САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021»
Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021»
Посол России Дмитрий Мезенцев в программе «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь 1»
Посол России Дмитрий Мезенцев в программе «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь 1»

Лев Криштапович: О социально-политической и культурной ситуации в преддверии образования Белорусской Советской Социалистической Республики. Часть первая

« Назад

Лев Криштапович: О социально-политической и культурной ситуации в преддверии образования Белорусской Советской Социалистической Республики. Часть первая 03.12.2018 12:43

 К 100-летию образования БССР

 Cоциально-политическая и культурная ситуация накануне образования БССР

Для первых послереволюционных лет характерно возникновение большого числа культурно-просветительных обществ и объединений учащихся различных учебных заведений, провинциальной интеллигенции и других, ставивших целью объединение белорусов вокруг идеи национального освобождения через воспитание национального самосознания, изучение белорусской истории, экономики и культуры, пропаганду белорусской литературы и искусства, помощь белорусскому национальному движению.

Созданные ими хоровые и драматические кружки, белорусские библиотеки, организованные беседы и вечеринки становились важным фактором общественной и культурной жизни в городах и провинции. Из объединений белорусских учащихся 1918–20 гг. наиболее известны Белорусский студенческий союз при Виленском университете, Громада белорусской молодёжи в Гродно, кружок «Прасвета» при Несвижской учительской семинарии, ученический кружок «Асвета» в Могилёве, Бобруйское культурно-просветительное общество, белорусские секции студентов Горецкого сельскохозяйственного института, общество учащихся Слуцкой земской гимназии «Папараць-кветка», минские белорусская ученическая громада и научно-педагогическое общество. При общей устремлённости к возрождению культуры и государственности белорусского народа их политическая ориентация была разнообразной – от коммунистической до национально-демократической.

Большевики широко использовали культурно-просветительную деятельность для воспитания трудящихся в духе своей идеологии. Средствами этой деятельности были митинги, лекции, постановка агитпьес, распространение большевистской литературы. С 1918 года этой работой занимались многочисленные агитпункты и местные народные клубы, при которых работали библиотеки, хоровые и драматические кружки, велась работа по ликвидации неграмотности.

В годы Первой мировой войны в результате занятия зданий учебных заведений военными учреждениями и воинскими частями, а также  эвакуации более 200 гимназий, прогимназий, реальных училищ, учительских семинарий и институтов в Россию общее число школ всех типов на территории Белоруссии значительно сократилось, в том числе (по данным за 1914–16 гг.) в Гродненской губернии на 63%, Могилёвской – 28%, Минской – 40%, Витебской – 22%[1].

Февральская революция 1917 года сняла национальные, политические и религиозные ограничения в сфере образования. На неоккупированной германскими войсками территории Белоруссии со 2-й половины 1917 года действовали белорусские начальные школы в Минске и Игуменском уезде, Слуцкая белорусская земская гимназия. Начатая после Октябрьской революции 1917 года  советизация системы образования на Минщине дважды прерывалась германской и польской оккупациями, а в западных районах первые её попытки предприняты только в 1919 году. В соответствии с Декларацией и Положением о единой трудовой школе, утверждёнными декретом ВЦИК от 16.10.1918, упразднялись прежние типы школ (около 30), принадлежавшие 17 ведомствам, и вводилась единая школа с делением на 2 ступени: 1-я (5 лет обучения) для детей 8–13 лет и 2-я (4 года) – для детей 13–17 лет. Образование на родном языке провозглашалось неотъемлемым правом всех трудящихся. Вводилась выборность школьных директоров и педагогов. В учебные планы включались общественно-политические дисциплины, расширялось преподавание естественнонаучных предметов. Прекращалось изучение Закона Божьего и древних языков. Обучение становилось бесплатным, детям из бедных семей советские органы должны были оказывать помощь в виде бесплатных завтраков, выдачи одежды, обуви и денежных пособий. Отменялись аттестаты, экзамены, оценки в школах, иностранные языки переходили из разряда обязательных предметов в факультативные. Процедура поступления в вузы упростилась. Расширялась сеть профессионального образования. Уже в 1918 году в неоккупированных частях Витебской и Могилёвской губерний открылся ряд профессионально-технических школ и курсов.

Ещё до начала германского наступления, в декабре 1917 – феврале 1918 года. в Минской, Могилёвской и Витебской губерниях было открыто более 2300 начальных школ. Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди взрослого населения» от 26.12.1919 обязывал всех неграмотных граждан в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на родном или русском языке (на выбор). При библиотеках, красных уголках, клубах, избах-читальнях, на предприятиях создавались школы грамоты, пункты ликвидации безграмотности (ликбезы), которые обучали грамоте взрослых людей. На общегосударственном уровне этой деятельностью с июля 1920 года руководила Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности и малограмотности при Наркомате просвещения. Члены комиссии могли привлекать в порядке трудовой повинности нужных лиц к работе по ликбезу. В течение первого года работы комиссией изданы 39 видов букварей для взрослых, национальных школ, красноармейцев и др. В 1918/19 учебном году на базе ранее существовавших учительских институтов созданы педагогические институты в Витебске, Могилёве и Минске. В 1919 – 20 гг. прежние учительские семинарии были преобразованы в 3-х и 1-годичные педагогические курсы по подготовке учителей советской школы. В 1919 году  возобновил деятельность закрытый в 1864 году царскими властями Горецкий сельскохозяйственный институт. Политехнический институт открылся в 1920 году в Минске на базе уже существовавшего политехникума.

В соответствии с декретом СНК РСФСР «О централизации библиотечного дела» от 3.11.1920 библиотеки различных наркоматов и учреждений включались в единую библиотечную сеть, подчинённую Главполитпросвету. Созданием библиотек и изб-читален на местах занимались библиотечные секции внешкольных подотделов местных Советов. Развёртывалась сеть библиотек-передвижек. К концу 1920 года в БССР открылось 445 библиотек. Вскоре после окончания Гражданской войны и иностранной интервенции в Минске была основана первая научная библиотека в Белоруссии – Фундаментальная библиотека Белорусского государственного университета (1921). Провозглашённая Февральской революцией 1917 свобода слова, несмотря на тяжёлые условия военного времени, создала благоприятные условия для развития белорусской литературы. В 1917–20 гг. появилось значительное число белорусских художественных, литературоведческих и критических произведений, делались переводы, создавалась собственная научная и учебная литература. Основными литературными центрами являлись Вильно и Минск, где была сосредоточена большая часть белорусской творческой интеллигенции. Печатались произведения  Я.Купалы,  Я. Коласа, М.И.Горецкого, Т.Гартного, А.Гаруна, З.Бядули, М.А.Богдановича. Проникнутое народным духом творчество белорусских прозаиков и поэтов отражало патриотические позиции авторов и свободолюбивые общественные настроения.

В годы Первой мировой и Гражданской войн происходило становление белорусского профессионального театра, создавались первые в Белоруссиии музыкальные учебные заведения. В репертуаре белорусских театральных трупп этого времени были спектакли по произведениям Э.Ожешко («Хам», «В зимний вечер»), Я.Купалы («Павлинка», «В купальскую ночь», «Разорённое гнездо»), К.Каганца («Модный шляхтич») и др. В конце 1918 года, после изгнания из Белоруссии германских оккупантов был создан Белорусский пролетарский театр, позже преобразованный в Белорусский советский театр (распался в марте 1919 года). Прерванное советско-польской войной 1919-20 гг. развитие и становление белорусского советского театра возобновилось вскоре после освобождения от польских оккупантов Минска, где 14.9.1920 по инициативе отдела искусства Наркомата просвещения открылся Белорусский государственный театр. В других городах Белоруссии также организовывались театральные и музыкальные учреждения. В Витебске в годы Гражданской войны и иностранной интервенции работали 4 театра, музыкальная школа, 2 симфонических и 5 духовых оркестров[2]. При народных домах (прообразы будущих домов и дворцов культуры) существовали самодеятельные театральные студии и музыкальные коллективы. В 1918-19 гг. в Минске, Витебске и Гомеле открылись первые профессиональные музыкальные учебные заведения – народные консерватории (в 1920-е гг. преобразованы в музыкальные техникумы). Открывались музыкальные школы. В 1919 году советской властью были национализированы кинотеатры и кинопроизводство. Кино использовалось как эффективное средство политической пропаганды, его наиболее популярным жанром стал в это время агитационный фильм.

В новых условиях действовали белорусские музеи. В 1918 году объединены Могилёвский (при губернском статистическом комитете) и Могилёвский церковно-археологический музеи, и в 1919 году на их основе создан Государственный исторический музей. В Гомельском дворце Румянцевых-Паскевичей на базе национализированных коллекций князя И.Ф.Паскевича 7.11.1919 открыта постоянная музейная экспозиция. На основе уцелевших к тому времени материалов дореволюционных музеев 20.1.1919 начал работу Минский музей. В конце 1918 года создан Витебский губернский музей.

Лев Криштапович, доктор философских наук

[1] Беларусь в период Гражданской войны и военных интервенций 1918-1920 // Республика Беларусь. – Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2005. – Т.1. – С.289.

[2] Беларусь в период Гражданской войны и военных интервенций 1918-1920 // Республика Беларусь. – Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2005. – Т.1. – С.292.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.02.21

Усиление интеграции России и Белоруссии во всех сферах жизни наших государств остаётся насущным требованием времени. Это касается и необходимости сближения позиций в сфере получения образования.

16.02.21

Только что отгремело Шестое Всебелорусское Народное Собрание, ставшее значимым событием в общественно-политической жизни нашей страны. Выступления Президента А.Лукашенко, других участников собрания, будут ещё долго анализировать и комментировать. 

16.02.21

“Неужели  эти  улицы  никогда  не  потеряют  своего мирного вида? Неужели эти стёкла не  зазвенят  под  камнями? Неужели всё кончено?”, – так писала в 1908 году известная на весь мир  поэтесса  Марина Цветаева.

15.02.21

Культурологической особенностью «белорусизаторской» исторической школы, которая совершенно необоснованно претендует на роль белорусской национальной историографии, является школярское изучение истории Беларуси. Такое изучение, не требуя вдумчивого исследования, обычно удовлетворяется поверхностными историческими аналогиями и наивным восприятием исторических событий. 

10.02.21

Здесь ставится задача «не допустить снижения присутствия на традиционных рынках сбыта», а также нарастить объемы поставок продукции в «КНР, ЕС, США и страны дальней дуги, осваивая новые ниши мирового рынка». При этом ставится задача «сохранить и развивать многовекторность внешней торговли».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru