САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Лемки – осколок затонувшей русской Галиции

« Назад

Лемки – осколок затонувшей русской Галиции 17.05.2017 18:50

В апреле 2017 года  украинские организации в Польше отмечали траурными мероприятиями 70-ю годовщину операции «Висла» - переселения польскими спецслужбами в 1947 году украинского населения из восточной Польши в западную с целью ликвидации бандеровского подполья (УПА и организационной сети ОУН).

Однако Общество лемков (Стоваришыня Лемкiв) в Польше организовало траурные мероприятия принципиально  отдельно от украинцев. 

«УПА была для лемков внешней силой, вторгшейся в 1944 г. на территорию Лемковщины, навязывая покорность и принуждая к принятию украинской идентификации точно так же, как в период немецкой оккупации  делала ОУН и другие украинские организации, сотрудничавшие с немцами», - отмечалось в связи с этим в заявлении польского Общества лемков, принятом по случаю 70-летия операции «Висла».  Данный факт говорит о том, что искры русского самосознания лемков ещё окончательно не погасли. 

Лемковский историк, священник Иоанн Полянский (1888-1972) писал: «Лемкы национально належат до великой родины славянско-русской. Название "Русь" было для них завсегда святым, а идея славянска лежала всегда глубоко в их сердци. Сами называют себе Русинами, Русскыми, Руснаками, Лемками». Сегодня выражение «Лемковская Русь» можно встретить только в редких старых изданиях, а Украина небезуспешно подавляет лемковскую культуру, пытаясь втиснуть её в прокрустово ложе «украинской нации».   

Многие ли вспоминают сейчас, что Лемковщина, расположенная на стыке границ Украины, Польши и Словакии, между западной и восточной частями исторической Галиции, является самым западным краем Русского мира? Между тем исторически Лемковщина была частью Галицкой Руси, попеременно попадая в последующие века в состав Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Чехословакии, Украинской ССР. И всюду лемки подвергались жёсткой ассимиляции. И всё же ассимилировать их до конца не удалось никому, хотя австро-венгерское, польское, чехословацкое правительства последовательно делали ставку на украинизацию лемков, предоставляя в их отношении полную свободу действий украинским националистам. 

Период между двумя мировыми войнами был особенно трагичным для Лемковщины. С опорой на австро-венгерские штыки украинские самостийники учинили в 1914 году настоящую резню галицко-русского населения. Многие лемки оказались в концлагере Талергоф. Вот что писал о положении лемков в ту пору карпато-русский эмигрантский журнал «Свободное слово Карпатской Руси» (США)  в номере от 7 декабря 1973 года:

lemki160501

В 1918 году, после развала Российской и Австро-Венгерской империй, была провозглашена Русская народная республика лемков, президентом которой стал известный русофил Ярослав Качмарик (1885-1944). Целью учредителей республики лемков было присоединение к России или, в случае неудачи, получение хотя бы автономии в составе Чехословакии. В годы советско-польской войны в 1920 году лемковская республика отказалась отправлять своих жителей в польскую армию. В отместку она была раздавлена польскими войсками.  

lamki03

Русская народная республика лемков

В годы Второй мировой лемков терроризировали банды ОУН-УПА.  К тому времени часть лемковского населения ассимилировалась, согласившись считать себя «украинцами». Украинизированные лемки оказывали помощь УПА, снабжали её боевиков продуктами и вещами, за что и были переселены поляками в ходе операции «Висла». Лемковские старожилы рассказывают о преступлениях украинских националистов:

lemki160502

В далёком теперь уже 2008 году Дмитрий Табачник, тогда депутат Верховной рады и будущий министр образования и науки Украины, писал: «Судьба Галицкой Руси, некогда неотъемлемой составляющей православно-славянской цивилизации, поучительна тем, что древняя земля Даниила Галицкого виделась сменяющимся хозяевам как экспериментальная площадка по отработке методов разрушения Великой Украины. Когда-то, как сейчас две Украины, существовали две Галичины — Галичина православная, живущая единством с Великой Украиной, и Галичина коллаборационистов, питающаяся ненавистью ко всему православному и славянскому… Если мы далее будем безропотно сдавать основополагающие жизненные ценности — язык, веру, историческую память, неразрывную связь с Россией, то не заметим, как Великая Украина станет увеличенной копией Галичины, и памятник очередному эсэсовцу, награжденному звездой Героя Украины, где-нибудь в Харькове или Днепропетровске станет обычным явлением».  К несчастью Украины, это предупреждение Дмитрия Табачника оказалось пророчеством: минуло всего девять лет и мы видим, что вызревавшая на Украине на протяжении всех постсоветских лет угроза осуществилась - Украина не смогла избежать заражения нацизмом.

Евромайдан, вскормленный им государственный переворот, власть рождённого переворотом режима, действительно, превращают современную Украину в увеличенную копию Галичины. Не той, исконно-русской, православной Галичины, а Галичины нацистской, для которой День Победы – не праздник, а траур. И сегодня, в условиях разгула «декоммунизации», топонимика Украины украшается именами гитлеровских холуёв от Львова до Днепропетровска, а память победителей фашизма оплёвывается. 

Современные украинцы не знают собственной истории. Из учебников вычищена напрочь тема русской Галиции, не найдёшь в них и упоминания о Русской народной республике лемков. Уже мало кто помнит, что лемки всегда называли себя русинами, а украинцами их попытались сделать лишь в ХХ веке. Попытались сделать, но до конца так и не сделали. И из глубин затонувшей русской Галиции голос лемков продолжает звучать.

Фонд стратегической культуры


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru