Лазарь Чапчахов: бесстрашный советский «сокол»

« Назад

Лазарь Чапчахов: бесстрашный советский «сокол» 23.09.2021 14:22

Лазарю Сергеевичу довелось поучаствовать в двух войнах: с Финляндией и Германией. Но именно противостояние с Третьим рейхом позволило летчику в полной мере проявить себя. К сожалению, Чапчахов не дожил до Победы, но он стал первым армянином, удостоившимся звания Героя Советского Союза. 

Малой родиной будущего Героя Советского Союза является село Большие Салы, которое в начале прошлого столетия относилось к Области Войска Донского. Известно, что этот населенный пункт был основан в 1779 году по указу Екатерины II. А отличительной его особенностью является то, что большую часть населения составляли армяне, которые в то время активно переселялись из Крыма. Не обошел своим вниманием село и Антон Павлович Чехов. В нем он упоминает в рассказе «Красавицы». 

Здесь и родился в марте 1911 года Лазарь Сергеевич Чапчахов. Поскольку по национальности он являлся армянином, то его фамилия все-таки правильно звучит, как Чапчахян. Но в советское время была распространена практика, когда имена и фамилии жителей из различных республик переделывали на русский манер. 

Лазарь был еще ребенком, когда все его семейство перебралось на постоянно жительство в город – в Ростов-на-Дону. Здесь он окончил школу и до призыва в армию успел некоторое время поработать на предприятии «Ростсельмаш». Тяжелый физический труд не пугал парня, поэтому он трудился и монтером, и молотобойцем, и землекопом. 

В 1933 году жизнь Лазаря Сергеевича круто изменилась – его призвали в армию. Поскольку парень демонстрировал впечатляющие умственные способности, отличался твердым характером и дисциплинированностью, его отправили в Ворошиловградскую военную школу пилотов. Ее Чапчахов окончил в 1934 году, после чего отучился на курсах комиссаров при Харьковской военной школы пилотов. А через три года он стал членом ВКП(б). 

В 1939 году началась война Советского Союза с Финляндией, и Лазарь Сергеевич отправился на фронт в качестве политрука. Уже тогда, являясь летчиком-истребителем, он продемонстрировал отличное мастерство. А за мужество и героизм, проявленный в сражениях с финнами, Чапчахов удостоился своей первой военной награды – ордена Красной Звезды. 

*** 

Великую Отечественную войну Лазарь Сергеевич встретил уже опытным пилотом. Более того, старший политрук Чапчахов к тому времени занимал должность военкома эскадрилью в 38-м истребительном авиационном полку, базировавшегося в Таллине. Соответственно, первые воздушные бои между Лазарем Сергеевичем и пилотами Третьего рейха произошли в небе над Прибалтикой. Правда, отличится ему в первые дни войны так и не удалось. А вскоре часть полка была переведена в поселок Кресты, что в Ленинградской области (сейчас этот населенный пункт относится к Новгородской области). И уже в июле 1941 года Чапчахов все-таки одержал свою первую победу. В воздушной дуэли он оказался лучше немца на «Мессершмитте». Сам же советский пилот управлял истребителем И-153 «Чайка». 

В конце августа Чапчахов получил первое письмо от своей семьи. И вскоре ответил: «Здравствуйте, мои дорогие Катюша, Русланчик и Людмилочка! Наконец-то получил от вас письмецо. Много писем я не писал, было некогда. Скоро два месяца, как мы ведем войну с фашистами, а кажется, что только ее начинаем, так как в нашу армию идут все новые и новые резервы».

В том же послании он поделился и фронтовым горем – погиб его боевой товарищ Федор Туркин. А затем добавил, что если он и погибнет, то только смертью храбрых, и никак иначе. А в конце письма добавил: «На самом деле думаю жить долго-долго, громить заклятых варваров, уничтожающих наши деревни, села и города». 

Буквально первые воздушные дуэли показали, что «Чайки», несмотря на всех их хорошие качества, сильно уступали самолетам противника. И именно поэтому, в первое время небо было полностью под контролем немцев. Редкие победы советских пилотов происходили, чаще всего, не в одиночных дуэлях, а в групповых сражениях. Лишь в неравном соотношении сил был шанс на победу. Прекрасно это понимало и командование. И поэтому вскоре 38-й истребительный авиационный полк перевели в тыл, а именно: на аэродром станции Сейма, что в Горьковской области (сейчас – Нижегородская область). Здесь пилоты учились управлять новыми самолетами – ЛаГГ-3. И только после этого они вернулись на аэродром в Крестцах. 

Первые месяцы войны трудно складывались для Советского Союза. Противник прорывался по всем фронтам, несмотря на отчаянное сопротивление красноармейцев. Не жалели себя, конечно, и пилоты. Один только Чапчахов за лето и начало осени успел совершить более сотни 130-и боевых вылетов, поучаствовать в паре десятков воздушных сражений и записать за свой счет 4 немецких самолета. Еще несколько крылатых машин он уничтожил в составе группы. Также, Лазарь Сергеевич собственноручно ликвидировал вражеский аэростат и несколько раз атаковывал колонны противника. Его успехи не остались незамеченными, и летчик удостоился Ордена Ленина. 

Осенью 1941 года противник сумел захватить Ростов-на-Дону. Это известие Лазарь Сергеевич воспринял очень болезненно. Об этом он даже написал в письме, адресованном жене. Зато с ликованием узнал о том, что вскоре город был освобожден. Обо всех своих чувствах по этому поводу Чапчахов написал жене в начале 1942 года. А заодно сообщил, что ему присвоили новое звание – батальонный комиссар.

*** 

Буквально за пару дней до этого письма вышел очередной номер «Вечерней Москвы» (№310 от 31.12.1941 года). В газете была опубликована статья с названием «Славные соколы». Журналист Л.Симыч поведал читателям как раз о боевых успехах Лазаря Сергеевича за один фронтовой день. 

В материале рассказывалось о том, что пилоты Елхов и Коновченко, которыми командовал Чапчахов, оправились выполнять боевое задание. По приблизительным подсчетам, они должны были вернуться через пару-тройку часов. Но время шло, а пилоты все не возвращались. К тому моменту, как на горизонте появились три точки, сослуживцы уже начали волноваться, вдруг приключилась беда? Но они вернулись. Целые и невредимые, только очень уставшие. Лазарь Сергеевич отчитался командиру об успешно выполненном задании, а затем попросил поздравить его подчиненных. О себе же ничего говорить не стал. И лишь через несколько часов весь аэродром узнал, что, возвращаясь на базу, пилоты вступили в бой с вражескими самолетами, которые бомбили населенный пункт. Силы были не равны, трем советским крылатым машинам противостояли восемь «Юнкерсов». В такой ситуации Чапчахов мог и не ввязываться в бой, поскольку изначально шансы на успех были крайне низкими. Но Лазарь Сергеевич решил рискнуть. Советские пилоты внезапно атаковали противника. Немцы растерялись. И это дало нужный результат – Чапчахов лично сбил один «Юнкерс». Затем вместе с Коновченко они расправились с другим вражеским самолетом. А третий сбил Елхов. Остальные же не стали продолжать сражение и отступили. 

Военный журналист, описывая Чапчахова, назвал его «скромным, бесстрашным, всегда жизнерадостным и чутким». И тогда он вряд ли мог предположить, что жить отважному летчику оставалось всего лишь несколько месяцев. 

Свою последнюю воздушную дуэль Лазарь Сергеевич выиграл 1 апреля 1942 года. В тот день группа советских пилотов успешно выполнила боевое задание и возвращалась на аэродром. По пути они встретили немецкие самолеты. Начался бой. Чапчахов сумел лично ликвидировать одну вражескую крылатую машину, его сослуживцы – еще несколько. Но только они успели выдохнуть, как появилась многочисленная группа Ме-109. Завязалось новое сражение. Советские пилоты сумели сбить несколько самолетов, после чего остальные отступили. Преследовать их не стали. 

5 апреля Лазарь Сергеевич встал во главе 416-го истребительного авиационного полка, а 13 числа того же месяца его жизнь оборвалась. И погиб Чапчахов не в бою с противником. На аэродроме в Крестцах неопытный пилот совершил неудачную посадку. Лазарь Сергеевич попытался предотвратить аварию, но поплатился за это жизнью. 

Похоронили летчика на местном кладбище. А спустя всего два месяца он стал первым армянином, удостоившимся звания Героя Советского Союза, путь и посмертно. За свой боевой путь Чапчахов совершил 268 боевых вылетов и провел 59 воздушных боев. На его счету 8 уничтоженных вражеских самолетов лично и 19 в составе группы. 

Павел Жуков, webkamerton.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru