САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Круговых Игорь: Из чего собирается Родина

« Назад

Круговых Игорь: Из чего собирается Родина 14.02.2017 12:58

Займёт ли наш народ достойное место в законе о „российской нации“?

Набирающая силу дискуссия в связи с подготовкой закона «О российской нации» начинает жить своей жизнью, подчас оставляя без внимания, по сути, ключевой вопрос. После заседания Совета по межнациональным отношениям 31 октября 2016 года в Астрахани, где прозвучало предложение о разработке закона, Президент РФ В. Путин утвердил 4 декабря 2016 года ряд поручений.

В частности, говорится: «Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». Предложения надо представить к 1 августа 2017 года.

Но данная формулировка как по форме, так и по содержанию принципиально отличается от изначальной и во многом меняет весь ход начавшейся дискуссии, хотя и не отменяет её.

По существу, поставлена задача законодательно закрепить столь ёмкое понятие, как «российская нация». Оно включает в себя вопросы духовного, культурного, ценностного единства общества, сохранения традиций и обычаев всех народов страны. Хочу напомнить, что попытки подготовки подобных законов «об общих принципах» национальной политики предпринимались не раз. Например, после принятия в 1996 году Концепции государственной национальной политики, которая предусматривала подготовку такого закона. Почти 15 лет работы над «основами» показали, что создать что-либо обобщающее невозможно без ясного и точного определения места и роли русского народа.

Давайте с позиций сегодняшнего дня посмотрим, как пытались решить эту проблему. Тогда (в 2001–2003 годах) предложили два альтернативных законопроекта. Первый из них, известный как «Закон о русском народе», был краток и просто закреплял за русским народом те права, которые остальные братские народы уже законодательно имели: на родной язык, культуру, образование. Другой вносил изменения в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» и рассматривал русских как одно из национальных меньшинств, давая право русским создавать в регионах свои национально-культурные автономии и даже – в последующем – создать федеральную национально-культурную автономию русских в России (!).

Как ни удивительно, но верх взял именно этот «демократический» законопроект, а не «националистический», требовавший и для русских общепризнанных прав на родной язык, культуру, образование. Но оказалось, что с русским народом – «национальным меньшинством» – никакого закона «об основах национальной политики» за 15 лет так и не сумели написать. В этом главный урок.

Россия – союз народов, и уже по определению каждый из них должен быть обеспечен всем объёмом прав и обязанностей. И русские не исключение. Это не привилегия, а прямая обязанность. Включая обязанность выполнения своего системообразующего качества: быть «точкой сборки» многонародного союза, без чего любой закон «о российской нации» просто не состоится.

Поэтому сейчас, начиная работу по подготовке проекта нового нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), нужно «расчистить» все накопившиеся за десятилетия преграды.

Следует, в частности, отменить все определяющие русский народ как «национальное меньшинство» законодательные положения и сделать, наконец, его равноправным с остальными братскими народами. Кстати говоря, в действующей федеральной Стратегии государственной национальной политики (2012 г.), как и в других подобных документах, предусмотрено обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, а также обеспечение прав национальных меньшинств. Никто не против! Но где русские? Их в документах нет. На такой «конструкции» единой российской нации не собрать. Необходим более прочный фундамент единства: и коренных малочисленных народов, и национальных меньшинств, и национального большинства. Это ещё одна «точка сборки», без которой закон «о российской нации» не состоится.

Постоянно говорят о необходимости «гармонизации» межнациональных отношений как фундаментальной основе единства российской нации. Но кого с кем гармонизировать? Русские как бы «подразумеваются», продолжая жить «на общественных началах» в ими же созданном государстве. Так кого гармонизировать? Сами национальные меньшинства?

Опереться есть на что. Например, в Стратегии национальной политики Москвы на период до 2025 года впервые наряду с «национальными меньшинствами» вводится понятие «национального большинства». В основе столичной стратегии лежит положение, высказанное В. Путиным 17 августа 2015 года на встрече с представителями национально-культурных организаций Крыма, о необходимости «защищать права всех», вне зависимости от принадлежности к меньшинству или большинству, независимо от численности и конфессиональной принадлежности. Это и есть базовый принцип новой матрицы национальной политики. Убеждён, что если закон о «российской нации» будет написан, то это будет сделано с учётом ключевых положений московской стратегии. По крайней мере, это было бы абсолютно правильно.

Нельзя не принять во внимание ещё один вариант решения вопроса о законодательном обеспечении единства российской нации. Он обусловлен тем, что фракция «Единой России» в Госдуме имеет конституционное большинство. Поэтому целесообразно поставить вопрос о внесении в текст Конституции РФ положения о необходимости защиты не только прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, как это уже есть, но и национального большинства. Тогда необходимость подготовки «обобщающего» закона о российской нации сама по себе отпадёт. Потребуется лишь ряд законодательных актов в развитие нового конституционного положения. В этом варианте много положительного и перспективного.

То место, которое займёт Россия в переустройстве жизни в ХХI веке, напрямую зависит от того, какую роль в российской нации будет играть русский народ.

Литературная газета


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.02.25

После октябрьских событий 1917 года А.Е. Адамович как «классово чуждый элемент» оказался без должности и средств к существованию, но благодаря хлопотам давнего друга и «великого пролетарской писателя» Максима Горького в 1920 году он стал директором научной библиотеки Ярославского государственного музея. Одновременно преподавал историю культуры в художественном, музыкальном и театральном училищах города. Вёл активную переписку с деятелями культуры Советского Союза и русского зарубежья, написал воспоминания о сыне-поэте Максиме, Максиме Горьком, знаменитом оперном певце Фёдоре Шаляпине, вёл общественную работу в движении краеведов.

04.02.25

В качестве негласного лидера идейно-политического течения «литвинизма» выступает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, доктор исторических наук И.А. Марзалюк, который является последовательным противником национально-культурного единства белорусов с русским народом, выступает за внедрение в Республике Беларусь «позитивной дискриминации» в отношении русского языка, публично с экрана государственного телеканала «Столичное телевидение» оскорблял, называл швалью граждан Республики Беларусь, выступающих за реальное белорусско-русское двуязычие в топонимике и на транспорте. Марзалюк намерен добиваться, чтобы в русскоязычных школах гуманитарные предметы «такие, как география Беларуси, история Беларуси и обществознание преподавали только по-белорусски».

04.02.25

Очевидна необходимость и справедливость Специальной военной операции российской армии на Украине, поскольку США  и Евросоюз поставили своей целью превратить территорию Украины в натовский плацдарм против России.

21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru