можно было бы поехать среднестатистическому горожанину. Она вроде есть — но не в нашем повседневном обиходе. Я, к примеру, там бывала не раз — проездом по совершенно другим минским делам, и никак не могу вспомнить, как же она выглядит, эта улица без лица и характера.

Впрочем, ее должны хорошо знать в лицо волонтеры и зоозащитники — именно там находится самый большой столичный питомник для бродячих животных. Улица Гурского — что еще может сказать о ней обыкновенный минчанин?

Вот перекресток Гурского и Дзержинского — кажется, сейчас он уже выглядит по-другому, Минск меняется стремительно, беспощадно хоронит прежние тихие перекрестки и заросшие сиренью дворы под блестящими торговыми центрами.

Перекресток как перекресток — он и сейчас, несмотря на перемены, самый обыкновенный городской перекресток.

А вот, пожалуйста, жилой дом. Дом себе и дом, таких домов по Минску — сотни.

velvet_2_303-640x446

И даже церковь на Гурского совершенно ничем не примечательна — таких современных храмов в столице — пруд пруди.

Не знаю, как вы, а я никак не могу поймать ни особенный дух этой улицы, ни особенное ее настроение.

Честно говоря, я всегда думала, что Гурский, именем которого названа эта улица — какой-нибудь партизан, или партийный деятель, или герой Великой Отечественной, ну, или, в крайнем случае, директор какого-нибудь машиностроительного предприятия.

А оказалось, Илья Гурский — писатель.

19-11-15-44-640x481

Музей Ильи Гурского в Узде. Фото: uzda.edu.minskregion.by

Можете себе представить мое изумление?

Никогда в жизни я, отличница и краснодипломница, человек, закончивший аспирантуру по литературной кафедре, литературовед, ежедневно переворачивающий немалое количество текстов по истории белорусской литературы прошлого столетия, слыхом не слыхивала о таком писателе.

А вы слышали?

Вот он, Илья Данилович Гурский, член Союза Писателей с 1934 года, кавалер ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, Красой Звезды, «Знак почета» и еще разнообразных медалей, автор пьес для театра, рассказов и повестей, рецензий, статей, романов — и даже романа-памфлета, пожалуй, единственного в белорусской литературе.

bez_imeni-1_1-thumb

В букинистических отделах книжных магазинов книги Ильи Гурского есть всегда.

Раньше я их не замечала — теперь вижу, и не одну. Это довольно грустный показатель — в букинистах днем с огнем не отыщешь, к примеру, издание Сонетов Шекспира в переводе Дубовки, репринт «Венка» Богдановича или белорусскоязычное издание «Дзікага палявання караля Стаха», а вот книги Гурского — пожалуйста.

Может быть, у кого-то в домашней библиотеке они тоже скромно затаились во втором ряду.

velvet_5_212-thumb

velvet_6_177-thumb

505596359_0-thumb

А ведь появлялись они на свет, если выразиться метафорически, в счастливых рубашках и с серебряными ложками во рту: Илья Гурский никогда не писал в стол, никогда не мучился годами безвестности, отослав свою пьесу в театр, никогда не бегал по репертуарным службам с заискивающим лицом просителя…

Все ставилось, печаталось, выходило тысячными тиражами как будто бы само.

Вообще-то у него была идеальная для этого времени биография: родился в бедной крестьянской семье, батрачил у помещицы под Петербургом, потом пошел в кочегары на Обуховский завод, там включился в революционную борьбу, участвовал в уличных боях в октябре 1917-го, ушел на Гражданскую, вернулся оттуда тяжелораненым, но — героем.

Красный пролетарий без единой червоточины в биографии.

И работать, и дружить с Ильей Гурским было абсолютно безопасно — он был человеком безупречных новых ценностей.

Впрочем, достоверно я этого не знаю — в общем доступе нет ни воспоминаний, ни беллетризованных биографий Ильи Даниловича. Страница в справочнике «белорусские писатели», дежурная биография в унылом стиле «родился-воевал-награжден-умер» — всё.

Известно, что в тридцатые Илья Гурский отчаянно искоренял нацдемовщину из литературы вообще и из театра в частности, репертуары вычищались набело жесточайшим партийным скребком, не знающим никакой жалости — а чего жалеть, нового напишем.

Пьесы Ильи Гурского шли во всех театрах страны без перерыва. Но и себя не жалел: человек уже в возрасте, с тяжелыми ранениями, он участвует в походе по освобождению Западной Беларуси, в войну — выпускает фронтовую газету, легендарную «За Савецкую Беларусь» и сатирический журнал «Партизанская дубинка». Послевоенная биография Ильи Даниловича — внушительный перечень постов и должностей, орденов и медалей.

И книг, названия которых мне лично не говорят ни о чем: «На родных гонях», «Зары насустрач», «Вецер веку», «Чужы хлеб»…

velvet_7_159-thumb

505596359_8-thumb

А может статься, это просто я — такая невежда. А книгами Гурского до сих пор зачитываются белорусские читатели. И улица его имени — одна из самых красивых и загадочных улиц нашего города.

Всё может быть.

velvet.by


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

30.12.24

Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Вениамин отметил, что на Белой Руси издавна существует глубокое почитание князя Александра Невского. Так, в XIX веке только в одной Минской епархии насчитывалось 20 храмов, освящённых в его честь. Ныне в Белорусской Православной Церкви действуют около 40 храмов, освящённых в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, три из которых (в Кобрине, Мстиславле и Марьиной Горке) являются кафедральными соборами.

29.12.24

Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Павел (занимал эту кафедру с 25 декабря 2013 г. по 25 августа 2020 г.): "На фоне того, что происходит в Европе и в мире, эта мысль (самоуправление) звучит как-то тенденциозно. У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили. В уставе Белорусского Экзархата заложено больше, чем в уставе самоуправляемой Церкви, а разница между ними — минимальна, и её может отличить только специалист".

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru