Концептуальные подходы к развитию белорусского образования

« Назад

Концептуальные подходы к развитию белорусского образования 01.09.2017 09:30

В Беларуси обсуждают начало учебного дня, систему оценок, правила вступительной кампании и недавние инициативы, которые были озвучены на республиканском педагогическом совете. Создается поверхностное впечатление, что власть урывками хватается за отдельные вопросы. В связи с этим есть необходимость обозначить концептуальные подходы к развитию белорусского образования.

Сохранение мировоззренческого компонента

Совершенствование программ неизменно встречается критикой. Основной упрек – власть якобы бездумно сокращает сроки обучения. Тем не менее, Минобразования не пытается урезать предметы и сроки, а полностью пересматривает учебные программы.

По ходу реформирования озвучивался ряд требований различных болонских комитетов, как западных, так и неких общественных коллективов, позиционировавших себя в качестве белорусских (как правило, их костяк формируется из преподавателей ЕГУ, оппозиционных методологов, представителей неформальных образовательных проектов и др).

В рамках подготовки рекомендаций со стороны западных структур прослеживалась настойчивая попытка исключить из образовательных процессов мировоззренческий компонент. В первую очередь, критика была направлена на гуманитарный цикл, философию, политологию и др. предметы, которые традиционно включались в высшее академическое образование.

Между тем, на встрече в Совете Европе представители Болонского комитета, наоборот, отмечали, что их волнует тема преподавания истории в Европейском Союзе, формирования мировоззрения молодых людей. Нам же навязывается «экспортная» деполитизация, в чем проявляются двойные стандарты в подходах к образованию.

bolognamap

Хронология распространения Болонского процесса по странам.

Возможно, что таким образом западные институты готовят некую универсальную рабочую силу для себя, которая легко мигрирует и адаптируется. Если мы просто хотим научить студента отдельным навыкам операции на каком-то станке, компьютере, то такой подход оправдан. Однако если ставится задача сформировать гражданина, семьянина и профессионала-труженика, то все эти вопросы должны закладываться в концептуальные подходы к образованию.

Несмотря на то, что систему образования в Беларуси возглавляет красный министр, Минобр не будет навязывать некую политическую идеологию. Но, вместе с тем, молодые люди получат определенную информацию о происходящих в мире процессах, в которой должны ориентироваться и уметь анализировать.

Возврат к советским образовательным достижениям

На республиканском Педсовете президенту был предложен тезис о всеобщности общего среднего образования, что также вызвало горячее осуждение в обществе.

По сути, это означает возвращение к теме, которая была реализована в Советском Союзе, т.е. всеобщности среднего образования. В настоящий момент только базовое образование является всеобщим.

При этом Беларусь полностью готова к такому переходу – фактически, он уже осуществлен. В настоящий момент среди белорусской молодежи в возрасте 20-24 года менее одного процента молодых людей не имеют общего среднего образования.

Уже сейчас в Беларуси созданы все условия для того, чтобы любой молодой человек мог получить общее среднее образование через школьную систему, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения. Безусловно, это важный показатель, который влияет на международные рейтинги страны, а также инвестиционную привлекательность.

Министр образования РФ О. Васильева также отмечала, что в Беларуси проще осуществить указанный переход. К сожалению, в Российской Федерации потеряна такая важная составляющая, как всеобуч, которая сохранена в Беларуси. Фактически, сегодня мы знаем каждого ребенка, который должен прийти в школу. В России же существует определенная проблема, в том числе из-за размеров страны и большого количества административно-территориальных единиц. Поэтому перед Васильевой стоит задача выстроить более четкую систему управления средней школой, вертикаль, а не просто отдавать школу на муниципальный, региональный уровень. В то же время в Российской Федерации немало внутренних сложностей: говоря об изменении школьной программы, следует понимать, что в образовательном процессе задействовано более 1400 учебников, зачастую, одна территория не знает, что делает другая территория в образовательном вопросе. Наладить взаимодействие по ряду позиций в рамках Союзного государства и ЕАЭС – еще более сложная задача.

karpenko1

Министр образования Беларуси Игорь Карпенко во время визита в среднюю школу агрогородка Черни, Брестской области. ©Заря над Бугом

Тем не менее, руководство белорусского Минобра крайне позитивно оценивает деятельность нового министра образования России. Более того, выступая на IV форуме регионов России и Беларуси в Москве, Игорь Карпенко поднял вопрос о едином образовательном пространстве, аналоге собственного Болонского процесса.

Изменение структуры образования

В ближайшем будущем в Беларуси будет совершенствоваться структура общего среднего образования. В настоящий момент мы имеем 15 типов различных учреждений, что является избыточным.

Фактически, отличия гимназии от лицея и школы отсутствуют. Мы значительно уравняли программы, и сегодня гимназия, к примеру, имеет только на час больше иностранного языка. При этом родители по-прежнему пытаются устроить ребенка в гимназию, мотивируя это осознанным выбором ребенка, который крайне сомнителен в 4 классе. Создавая мнимые преференции, мы тем самым нарушаем принцип шаговой доступности и равнодоступности к общему среднему образованию.

Требует развития и профессиональное образование. В настоящий момент дублируется лицей (в среднем образовании), и профессиональный лицей – в профессионально-техническом.

Идею лицея пытались привнести из дореволюционных времен, но вместе с тем перевернули ее с ног на голову. В ближайшем будущем профессиональное образование будет представлено исключительно колледжем, который будет реализовывать три программы: общего среднего, профессионально-технического и среднеспециального образования.

Следует учесть, что специальности средне-специального уровня не должны дублироваться на высшем уровне. Например, подготовку специалиста дошкольного образования, воспитателя детского сада, осуществляют как высшие, так и среднеспециальные заведения. Такой специалист практически не отличается по квалификационным характеристикам, имеет аналогичные обязанности и функции. К примеру, в медицине в этом плане реализовано четкое разделение: медсестра/фельдшер – врач. Специальности не дублируются, а взаимодополняют друг друга.

Сейчас в России и на Западе готовят бакалавара. Между тем, бакалавр – не специалист, а, формально, некий набор знаний. Для получения специальности надо окончить, к примеру, высшую школу педагогики. В Беларуси также есть бакалавриат, но он совмещен со специальностью. Вместе с окончанием бакалавриата выдается диплом специалиста, что составляет концептуальное отличие.

В настоящий момент Министерство образования работаем над классификатором, чтобы уточнить квалификационные характеристики специальностей, а также требования к должностям рабочих и служащих.

Пересмотр подходов к прогнозированию потребностей кадров

Сегодня кадровая политика полностью сосредоточена в едином центре: Минобр прогнозирует потребность в кадрах, Минобр делает кадровый заказ и Минобр готовит кадры. Очевидно, что министерству выгоден увеличенный заказ кадров, чтобы сохранить кафедры, преподавателей, структуры, учреждения и т.д.

При этом частный сектор никак не заинтересован в заказе кадров, в основном заявки подают госпредприятия. Между тем, кадровая подготовка должна быть, как минимум, увязана с инновационным производством.

К примеру, Александр Лукашенко заявляет, что в Великом Камне должны быть исключительно высокотехнологичные производства, создающие новейшую продукцию, востребованную на мировом рынке, чтобы обеспечить экспорт товаров и стабильный приток валюты в страну.

Однако если инвестор в Великом Камне строит предприятие с новым, высокотехнологическим производством, Министерство не знает, какова будет потребность в кадрах и какой уровень квалификации будет необходим. Возможно, в инвестдоговоры следует включать тему кадрового потенциала инвестпроекта.

Экономика образования

Пристальное внимание уделено вопросам финансирования системы образования. Сегодня Минобр ведет ряд пилотных проектов, в которых деньги для учреждения закрепляются за конкретными учащимися и студентами. Это будет подстегивать создание более оптимальных условий для экономики образования.

Нормативное финансирование позволяет более активно заниматься экономикой образования. Школы, которые участвуют в эксперименте, увеличивают зарплаты, аккумулируют средства для материальной базы и лучшего оснащения. При этом будет сохраняться контроль за оптимальным использованием денежных средств, особенно в вопросах целесообразности строительства, шаговой доступности школ, выполнения иных стандартов системы образования.

Interaktivnaya_doska

Еще один приоритет – реализация электронного образования, которое включает комплекс электронных средств обучения, методических средств, а также техническое оснащение.

В рамках эксперимента малокомплектные сельские школы были оснащены мультибордами (т.е. интерактивными досками; фактически – это большой планшет с набором функций). Подобное переоснащение запланировано в белорусских школах в течение полутора лет. Школа в современных условиях не может сидеть за партами 70-х годов, отставая от учеников в освоении информационных технологий.

Вместе с тем, техническое переоснащение влечет определенные сложности. Например, НПО «Горизонт» готово производить и поставлять мультиборды. Однако оно не может участвовать в тендерах, которые заявляют учреждения образования из-за малых объемов – 1-2 доски. Деньги в данном случае находятся у конкретных школ, а не у министерства образования.

Очевидно, что ради малых заказов «Горизонт» не будет разворачивать производственную линейку, предприятию нужен объем порядка пары тысяч единиц в год. В итоге на белорусский рынок приходит дилер импортной компании, создает склады, закладывает в стоимости техники таможенные платежи, логистику и т.д., что сказывается на конечной цене.

Необходима программа, госзаказ, чтобы отдать эти деньги «Горизонту». Предприятие создаст линейку – это новые рабочие места, налоги, технологии, загрузка предприятия, а также перспективы сбыта в Украину, Россию.

Электронная школа

Двадцать лет назад, закончив пединститут, молодой учитель каждый раз самостоятельно готовился к уроку, подбирал материал из газет, учебников, книг, писал собственный план-конспект. Сегодня министерство предлагает готовый комплекс УМК: учитель может зайти на сайт Минобра и взять контрольные вопросы, темы, требующие внимания, дополнительные материалы и т.д. Это направление будет все активней использоваться в образовательном процессе.

В настоящий момент около десяти частных компаний в порядке эксперимента, участвуют в обеспечении электронного дневника и электронного журнала для школьника. Данные структуры имеют определенный коммерческий интерес, поэтому периодически в программном обеспечении появляется реклама, предложения платно высчитать рейтинг ребенка и т.д. Очевидно, что электронными данными должна заниматься единая уполномоченная структура, которая будет использовать программный продукт, вести дневник, журнал и т.д.

Уже разработана и действует электронная карта учащегося, которая в перспективе будет позволять оплачивать проезд, питание, посещать музеи со скидкой и пр. Более того, отметив детей на транспортном валидаторе, мы будем видеть, к примеру, сколько из 180 тысяч школьников, учащихся в столице, реально пользуется общественным транспортом. В настоящий момент дотация дается Минсктрансу по количеству школ, а освободившиеся деньги могут быть перенаправляться на другие цели.

Также вместе с компанией Huawei осуществляется пилотный проект по оснащению школьного автобуса элементами электроники. Родителей, к примеру, интересует, сел ли ребенок в транспорт, доехал ли до места учебы. Может быть осуществлена рассылка СМИ, которая будет сообщать о перемещении ребенка, прохождении школьного турникета, выходе из школы и т.д.

Если советский школьник вырывал из дневника домашнее задание и тер лезвием оценки, то сегодня родитель, зайдя в электронный дневник под своим логином, может узнать, что задавали, что изучали на уроке, какая оценка выставлена. Данная услуга будет работать централизованно, а база будет храниться в едином образовательном облаке и аккумулироваться Минобром.

Сейчас идет разработка дорожной карты, чтобы обсудить нововведения с общественностью. Прошедший республиканский педсовет с участием Президента – лишь первая пробная ступенька.

Глобальных реформ в образовании не будет. Но система образования должна развиваться, совершенствоваться, идти в ногу со временем по содержанию, качеству и контролю качества образования. При этом образование останется равнодоступным, а принцип социальной справедливости будет соблюдаться.

Андрей Лазуткин, sonar2050.org


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru