САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Кирилл Соков: «Многовекторность» – отлично. Но почему за счет России?

« Назад

Кирилл Соков: «Многовекторность» – отлично. Но почему за счет России? 23.10.2017 11:08

Белоруссия выступает за более активное формирование общих рынков нефти и газа, заявил 11 октября на полях саммитов СНГ и ЕАЭС в Сочи первый заместитель премьер-министра республики Василий Матюшевский. Нужное дело. Но использовать эти рынки, как ни покажется парадоксальным, Минск планирует не для более тесной интеграции с евразийской «пятеркой», а для диверсификации экспорта с целью «снижения зависимости от России».

Для не имеющей значительных месторождений углеводородов Белоруссии поставки нефти и газа из РФ – единственная возможность получить топливо для транспорта, тепловых электростанций, котельных и загрузить Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы, завязанные на российское сырье. Кроме того, экспортные поставки нефтепродуктов – один из главных источников валютных доходов для белорусского бюджета. Так, в прошлом году, когда доходы от экспорта нефтепродуктов из-за конфликта с Россией упали сразу на 40%, РБ тем не менее сумела заработать на их экспорте около 4 млрд. долларов.

Напомним, что конфликт между Москвой и Минском разгорелся в начале 2016 г. Белоруссия настаивала на том, чтобы приобретать российский газ по внутренним ценам и платить 73 долл. за 1 тыс. кубометров, а не 132 долл. К осени Минск задолжал Москве около 400 млн. долл., а РФ в ответ начала постепенно сокращать поставки сырой нефти. Изначально Белоруссии планировалось поставить 24 млн. тонн сырой нефти, однако по факту было поставлено только 18 млн. В результате экспортные поставки нефтепродуктов из Белоруссии за прошлый год в натуральном выражении сократились на 23%, а в денежном – на 40%. На доходах бюджета такая ситуация отразилась далеко не лучшим образом. В ответ Минск начал саботировать интеграционные процессы и в декабре отказался от участия в Высшем экономическом совете ЕАЭС в Петербурге, на котором должен быть подписан новый Таможенный кодекс.

В апреле этого года Москве и Минску удалось, наконец, нормализовать нефтегазовые отношения, подписав соответствующий пакет документов. 13 апреля Белоруссия погасила долг в размере 726 млн. долл. за российский газ. «Газпром» же согласился на период 2018-2019 гг. привязать формулу стоимости газа для Белоруссии к ценам в Ямало-Ненецком автономном округе. Кроме того, Россия согласилась увеличить объем беспошлинной поставки нефти, который был сокращен из-за образовавшихся долгов по газу. По словам вице-премьера А. Дворковича, участвовавшего в переговорах с российской стороны, достигнутые договоренности позволят Белоруссии дополнительно субсидировать внутренние цены на газ и установить более низкую стоимость для конечных получателей. РФ и РБ также договорились стремиться перейти в нефтегазовых расчетах на российские рубли.

При этом белорусская сторона, как сообщил председатель правительства РФ Д. Медведев, предоставила России дополнительные гарантии выполнения достигнутых договоренностей, призванные не допустить их двойного толкования. А протокол о порядке формирования стоимости газа для Белоруссии и его транспортировке по территории страны основан на нормах Евразийского союза. Кроме того, Москва и Минск договорились приступить к переговорам о дорожной карте по созданию общего рынка газа и электроэнергии, предусмотренного договоренностями по ЕАЭС. «Мы надеемся договориться именно в таком формате, – пояснил А. Дворкович. – Но если мы найдем общие подходы с нашими белорусскими друзьями, а где-то еще не успеем договориться с другими коллегами, не исключаем, что заключим и двусторонние договоренности, которые позволят двигаться к общему рынку газа и электроэнергии».

Единый рынок нефти и газа ЕАЭС должен быть создан не ранее чем через 7 лет – к 2025 г. Изначально торговля углеводородами была выведена из-под действия соглашений о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства, а впоследствии – и Евразийского экономического союза в связи с тем, что для России и Казахстана этот рынок крайне чувствителен в качестве источника пополнения бюджета. По этой же причине создание общего нефтегазового рынка перенесено на довольно отдаленную перспективу. 31 мая 2016 г. первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета сообщил об одобрении концепций создания единых рынков нефти и газа в ЕАЭС к 2025 г. На основе этих концепций должны быть подготовлены межгосударственные соглашения, заключение которых и позволит создать общий рынок углеводородов.

При этом идея формирования общих рынков нефти и газа ЕАЭС отнюдь не предполагает полного выравнивания цен в странах-экспортерах и импортерах углеводородов, что отмечала, разумеется, без большого удовольствия и белорусская сторона. «Мы должны окончательно обрисовать траекторию. Задача такая: чтобы цены были если не равными, то очень близкими, – заявил по итогам апрельских переговоров заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко. – Чтобы и наша электроэнергетика, и наши газовые отрасли работали в одних изменениях, в одном масштабе».

Фактически главный интерес Минска в отношении тарифов на нефтегазовые ресурсы заключается в том, чтобы получать энергоносители и сырье для нефтеперерабатывающих заводов по ценам, максимально приближенным к внутрироссийским. Это создаст для белорусской промышленности явные конкурентные преимущества по сравнению с соседними странами Восточной Европы, вынужденными закупать их по мировым ценам.

Не случайно Минск постоянно напоминает Москве, что переговоры по общему рынку нефти и газа идут не так быстро, как надо. «Не все, может, так, как хотелось бы одной стороне, другой, – заявил В. Семашко по итогам прошедших в конце сентября переговоров с Москвой. – Но мы находим всегда компромисс, и мы его найдем. Речь идет не о ценах. Рынок изменяется. Правильнее сказать, о формуле цены, о подходах. Вот что главное». Торопливость белорусской стороны связана в том числе и с тем, что апрельские договоренности по поставкам газа достигнуты только на 2018-2019 гг., а общий рынок газа должен появится лишь к 2025 г. И до этой даты Белоруссии уже хотелось бы получать газ по максимально льготным ценам. А для этого необходимо заключить с Россией двухстороннее соглашение, которое и будет регулировать цены на газ до старта общего рынка углеводородов.

Возможности, которые создает доступ к дешевым энергоносителям, Минск намерен использовать для дальнейшей диверсификации экспорта и снижения зависимости от России. Так, выступая 6 октября этого года перед почетными консулами, министр иностранных дел Владимир Макей заявил о стремлении «выстраивать ровные отношения по всем направлениям света», не разрывая при этом союзнических отношений с Россией. «Суть нашей многовекторной политики состоит в планомерной выработке условий для построения множественности геополитических опор, – отметил он. – Сложная формула, но суть состоит в том, что мы хотим иметь не одну «подушку безопасности», а много «подушек безопасности». В мире должно быть много опор, и тогда мир будет стоять прочнее, и Беларусь тоже будет чувствовать себя надежнее в данной ситуации. Только такая конструкция по-настоящему устойчива».

Генеральная цель Минска в сфере внешней торговли состоит в том, чтобы треть всего экспорта приходилась на государства ЕАЭС, треть – на Евросоюз и еще треть – на страны «дальней дуги», к числу которых относятся Латинская Америка, Африка и Азия, включая ее юго-восточную часть. Добиться этого, по словам главы белорусского МИД, предполагается не за счет «перераспределения рынков», а с помощью «параллельного наращивания экспорта на новые или слабо освоенные рынки». Хотя и перераспределение экспорта, как оговаривается В. Макей, тоже, наверное, будет иметь место. И помочь в этом Белоруссии должны дешевые российские энергоносители, которые обеспечат конкурентоспособность продукции белорусской промышленности (как минимум ценовую) и возможности для экспансии на внешние рынки. То есть Москве фактически предлагается за счет дешевых цен на нефть и газ оплатить внешнеторговую переориентацию Белоруссии на зарубежные рынки с тем, чтобы сделать ее более независимой от себя в финансово-экономическом плане. Не парадокс ли?

По мнению аналитиков, в современном мире не может быть чисто политических или экономических союзов, так как обе сферы тесно переплетены. Об этом же свидетельствует и пример ЕАЭС, который по своему составу почти полностью совпадает с чисто оборонительным союзом – ОДКБ (за исключением Таджикистана). Ни то ни другое объединение не заставляет своих участников полностью согласовывать свою внешнюю политику с Москвой и следовать во всем ее линии. Но у всякой «многовекторности» существуют известные пределы, нарушение которых может самым непредсказуемым образом отразиться на союзнических отношениях.

Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru