Летное счастье генерала Москвителева. Накануне 90-летнего юбилея знаменитый ветеран совершил очередной полет на высший пилотаж

« Назад

Летное счастье генерала Москвителева. Накануне 90-летнего юбилея знаменитый ветеран совершил очередной полет на высший пилотаж 31.07.2016 13:16

Одним из лучших летчиков своего времени называют генерал-полковника авиации Николая Ивановича Москвителева. Сегодня он – старейший и авторитетнейший хранитель традиций отечественных летчиков-истребителей.

До фанатизма преданный своему делу, Н.И. Москвителев за 42 года летной деятельности освоил более 30 типов (и их модификаций) самолетов и вертолетов. налетал более 4000 часов. Свой 80-летний юбилей в 2006 г. он отпраздновал полетом на истребителе Су-30, выполнив весь высший пилотаж с перегрузкой до 6 единиц. И вот накануне 90-летнего юбилея генерал совершил с аэродрома Минского аэроклуба полет на Як-52 с той же перегрузкой!

Свою жизнь он считает на редкость счастливой, в книге воспоминаний «Линия жизни» пишет: «Летчик, особенно истребитель, испытывает наивысшее состояние души, ощущает неземное чувство, когда он один в бескрайнем темно-фиолетовом небе на высоте 20 000 м на скорости, равной двум, трем скоростям звука... Только истребителю доступен высший пилотаж, он один в своей кабине и пилот, и штурман, и стрелок-радист. Летчик-истребитель – самая трудная, но и самая интересная профессия».

С 1977 по 1987 год Н.И. Москвителев – командующий авиацией ПВО страны. В ее состав, помимо других структур, входили тогда 103 боевых полка, 3000 самолетов и более 5000 летчиков. Это - время мощного развития войск ПВО: освоены авиационные комплексы Су-15, Су-15ТМ, МиГ-23, Ту-128, МиГ-25 и МиГ-31; важнейшие воздушные направления закрыты полками, вооруженными МиГ-25, МиГ-31, Су-27 в АСУ "Рубеж".
Кроме того, Н.И. Москвителев был заместителем председателя и председателем Государственных комиссий по приему новой авиационной техники – знаменитых самолетов МиГ-25п, МиГ-23 млд, Су-27, МиГ-31м, А-50, М-17 и катапультируемого кресла К-36.

Колоссальный задел той поры и сегодня обеспечивает России безопасность. «Главное для обороны любого государства – уберечь небо. Это все должны понимать, – говорит Н.И. Москвителев. – Если мы не будем в состоянии отразить удар с воздушно-космического направления, то можем за считанные минуты потерять 80% своего потенциала».

Родился Николай Иванович 27 июля 1926 г. на Волге, в селе Вязовый Гай Куйбышевской области, в семье потомственных русских крестьян-хлебопашцев. Прадед-богатырь был ветераном русско-турецких войн, кавалером трех Георгиевских крестов.

В 17 лет 29 ноября 1943 г. пришел в военкомат с просьбой отправить добровольцем на фронт. Был зачислен в 1-ю военно-морскую школу первоначального обучения, 1 января 1944-го принял присягу. Курсанты рвались на фронт, но готовили летчиков-истребителей уже основательно, не бросали в бой «желторотиков». Только в августе 1947 г. Москвителев сдает выпускные экзамены в Ейском Военно-морском ордена Ленина авиационном училище летчиков имени И.В. Сталина и направляется на Балтийский флот в 4-й гвардейский истребительный авиаполк, где летает на Р-39 («Аэрокобра») и Р-63 («Кингкобра»). В 1950 г. отозван в родное училище в качестве летчика-инструктора, за четыре года обучил отлично летать на самолетах Ла-7 и МиГ-15 40 курсантов.

Затем, как лучший методист, был назначен в Центр боевой подготовки и переучивания руководящего летного состава морской авиации СССР (Рига). Стал старшим штурманом авиационного полка. Выполнял сложнейшие задания, такие как фотографирование авиабазы НАТО на о. Готланд, перехват разведчика «Канберра» на предельном потолке для МиГ-19 первых серий, в ходе которого на высоте 16000 м при стрельбе остановились оба двигателя...

В 1957 г. во время перегонки в Ахтубу для последующих испытаний уникального самолета «Аналог» после разгерметизации кабины на высоте 12000 м, как он сам пишет: «Вновь спасли меня в безвыходной почти ситуации сильный организм, реакция и летное счастье…»
В 1958-1963 гг. - командир 62-го истребительного авиаполка, выполняет самые сложные и рискованные полеты. В 1958 мирном году награжден боевым орденом Красного Знамени.

В 1960 г. полк передается из морской авиации в 8-ю Отдельную армию ПВО, которой командовал первый трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А.И. Покрышкин. Прославленный ас вскоре отмечает молодого командира полка. Н.И. Москвителев вспоминает: «Прежде всего, Александр Иванович ценил в людях порядочность. Однажды он сказал мне слова, которые ошеломили меня и врезались навсегда в память: "Запомни, Николай Иванович! Если и дальше будешь таким же порядочным человеком, при всех твоих других качествах, я вижу в будущем в тебе крупного авиационного начальника. Понял?" Я только головой кивнул, дух перехватило, даже не смог вымолвить "спасибо". С тех пор в самых трудных ситуациях – в служебной деятельности или в полете – помню и свято выполняю наказ А.И. Покрышкина.

Я постоянно чувствовал его зоркий контроль за моим служебным и интеллектуальным ростом, личной летной подготовкой, повышением уровня технических знаний. Как бы мимоходом, он учил меня и житейской мудрости.

Например: "Не спеши мстить своему обидчику (врагу) словом, тем более – делом, может быть, он в чем-то и прав? Не спеши, разберись! Скрытому врагу дай понять, что ты раскусил его, и кто он – точно знаешь! Ничего плохого ему не делай. Он сам поймет, и его будет мучить совесть оттого, что ты знаешь о его подлости. Не сделает он выводов – все равно жизнь его покарает!" И точно. На многих примерах в моей долгой и сложной авиационной жизни я убеждался, что Александр Иванович был прав. Ему было дано видеть душу человеческую...».

Мудрым и проницательным запомнился и Москвителев своим подчиненным. Требовательность всегда сочеталась у него с чуткостью и справедливостью.

В 1962 г. 62-й полк был признан лучшим в авиации ПВО страны. С 1963 по 1970 гг. Н.И. Москвителев – заместитель командира дивизии по авиации, начальник авиации Отдельных армий ПВО (Киев, Свердловск). В 1969 г. авиация армии была признана лучшей в Войсках ПВО страны. Почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР» Н.И. Москвителев получил в 1968 г.

После выхода в отставку в 1990 г. Николай Иванович работал в ОКБ МИГ помощником Генерального конструктора по новой технике, главным советником начальника ЛИИ им. М.М. Громова.

В апреле 2007 г. Н.И. Москвителев создает при Московском Доме ветеранов на общественных началах Клуб заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов СССР и РФ, в котором на сегодняшний день числится около 500 членов. Это хранители нашей памяти и традиций.

Николай Иванович – друг нашей газеты. В одном из интервью «Столетию» он сказал: «Мы должны быть оптимистами, упаднических настроений я не принимаю.

История показывает - Россия непобедима, и она, конечно, вновь будет великой авиационно-космической державой, занимать одно из ведущих мест в мире.
Сдерживание существует, паритет стратегических ядерных сил сохраняется, и американцы понимают это».

Н.И. Москвителев награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы, тремя орденами Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и многими другими наградами. Кавалер ордена святого благоверного великого князя Дмитрия Донского (получил из рук Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).


Алексей Тимофеев


Столетие

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru