САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

«Хождение за три моря» белорусских художников

« Назад

«Хождение за три моря» белорусских художников 30.09.2017 07:08

Более шести столетий отделяет от того времени, когда тверской купец Афанасий Никитин, путешествуя, достиг Индии и написал книгу “Хождение за три моря”. От низовий Волги он проплыл до Астрахани, через Каспий и достиг берегов Персии. Потом по Аравийскому морю, где и высадился на берегу Индии. 

В Индии он прожил около трех лет, путешествуя по южной стране. Это путешествие для Афанасия Никитина длилось с 1466 г. по1472 г. Обратно тверской купец, путешественник и писатель, к родным русским краям, снова возвращался через Персию, пересёк Чёрное море, прибыл в Кафу (сейчас это Феодосия – в Крыму). Осенью 1472 года, по пути на родину, умер он под Смоленском. 

Надо полагать, что русский путешественник и купец из Черного моря плыл далее по Днепру, останавливаясь и на днепровском берегу. Это был Могилев, где в конце 15-го века здесь шла большая торговля и имелась даже своя таможня. “Могилев быстро рос, чему способствовало его расположение на пересечении стратегических путей, что позволило торговать Могилеву с городами Прибалтики, Киевом, Москвой” и конечно со Смоленском по Днепру. 

Наверняка тверской купец встречался с торговыми людьми из Могилева, рассказывал о своих путешествиях в заморские страны – “в неведомые страны, в центре которых оказалась судьба наблюдательного, духовно богатого человека, русского купца из Твери, заброшенного по воли случая в далёкую Индию. Афанасий Никитин умер в пути возвращаясь на родину, не дойдя до Смоленска.  

Никакими сведениями об авторе, кроме заметки, предшествующий тексту “Хождения” в его летописной редакции, и того, что сам он сообщает о себе, наука пока не располагает…” – так указано в комментарии “Древнерусская литература” – “Хождение за три моря” Афанасия Никитина, где и указаны карты (в составлении В.Л. Семенова) – “Путь Афанасия Никитина за три моря” и “Путешествие Афанасия Никитина по Индии”. Из Большой советской энциклопедии (т.28 с.328) можно узнать, что “Хождение” – это памятник древнерусской литературы 15 века, записи тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466-1472гг.). 

Никитин в Индии

Первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Автор побывал на Кавказе, в Персии, Индии и на обратном пути в Крыму… В 1475 г. рукопись оказалась у московского дьяка Василия Маморёва, её текст был внесён в Летописный свод 1489 года, отразившийся в Софийском II и Львовской летописях, сохранился также в сборнике 15 века. Путешественник описывал природу Индии, её политическое стройство, торговлю, сельское хозяйство, обряды; автор – горячий патриот своей родины; для своего времени был хорошо образован… Памятник переведен на многие языки мира. “… те тетради привезли гости к Маморёву Василию, к дьяку великого князя на Москву”.

Первое такое путешествие в Индию совершили белорусские художники в феврале 2017 года – уже современными видами транспорта, посетив в Индии и те места, описанные знаменитым древнерусским писателем в его “Хождении…”, когда формировалось древнерусское государство великим князем Московским Иваном III Васльевичем. А в конце 15 века к Москве отошли ряд западных русских земель (Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск и др.). И это тоже наша история. 

Я считаю, что неслучайно в Национальном историческом музее Республики Беларусь открылась выставка “IND-БЕЛ-ART”, приуроченная к юбилею установления дипломатических отношений Беларуси и Индии. Её инициаторами выступили Посольство Индии в Республике Беларусь, Индийский совет по культурным связям и Белорусский союз художников. Эти связи исходили ещё с незапамятных времён, когда ”великий славянин“ посетил Индию и рассказал сему миру об этой удивительной Индии. А сейчас минчане и гости белорусской столицы смогут увидеть в работах белорусских художников все индийские привлекательности, что и увидел Афанасий Никитин более 600 лет тому назад.

Афанасий Никитин

Художники – участники программной поездки по Индии запечатлели и памятники старины, природу и быт, её культуру, сохранённую через годы и века. Каждый художник это сделал по-своему в живописных работах. Это были известные живописцы Григорий Ситница (председатель БСХ), Юрий Хилько, Дарья Бунеева и Вера Яговдик. Белорусские художники, путешествуя по Индии, ознакомились с наиболее знаковыми архитектурными памятниками: Тадж Махал, Эллора, Аджанта др., посетили ряд музеев, галерей, учебных заведений, которые обеспечивают получение художественного образования. Были и встречались с самими индийскими художниками. Художники из Минска привезли домой наброски, эскизы своих будущих картин, а сейчас уже выставили эти законченные произведения искусства для многочисленных зрителей музея.

На выставке кроме картин присутствуют и предметы, которые предоставило само Посольство: женская одежда – сари, статуэтки из металла, чашки, кубки, предметы декоративно – прикладного искусства и домашнее из серебра, плоды даров природы, а также книги об Индии на русском, белорусском, английском языках и на языках Индии.

Надо полагать, что эту выставку могут увидеть и в других городах Беларуси, путешествуя с её экспонатами и сами художники, с рассказами об удивительной и древней стране, ставшей ближе к Республике Беларусь и через эту выставку… 

Член Белорусского союза журналистов, Архипов Иван Изосимович, г.Минск 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
05.06.25

27 мая 2025 года в мультимедийном пресс-центре Sputnik-Беларусь в формате видеомоста Минск – Москва состоялся круглый стол на тему: «Основы идеологии белорусского государства в свете строительства Союзного государства». Я также был его участником и высказал своё видение по данному вопросу. Полагаю, что с учётом важности темы, стоит вернутся к белорусской идеологии ещё раз.

05.06.25

27 июля 1929 года в органе ЦК КП(б)Б газете «Звязда» вышла редакционная статья «О правом уклоне в КП(б)Б по национальному вопросу», в которой были подвергнуты критике «непролетарские подходы» в проведении национальной политики в БССР после чего последовали оргвыводы. Своих постов лишился целый ряд высокопоставленных партийных и государственных чиновников. В частности, с должности наркома просвещения БССР был снят один из создателей и проводников политики белорусизации/дерусификации А.В. Балицкий.

05.06.25

По итогам берлинской конференции Рада БНР приняла два постановления. В первом говорилось об упразднении Рады БНР: «признать с сегодняшнего дня Правительство Белорусской Народной Республики ликвидированным и остановившим свою деятельность», во втором говорилось, что Минск является «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии». Рада БНР также объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

02.06.25

Нельзя принимать всерьез утверждение, будто индийцы уступают в своем умственном развитии японцам. Главное различие между нашей страной и Японией заключается в том, что мы порабощены Англией, а на Японии не лежит даже тень зависимости от какой-либо европейской страны. Чужеземная цивилизация, если можно ее назвать цивилизацией, ограбила нас. Что же принесла она взамен? Ничего, кроме видимости «законного порядка», установленного с помощью насилия.

02.06.25

В советские времена массовое участие белорусского населения (от мала до велика) в сопротивлении гитлеровцам и их пособникам объяснялось его особой приверженностью идеологии большевизма и «делу Ленина». В значительной мере подобным воззрениям присуща и современная белорусская историография.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru