САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

«Хождение за три моря» белорусских художников

« Назад

«Хождение за три моря» белорусских художников 30.09.2017 07:08

Более шести столетий отделяет от того времени, когда тверской купец Афанасий Никитин, путешествуя, достиг Индии и написал книгу “Хождение за три моря”. От низовий Волги он проплыл до Астрахани, через Каспий и достиг берегов Персии. Потом по Аравийскому морю, где и высадился на берегу Индии. 

В Индии он прожил около трех лет, путешествуя по южной стране. Это путешествие для Афанасия Никитина длилось с 1466 г. по1472 г. Обратно тверской купец, путешественник и писатель, к родным русским краям, снова возвращался через Персию, пересёк Чёрное море, прибыл в Кафу (сейчас это Феодосия – в Крыму). Осенью 1472 года, по пути на родину, умер он под Смоленском. 

Надо полагать, что русский путешественник и купец из Черного моря плыл далее по Днепру, останавливаясь и на днепровском берегу. Это был Могилев, где в конце 15-го века здесь шла большая торговля и имелась даже своя таможня. “Могилев быстро рос, чему способствовало его расположение на пересечении стратегических путей, что позволило торговать Могилеву с городами Прибалтики, Киевом, Москвой” и конечно со Смоленском по Днепру. 

Наверняка тверской купец встречался с торговыми людьми из Могилева, рассказывал о своих путешествиях в заморские страны – “в неведомые страны, в центре которых оказалась судьба наблюдательного, духовно богатого человека, русского купца из Твери, заброшенного по воли случая в далёкую Индию. Афанасий Никитин умер в пути возвращаясь на родину, не дойдя до Смоленска.  

Никакими сведениями об авторе, кроме заметки, предшествующий тексту “Хождения” в его летописной редакции, и того, что сам он сообщает о себе, наука пока не располагает…” – так указано в комментарии “Древнерусская литература” – “Хождение за три моря” Афанасия Никитина, где и указаны карты (в составлении В.Л. Семенова) – “Путь Афанасия Никитина за три моря” и “Путешествие Афанасия Никитина по Индии”. Из Большой советской энциклопедии (т.28 с.328) можно узнать, что “Хождение” – это памятник древнерусской литературы 15 века, записи тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466-1472гг.). 

Никитин в Индии

Первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Автор побывал на Кавказе, в Персии, Индии и на обратном пути в Крыму… В 1475 г. рукопись оказалась у московского дьяка Василия Маморёва, её текст был внесён в Летописный свод 1489 года, отразившийся в Софийском II и Львовской летописях, сохранился также в сборнике 15 века. Путешественник описывал природу Индии, её политическое стройство, торговлю, сельское хозяйство, обряды; автор – горячий патриот своей родины; для своего времени был хорошо образован… Памятник переведен на многие языки мира. “… те тетради привезли гости к Маморёву Василию, к дьяку великого князя на Москву”.

Первое такое путешествие в Индию совершили белорусские художники в феврале 2017 года – уже современными видами транспорта, посетив в Индии и те места, описанные знаменитым древнерусским писателем в его “Хождении…”, когда формировалось древнерусское государство великим князем Московским Иваном III Васльевичем. А в конце 15 века к Москве отошли ряд западных русских земель (Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск и др.). И это тоже наша история. 

Я считаю, что неслучайно в Национальном историческом музее Республики Беларусь открылась выставка “IND-БЕЛ-ART”, приуроченная к юбилею установления дипломатических отношений Беларуси и Индии. Её инициаторами выступили Посольство Индии в Республике Беларусь, Индийский совет по культурным связям и Белорусский союз художников. Эти связи исходили ещё с незапамятных времён, когда ”великий славянин“ посетил Индию и рассказал сему миру об этой удивительной Индии. А сейчас минчане и гости белорусской столицы смогут увидеть в работах белорусских художников все индийские привлекательности, что и увидел Афанасий Никитин более 600 лет тому назад.

Афанасий Никитин

Художники – участники программной поездки по Индии запечатлели и памятники старины, природу и быт, её культуру, сохранённую через годы и века. Каждый художник это сделал по-своему в живописных работах. Это были известные живописцы Григорий Ситница (председатель БСХ), Юрий Хилько, Дарья Бунеева и Вера Яговдик. Белорусские художники, путешествуя по Индии, ознакомились с наиболее знаковыми архитектурными памятниками: Тадж Махал, Эллора, Аджанта др., посетили ряд музеев, галерей, учебных заведений, которые обеспечивают получение художественного образования. Были и встречались с самими индийскими художниками. Художники из Минска привезли домой наброски, эскизы своих будущих картин, а сейчас уже выставили эти законченные произведения искусства для многочисленных зрителей музея.

На выставке кроме картин присутствуют и предметы, которые предоставило само Посольство: женская одежда – сари, статуэтки из металла, чашки, кубки, предметы декоративно – прикладного искусства и домашнее из серебра, плоды даров природы, а также книги об Индии на русском, белорусском, английском языках и на языках Индии.

Надо полагать, что эту выставку могут увидеть и в других городах Беларуси, путешествуя с её экспонатами и сами художники, с рассказами об удивительной и древней стране, ставшей ближе к Республике Беларусь и через эту выставку… 

Член Белорусского союза журналистов, Архипов Иван Изосимович, г.Минск 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru