Этого человека называли первым профессиональным русским поэтом, главным белорусом в истории России и даже «серым кардиналом» царя Алексея Михайловича. Одни историки считали его выдающейся личностью славянского мира, другие же полагали, что он был обычным приспособленцем и конъюнктурщиком. При этом все отдавали должное его недюжинному таланту. Речь идёт о Симеоне Полоцком.
Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович, вошедший в историю под именем Симеона Полоцкого, родился в 1629 году в древнем Полоцке. В ранней юности он лишился родителей,которые всё же успели дать своему сыну начальное образование. Маленький Самуил накапливал знания, читая букварь, Часослов и Псалтырь. Первым его учителем был известный белорусский педагог и просветитель Игнатий Иявлевич. Самуилу всю жизнь везло с наставниками – став студентом знаменитой Киево-Могилянской коллегии, он постигал философию, арифметику, геометрию, астрономию, риторику, поэтику и другие науки под руководством Петра Могилы, Иннокентия Гизеля, Лазаря Барановича и других выдающихся умов того времени. В 1650 году полочанин окончил коллегию и получил звание «дидаскала» (учителя). Однако Самуил, к тому времени овладевший несколькими языками и самостоятельно писавший научные трактаты, тянулся к новым знаниям и поступил в считавшуюся элитной Виленскуюиезуитскую академию. Здесь, в Вильно, Самуил стал греко-католиком и даже вступил в униатский орден Василия Великого.
Как раз во время обучения Самуила в Вильно в 1654 году началась очередная война между Россией и Речью Посполитой. В это время Петровский-Ситнянович уже писал стихи на русском, польском и латинском языках, однако поэтическая слава придёт к нему несколько позже. В 1656 году произошло одно из самых важных событий в жизни Самуила – он принял монашество с именем Симеон в полоцком Богоявленском монастыре. Довольно быстро ученый монах снискал уважение всей монастырской братии и игумена, который назначил его учителем братской школы. Молодой наставник отдавал преподаванию все силы и вскоре сумел привить своим ученикам любовь к науке. Помимо учительства, Симеон сочинял стихи, которые его воспитанники публично читали по различным важным поводам. В 1656 году в захваченный у поляков Полоцк пожаловал русский царь Алексей Михайлович, которого Симеон вместе со своими учениками приветствовал славными «метрами» – театрализованными силлабическими стихами, в которых московский государь прославлялся как освободитель:
...Витаем тя, православный царю, праведное солнце,
Здавна бовем прагнули тебе души наши и сердце.
Витаем тя, царю, от востока к нам пришедшаго,
Белорусский же от нужды народ весь освобождшаго.
Не бойся, земле Российская, и не устрашайся,
Дедич с востока пришол, ему низко поклоняйся,
Алексей Михайлович всех россов царь и государь
И иных народов великий князь, так теж и владарь,
Дабы во русийской земли оттряс ереси всюды...
Позднее примерно в этом же панегирическом стиле Симеоном были написаны «Стихи к государю Алексею Михайловичу Большие и Малые и Белые Руси самодержца», «Стихи к государыне царицы» и другие. Царь был польщён и сразу же обратил пристальное внимание на талантливого монаха, однако в следующий раз они встретились лишь спустя четыре года. В 1660 году Алексей Михайлович созвал собор архиереев и архимандритов для рассмотрения дела патриарха Никона, который по собственному желанию оставил свой патриарший престол. Среди приглашённых был и архимандрит полоцкого Богоявленского монастыря Игнатий Иявлевич, прибывший в Москву в сопровождении многочисленной свиты. Вместе с Игнатием приехал и Симеон, которому доверили приветствовать царя хвалебными стихами. Было бы большим преувеличением назвать эти вирши Симеона гениальными, тем не менее, они произвели неизгладимое впечатление при царском дворе. Дело в том, что в тогдашней России практически отсутствовала светская поэзия, поэтому стихи полоцкого монаха показались местной знати чем-то совершенно необычайным. В итоге зимой 1664 года Симеон переехал в Москву. Россия, которая в тот момент только начала выходить на европейскую арену, остро нуждалась в людях, знакомых не только с православной, но и с латинской культурой.
В Москве полочанин был тепло принят Алексеем Михайловичем, определён на жительство в обитель Всемилостивого Спаса и пожалован богатым содержанием. Здесь же, по указу царя, Симеон стал обучать будущих служащих Тайного приказа – государевой канцелярии. Кроме того, вместе с известным византийцем Паисием Лигаридоммонах стал советником Алексея Михайловича по церковным делам и время от времени выполнял функции переводчика и редактора. Симеона неоднократно приглашали на различные придворные торжества, где он читал свои поздравления в стихах. Когда в 1665 у царя родился наследник, поэт по этому поводу написал стихотворение «Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона».Влияние его при дворе ещё больше усилилось после того, какв 1667 году он был назначен воспитателем царских детей – царевича Федора и царевны Софьи.
Приходилось Симеону Полоцкому заниматься и делами особой государственной важности. Он был одним из главных действующих лиц Великого церковного собора (1666–1667), на котором произошёл суд над бывшим патриархом Никоном (в 1661 году дело пришлось отложить), а также были обличены представители раскола. К слову, термин “раскол” впервые произнёс именно Симеон, выполнявший на соборе роль секретаря митрополита Паисия Лигарида и двух вселенских патриархов (Александрийского и Антиохийского). По поручению церковных иерархов полочанин написал направленный против идеологов раскола полемический трактат «Жезл правления». Тут стоит сказать, что Симеон и его единомышленники зачастую были несправедливы по отношению к тем, кого они именовали раскольниками. Воспитанный в латинской традиции, Симеон видел в них не людей, отстаивающих свои взгляды на православную церковь, а опасных мракобесов, которым чужды науки и просвещение: «буйствомъодержиміи, премудрость хухнаютъ, слепи суще, светлости оныя не знаютъ».
В 1672 году был достроен Коломенский дворец Алексея Михайловича, в котором после переселения туда царской семьи стали устраивать различные увеселительные зрелища, среди которых были и первые в истории России театральные представления. Здесь открылся новый талант Симеона Полоцкого – драматургический. Он написал пользовавшиеся огромной популярностью пьесы «О Навуходоносоре царе» и «Комедию притчи о блудном сыне».
Несмотря на успехи во всех этих делах, главным призванием Симеона были проповедническая и просветительская деятельность. Ещё во время Большого московского собора была признана необходимость написания живогои назидательного поучения для простого народа. Если в родной Речи Посполитой давно уже существовала практика живых проповедей и создавались специальные должности проповедников, то в Московской державе представители духовенства, как правило, ограничивались тем, что зачитывали вслух поучения древних учителей церкви. Симеон взялся за исправление этой ситуации и справился с этим делом блестяще! Составленные им поучения “Обед душевный” и “Вечеря душевная”довольно быстро распространились по всей России. Написанные простым и понятным языком, эти сборники (каждый по 1500 страниц!) сразу же нашли путь к сердцам и душам простых людей. Ещё одним важным достижением Симеона стало учреждение независимой от патриаршей цензуры «Верхней типографии». Одной из первых напечатанных здесь книг стал учебник для детей «Букварь языка славенска», в предисловии к которому Симеон наставлял подрастающее поколение:
«Отроча юный, от детства учися,
Письмена знати и разум потщися;
Не возленися трудов положити,
Имать бо польза многа быти.
Аще ся видит досадно стужати,
Но сладко плоды трудов собирати».
Вообще в те времена учились грамоте в основном по библейскому сборнику гимнов и песен, известному под названием «Псалтырь». Симеон перевел его в силлабический стих и издал в типографии под названием «Псалтырь рифмотворная». Это произведение обрело большую популярность среди образованной московской элиты. Главной же творческой удачей полоцкого книжника стал сборник стихов «Вертоград многоцветный», ставший настоящей энциклопедией знаний по истории, античной мифологии, натурфилософии, космологии, теологии, морали и христианской символике.
Несмотря на все достижения и покровительство царя, Симеон нажил себе в Москве достаточно много врагов. В первую очередь невзлюбили его московские ортодоксы, которые были унижены и глубоко оскорблены тем, что государь отдавал предпочтение «латинистам» из Белой Руси и Малороссии. Так, патриарх Иоаким жаловался, что царь поручил Симеону «всякая церковная дела писати». Порой этот конфликт между местным и пришлым духовенством приводил к самым настоящим трагедиям.Так, в 1675 году разъярённые стрельцы убили монаха Требучевского монастыря Исакия, приходившегося Симеону родным братом…
Зимой 1676 умер благодетель Симеона Полоцкого царь Алексей Михайлович. На престол взошёл сын покойного государя 15-летний Фёдор Алексеевич. Юный самодержец был воспитанником Симеона, поэтому нет ничего удивительного в том, что он привлёк своего учителя к делу управления государством. Одному Богу известно, какой крутой поворот сделала бы русская история, если бы превратившийся фактически в премьер-министра «латинист» Симеон Полоцкий не скончался в 1680 году. Планы его были воистину грандиозны. Чего стоит хотя бы идея создания в Москве высшего учебного заведения на манер Киево-Могилянской академии, в которой студентов знакомили бы со всеми достижениями тогдашней европейской науки. Проживи Симеон чуть дольше – и кто знает, быть может, Петру I не пришлось бы впоследствии «европеизировать» Россию таким жестоким образом. Увы, история не знает сослагательного наклонения…
Симеон Полоцкий многого не успел, но и завершённых им дел более чем достаточно для того, чтобы считать его одной из самых выдающихся личностей в русской и белорусской истории.
Комментарии
Комментариев пока нет