САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Ирина Кочергина: Стоит ли «дрессировать на одаренность» и делать показателем рейтинга школ такой критерий, как количество победителей олимпиад?

« Назад

Ирина Кочергина: Стоит ли «дрессировать на одаренность» и делать показателем рейтинга школ такой критерий, как количество победителей олимпиад? 06.03.2017 18:32

Закон Гудхарта гласит, что "когда достижение какого-либо показателя становится целью, он перестает быть хорошим показателем". Именно это мы наблюдаем сейчас в ситуации с рейтингами, в которых ведущим показателем... является количество победителей Всероссийской олимпиады.

Когда-то во времена моего детства тоже были предметные олимпиады. На них ходили единицы, я помню, меня посылали на олимпиаду по литературе. Тогда на окружной тур отправляли всего 3-4 человека от школы по разным предметам. И называлась эта олимпиада «для одаренных». Кстати, не могу сказать, что смогла хоть раз с нею справиться: доходила до городского тура – и все.

Теперь у нас олимпиада «для всех». Массово дети загоняются на школьный тур Всеросса, потом на муниципальный. Городские и областные образовательные власти пристально следят, из какой школы сколько участников, сколько призеров, сколько победителей. А бедная предметная комиссия муниципального уровня вынуждена читать работы всех тех, кого загнали на эту олимпиаду: можете себе представить, с чем мы там сталкиваемся. Проверяя последние годы муниципальный тур по литературе, я однозначно могу сказать, что большинство ребят, пришедших писать работы, интересом к моему предмету не отягощено. Откуда же столько участников? Все поголовно вдруг стали талантливыми, раз олимпиада стала массовым явлением? Нет, оказалось, что от количества призеров и победителей зависит рейтинг образовательного учреждения, а то и рейтинг целой области.

Получается интересная ситуация: задания по степени сложности со времен моего детства почти не изменились, даже усложнились, а дети массово участвуют в олимпиадах, некоторые умудряются побывать на всех предметах.

Кто же фигурирует среди победителей городского и республиканского уровня? А вот тут все обыкновенно. Победители по математике – из матшкол, по английскому – из английских спецшкол и языковых лицеев, по биологии – из школ с медицинским и естественно-научным уклоном.

Может ли ребенок не из спецшколы победить на городской олимпиаде по английскому языку? Ну, может, вероятно, если у него сильные репетиторы.

Так что же выявляет олимпиада? Что в матшколе лучше учат математике, чем в сельской общеобразовательной? Что ребенок из английской спецшколы лучше напишет олимпиаду, чем из обычного класса с двумя часами иностранного?

Помилуйте, но это же очевидно!

Тогда что отражает рейтинг школ по результатам олимпиад? Женщины стали рожать больше талантливых детей и все эти дети пошли именно вот в эту школу? Или школа так эффективно преподает, что все дети, там обучающиеся, стали внезапно одаренными? А может быть, школа зачисляет в 8-й класс детей, заинтересованных в сдаче химии и биологии, дает много часов на эти предметы, гоняет детей на подготовительные курсы к олимпиадам по этим предметам? Тогда понятно, что ученики возьмут призовые места на олимпиадах по естественным наукам и школа будет иметь высокий рейтинг. А школа, которая дает хорошие базовые знания по всем предметам, в рейтинг не войдет. Не войдет туда и сельская школа с совершенно особым контингентом, который вообще приучить читать – уже огромная победа. Но бедный губернатор, у которого много таких сельских школ, будет давить на директоров, директора – дрессировать детей, которые хоть что-то могут, готовя к олимпиадам.

ОЛИМПИА -ДА! ДА? ДА…

Только что произошла скандальная ситуация со сливом заданий регионального тура по Всероссу. Предметные комиссии тщательно готовили задания, дети занимались не покладая рук, надеясь пройти с хорошим баллом в победители и получить в качестве итогового приза 100 баллов на ЕГЭ. И вот за день до экзамена задания по ряду предметов обнаруживаются в интернете. Мне неведомо, кто причастен к этому, но весьма возможно, что погоня за рейтингом сыграла тут не последнюю роль.

Нервотрепка оргкомитетов олимпиад, лихорадочно заменявших попавшие в интернет задания на резервный комплект, дети, которые в курсе всех этих событий и тоже очень переживают, комиссии на местах, тоже получившие свою долю стресса – вот результат сливов. Да, и еще попытка дискредитации олимпиадного движения. Грамотно проведенная олимпиада – это шанс вырастить будущего Ломоносова или Менделеева. Но как найти этого Менделеева, если задания покупаются и продаются, повышая проходной балл и нивелируя результат?! В результате усилия множества людей, организующих олимпиады, сводятся на нет.

Так стоит ли олимпиады делать массовыми? Стоит ли «дрессировать на одаренность»? И самое главное: стоит ли делать ведущим показателем рейтинга школ и областей такой критерий, как количество победителей олимпиад?

Об авторе

Ирина Владимировна Кочергина, учитель литературы школы с углубленным изучением отдельных предметов № 1239, Москва

Учительская газета


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

30.12.24

Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Вениамин отметил, что на Белой Руси издавна существует глубокое почитание князя Александра Невского. Так, в XIX веке только в одной Минской епархии насчитывалось 20 храмов, освящённых в его честь. Ныне в Белорусской Православной Церкви действуют около 40 храмов, освящённых в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, три из которых (в Кобрине, Мстиславле и Марьиной Горке) являются кафедральными соборами.

29.12.24

Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Павел (занимал эту кафедру с 25 декабря 2013 г. по 25 августа 2020 г.): "На фоне того, что происходит в Европе и в мире, эта мысль (самоуправление) звучит как-то тенденциозно. У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили. В уставе Белорусского Экзархата заложено больше, чем в уставе самоуправляемой Церкви, а разница между ними — минимальна, и её может отличить только специалист".

26.12.24

Старый 2024 год отсчитывает свои завершающие, финальные дни. Самое время оглянуться назад и подвести некоторые итоги произошедших в 2024 году событий – как в целом, так и в жизни российских соотечественников в Белоруссии и других странах мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru