Летчики – партизанам Белоруссии

« Назад

Летчики – партизанам Белоруссии 29.04.2017 10:03

К осени 1942 года после создания военно-оперативных органов по руководству партизанским движением (ЦШПД и БШПД) и воссоздания на Урале и в Сибири новых мощных индустриальных центров на базе эвакуированных заводов из западных районов Советского Союза, все потребности фронта, в том числе партизан стали удовлетворяться в полном объеме.

Это особо проявилось в установлении постоянно действующего воздушного моста между партизанами и Большой землей.

Рассмотрим конкретно один вопрос. Кто и как устанавливал такой мост с партизанскими формированиями на временно оккупированной фашистскими войсками территории Белоруссии. И какую роль в этом сыграло руководство БССР?

Во-первых, ЦШПД возглавил 1-й Секретарь ЦК ВКП(б)Б Пономаренко П.К.

Во-вторых, БШПД возглавил 2-й Секретарь ЦК КП(б)Б Калинин П.З.

В-третих, во всех этих органах работали многие партийные и государственные деятели нашей республики.

Безусловно, решающую роль в этом сыграла Красная Армия.

И в первую очередь в снабжении партизан Белоруссии главную роль сыграла советская авиация.

По заявкам ЦПШД и БШПД на республику работали следующие авиационные соединения и воинские части:

  1. Авиация дальнего действия (АДД).

Командующий генерал-майор А.Е. Голованов.

Начальником Управления бомбардировочной авиации АДД был белорус генерал-майор Горбацевич Леонид Антонович.

На белорусском направлении работали:

  • 1-я авиатранспортная дивизия ГВФ. (Командир генерал майор Казьмин). Состав: 101, 102, 110, 112 авиаполк. (Командир 101 ап Герой Советского Союза В.С.Гризодубова).
  • 7-й авиакорпус АДД. (Командующий генерал майор Нестерцев).
  • Дивизия ГВФ. (Командир Герой Советского Союза генерал майор Молоков В.С). Состав: 62, 120, 105 авиаполк.
  • А также ночные бомбардировочные полки 213 и 314 и 979 шап из 211 Невельский штурмовой авиадивизии.
  • Непосредственно в подчинении БШПД постоянно находился 19-й отдельный авиаотряд. (Командир старший лейтенант Сараев Сергей Филиппович).

С начала освобождения Белоруссии и до ее полного освобождения (сентябрь 1943 года – июль 1944 года) при многих общевойсковых армиях были отдельные авиаэскадрилии. Их командование тесно взаимодействовало с представительствами БШПД на всех 4-х фронтах, освобождавших Белоруссию.

За планирование и регулярное авиационное обеспечение партизан всем необходимым для борьбы с противником отвечали: майор Полосухин Порфирий Порфирьевич и майор Задорожников Владимир Иванович старший помощник начальника оперативного отдела БШПД.

БШПД (с марта 1944 года и до октября 1944 года) начальник оперативного отдела был полковник А.И.Брюханов после войны издал книгу «В штабе партизанского движения».

Все войска ГВФ подчинявшиеся Маршалу авиации Астахову Федору Алексеевичу, который с 1943 года и до окончания войны возглавлял Главное управление ГВФ и одновременно был заместителем Командующего ВВС РККА.

Следует отметить, что все полки ГВФ в годы войны обеспечивали боевые действия партизан не только Белоруссии, но и Украины, Северного Кавказа и других регионов, временно оккупированных фашистами. Кстати начальником управления кадров ВВС РККА был белорус генерал Орехов Вадим Иванович. Он оперативно выполнял заявки Начальника БШПД П.З.Калинина о направлении авиаполков для обеспечения партизан с прифронтовых аэродромов, а также подготовки комендантов партизанских посадочных площадок и по другим вопросам.

По интенсивности и по времени полетов к белорусским партизанам надо выделить летчиков 1-й авиатранспортной дивизии генерала Казьмина (247 летчиков в течении почти 2-х лет летали в Белоруссию. 21 летчик погиб.

За годы войны отдельные пилоты произвели в тыл врага по 200-300 и более вылетов, их них по 100-150 с посадкой в партизанской зоне.

Больше всех боевых вылетов совершили: Г.А.Таран – 660; Н.П.Локтев – более 700; П.М.Михайлов – 520; Б.Г.Лунц – 405.

Таран,_Григорий_Алексеевич

За доблесть, мужество и героизм проявленные при выполнении сложных боевых заданий 17 летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, а один их них штурман майор Таран Григорий Алексеевич был удостоен этого звания дважды.

Из этой кагорты 4 летчика были удостоены звания Героя Югославии за спасение руководства Югославской национально освободительной армии во главе с Иосифом Броз Тито (Шорников, Якимов, Калинин, Шкадунович).

Абсолютное большинство этих летчиков в послевоенные годы продолжали службу в ВВС или в ГВФ.

генерал-лейтенант Семенков А.И. уроженец Витебщины

Достаточно сказать, что первый заместитель Министра ГВФ генерал-лейтенант Семенков А.И. уроженец Витебщины. После войны был удостоен звания Герой России, кавалер 10 боевых орденов. Именно он 9 мая 1945 года доставил из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Лично он совершил за годы войны на Ли-2, в том числе 120 в блокадный Ленинград, 150 за линию фронта с посадкой на партизанских аэродромах. Войну встретил лейтенантом, закончил полковником, командиром полка. В 1957 году он первым в СССР совершил трансантлантический перелет Москва – Нью-Йорк на самолете Ту-104. В 1966 году ему было присвоено звание Заслуженного пилота СССР. В авиации прослужил почти 40 лет.

Среди летчиков белорусов и уроженцев Белоруссии, которые летали к партизанам землякам следует назвать имена.

  1. Гнезденко Прохор Борисович из Шклова более 600 боевых вылета, 59 с посадкой в партизанской зоне.
  2. Командир эскадрилии Богданов Николай Григорьевич.
  3. Гришаков Иван Андреевич.
  4. Голубев Иван Васильевич совершил 325 боевых вылета в том числе 25 к белорусским партизанам.
  5. Ползунов Василий Степанович, кстати минчанин. После войны стал Героем Социалистического труда.

И многие и многие другие.

Всего за 1941 -1944 года (до начала операции «Багратион») в справке БШПД «Об авиаперевозках партизанам Белоруссии» указано:

- доставлено грузов1591 тонна;

- заброшен в тыл людей1409 человек;

- вывезен людей в советский тыл5335 человек.

Эти цифры в комментариях не нуждаются.

  1. Н.А.Якубовский, В.Н.Якубовский «Крылатые помощники партизан» Мн. Белар.наука, 1998г.
  2. Авиация партизанам Мн, НА РБ, 2005г.                                                                                                                                                                                                                                               Долготович Борис Дмитриевич, член Совета Военно-научного общества, кандидат исторических наук, профессор, член Белорусского союза журналистов

                                                                 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru