На минувшей неделе известный столичный ресторатор Вадим Прокопьев пожаловался в интервью порталу bel.biz на проблемы с кадрами и низкий уровень специалистов. Чтобы повысить стандарт, бизнесмен выставил персоналу следующие требования: «быстрота реакции, сообразительность, чувство юмора, сносная речь, отсутствие опыта членства в БРСМ, Крым не наш, физическая форма, а также готовность расстаться с предрассудками».
Такой жесткий отбор подразумевает, видимо, что у дверей Прокопьева уже стоит очередь из членов БРСМ, желающих чистить на кухне картошку. Конечно, работа в кабаке с сомнительной публикой и в стройотряде — это немножко разные вещи, поэтому попытаемся выяснить, чем же руководил Прокопьев, каковы его взгляды и почему он вообще появляется в интернет-изданиях.
На последний вопрос ответить несложно. Легкая фронда, дорогие пиджаки и разговоры о ресторанах сногсшибательно действуют на нищую незалежную прессу. Но чем же управляет успешный ресторатор? Может, кафе «Белочка» или детской дискотекой?
Послушаем самого Прокопьева и его отзыв об одном из своих заведений — «Блондинки и брюнетки»:
— Минские «интеллектуалы» были убеждены, что это клуб для шлюх и секс-туристов, настоящие минские шлюхи были, в свою очередь, уверены, что клуб для умников и снобов, — жалуется Вадим на отсутствие духовных скреп.
Судить не беремся, но уверены, что истина наверняка где-то посередине. Бесспорно, однако, что члены БРСМ плохо вписываются в контекст подобного заведения.
В целом же перманентные скандалы вокруг Прокопьева — пример того, как переделы бизнес-активов и прочие события кабацкого масштаба пытаются вынести на некий общебелорусский уровень, предъявляя претензии «тупой деревенской парадигме» нашего общества.
Впрочем, судьи кто? Сам Прокопьев о своем образовании и мировоззрении отзывается достаточно критично:
— Потратив слишком много времени на советскую армию и обучившись на финансиста в частном вузе, я в те годы хотел двух вещей: вы*ть всех красивых женщин и заработать большую кучу денег.
Безусловно, именно такой человек имеет право фильтровать персонал, проверяя его на политическую лояльность, кругозор и «готовность расстаться с предрассудками». Правда, если уж вводить специальные бары исключительно для богемной тусовки, то получится апартеид хуже чем в ЮАР — мажоров в Беларуси еще меньше, чем белых в Африке.
Однако, несмотря на все камуфляжные байки, секрет успеха подобных питейных заведений прост, как топор: они делают прибыль не с оборота, а с необоснованно задранных цен и общего богемного флера.
Заодно, пользуясь случаем и возможностью пообщаться не про стаканы и столы, Прокопьев периодически поучает прессу с высот недосягаемой ресторанной мудрости:
— Нет ничего гаже словосочетаний «умеренное бунтарство», «разрешенный уровень фронды», «контролируемое повстанчество», ну и давайте не будем забывать, что «патриотизм — последнее прибежище негодяев», — считает Вадим Прокопьев.
Кстати, здесь он цитирует Самуэля Джонсона. В далеком XVIII веке тот говорил о британцах, которые, совершив преступления и дабы избежать виселицы, использовали «патриотический» акт. Ссылка на него позволяла «негодяю» получить помилование и отправиться в британские колонии. Выдранная из контекста, цитата становится еще одним камнем в сторону белорусских патриотических структур. Тем самым Прокопьев демонстрирует наплевательское отношение к власти, но, впрочем, исключительно до той поры, пока эта власть не переступит порог его очередного заведения.
Оппозиционные издания, в свою очередь, старательно примазываются и ищут подобных героев ненашего времени. Писать о молодых специалистах теперь не в моде, зато богемный ресторатор с образованием ракетчика оказался в самую масть. Наверно он как никто отражает чаяния и надежды простого белорусского люда.
Впрочем, богатые тоже плачут. В 2005-м у Прокопьева, по его словам, «отжали» клуб «Бронкс», а в 2015-м подельники-бизнесмены увели у него аналогичную площадку «Blondes&Brunettes». Это высокоморальное заведение открылось летом 2013 года и сразу прославилось жестким фейсконтролем, мажорной тусовкой, а также прозрачным зеркалом в мужской уборной, через которое можно было подглядывать за женским туалетом.
Несмотря на пристальное внимание и прозрачные зеркала, Прокопьев, однако, остался невысокого мнения о посетителях. Привычка обвинять народные массы в собственных неудачах, кстати, забавно роднит его с нашей оппозицией:
— Клуб так и не сумел заработать деньги на закомплексованных жлобах и их боевых подругах, которые и должны были по замыслу оплачивать эту вечеринку, — поведал Прокопьев прессе.
Скандальность и умеренно-циничная фронда создают манящий ореол «незалежного» белорусского бизнесмена, на который и слетаются оппозиционные журналисты. Сам же Прокопьев, не будь дурак, активно использует оппозиционную прессу для пиара. Судя по текстам, кассу Вадиму делают в том числе и представители золотой оппозиционной молодежи, хотя и о них он невысокого мнения:
— Оппозиция важна и нужна, но мало того что президент постоянно переигрывает их как детей на их же поле, так еще и некоторые активисты, едва обналичив гранты, немедленно появляются в модном кафе в дорогих костюмах из одного бутика, демонстрируя знание последней московской моды на швейцарские часы. Поймите меня правильно, я не против хороших костюмов и дорогих часов, скорее за, но в данном случае вся их борьба выглядит игрушечной.
Справедливости ради отметим, что про часы и костюмы — это скорее ложь, причем времен «сытых» 2006-2010 годов, когда финансирование оппозиции текло оранжевой рекой. После Украины активистов посадили на сухой паек, и вместо швейцарских часов теперь приходиться довольствовать отцовским «лучом» и подзаборными уличными акциями, а на минские кабаки уже не хватает даже лидерам организаций. Часть из них пьет прямо на партийных «управах», а затем устраивает дебош в собственных подъездах.
Впрочем, в политических взглядах Прокопьев тоже не совсем последователен. В интервью он осуждает российскую внешнюю политику и призывает выключить «российский телевизор» (за что и зацепились оппозиционные сайты в заголовках). Между тем, сам он ранее открыто признавал, что один из его клубов кормился с иностранцев, и в первую очередь — русских. Теперь табачок, оказывается, врозь.
Увы, если целевая аудитория нищает, то хиреет и ресторанный бизнес. Наверно, поэтому в 2016-м пафосный ресторатор уже не чурается набирать персонал с улицы, проверяя перед этим наличие членского билета БРСМ — в связи с чем вспоминается белорусская классика про ворага-жандарма и комсомольский БИЛЕТ.
Таким рестораторам стоило бы помнить, что враги современного бизнеса — не жандармы или тем более комсомольцы, а снобизм и хамское отношение к населению, которое в стенах заведения они готовы облизывать, а в незалежной прессе презирают и хают последними словами.
Комментарии
Комментариев пока нет