САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Лев Криштапович: Парламентские выборы в контексте философии белорусского пути

« Назад

Лев Криштапович: Парламентские выборы в контексте философии белорусского пути 04.11.2019 15:52

Анализ политической ситуации должен строиться не на категории возможности, а на категории действительности. Возможно ли нечто или невозможно, это зависит от политического содержания, то есть от конкретной политической действительности, которая в своем развитии обнаруживает себя как необходимость. В этом плане политики и политологи, оперирующие расхожим выражением «политика есть искусство возможного», даже не подозревают об ущербности своих представлений о политической деятельности. Всеобщее обесценивание сущности политики и дискредитация политической практики в глазах избирателей во многом обусловлены этим ненаучным пониманием природы политики. 

В самом деле, чем необразованнее человек, чем менее известны ему конкретные политические отношении, которые он взялся анализировать, тем более он склонен распространяться о всякого рода пустых возможностях, о всякого рода политических прогнозах. Анализ политических явлений через призму политологического словаря приводит к тому, что эти политические явления вырываются из тех реальных политических отношений, в которых они находятся и переносятся в абстрактную политическую сферу. Отсюда возникает парадокс, когда наиболее абсурдные и бессмысленные вещи могут рассматриваться как возможные. В политике, однако, важно не то, что можно мыслить, а то, что действительно мыслят, и подлинный политический анализ следует искать не в политических прогнозах (возможностях), а в конкретной политической ситуации. Это относится и к проблеме диалога власти и оппозиции на предстоящих парламентских выборах в Беларуси.

Основная ошибка при анализе политической ситуации в Беларуси состоит в абстрактной экстраполяции привычных политических понятий на такую политическую действительность, которая никак не может быть адекватно описана в рамках классической политологии. Дело в том, что в Беларуси нет той оппозиции, которая прописана в западных политических трактатах, учебниках, и которая существует в реальной западной политической системе. В этом и состоит бессмысленность всех политических прогнозов, которые исходят из экстраполяции западной действительности на постсоветскую действительность, которые исходят из школьнического понимания политики. В Беларуси существует не оппозиция, а совершенно другое политическое явление, которое ничего общего не имеет с понятием оппозиции на Западе. В Беларуси – это не оппозиция, а квазиоппозиция. Тогда должен быть понятен и ответ на вопрос: возможен ли диалог власти и оппозиции? Нет, невозможен, если эта власть хотя бы в какой-то степени является настоящей властью, а не имитацией власти. Другими словами, диалог власти с квазиоппозицией возможен лишь при условии, что сама власть является квазивластью.

В чем специфика политической ситуации в Беларуси? В том, что при всех проблемах, сложностях постсоветского бытия Беларусь в наибольшей степени можно охарактеризовать как постсоветскую республику с самостоятельной властью. Это нашло отражение в таком понятии, как «белорусский путь». Сущность белорусского пути заключается в том, что в Беларуси установлен такой государственный порядок, такая государственная власть, которая не только предоставляет возможность решать дела в стране по большинству граждан, но и обеспечивает превращение этой возможности в действительность. Это и есть подлинная демократия.

Белорусский путь в политическом отношении – это путь создания государства для белорусского народа, а не формальная экстраполяция западных политических вывесок на белорусскую действительность. В этом смысле белорусский путь – это, несомненно, демократический путь развития белорусского общества.

Белорусский путь в экономическом отношении – это путь совершенствования белорусской экономики в современных условиях с точки зрения интересов всего белорусского общества, а не отдельных его групп, это путь объединения экономик Беларуси и России, создания единой союзной экономики. Поэтому рыночные реформы – не самоцель, а средство повышения эффективности белорусской экономики в новых геоэкономических условиях. Отсюда идея и политика интеграции постсоветского пространства как экономический императив современной Беларуси.

Белорусский путь в финансовом плане – это путь объединения финансовых рынков Беларуси и России и создания единой союзной денежной единицы и единого союзного эмиссионного центра. 

Белорусский путь в историческом отношении – это путь исторической связи времен, признания советского периода белорусской истории как системообразующего, ключевого в становлении белорусской нации и белорусской государственности. В историческом смысле белорусская история неотделима от общерусской истории.

Белорусский путь в цивилизационном отношении – это путь единения с народами бывшего СССР, это путь цивилизационного единства с Россией, русским миром, поскольку Беларусь является неотъемлемой частью общерусской цивилизации.

Белорусский путь - это путь справедливой государственной политики. И в этом отличие белорусской модели от моделей всех других постсоветских республик. В этом основа политической стабильности и существующего ментального консенсуса власти и граждан в Беларуси. Кант в свое время писал, что ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость; все другие виды зла, которые нам приходится терпеть, ничто по сравнению с ней.

Белорусский путь – это путь отказа от удельного интереса, от так называемого «европеизма», путь на интеграцию постсоветского пространства, на общеевразийский стратегический интерес, справедливость, дружбу народов, то есть всего того, что было характерно до геополитической катастрофы конца XX века, до разрушения СССР.  

Белорусский путь – не причина кризиса в нашей республике, как об этом любят разглагольствовать всевозможные квазиевроинтеграторы и псевдореформаторы, наоборот, благодаря белорусской модели удалось самортизировать, смягчить разрушительные последствия геополитической катастрофы, которая является главной причиной кризиса для всех бывших союзных республик.

Отсюда должна быть понятна неприемлемость так называемой «евроинтеграции», «Восточного партнерства», ассоциаций и всех других программ евроатлантического сотрудничества, которые навязываются Западом постсоветским республикам. Ибо эта квазиевроинтеграция основывается на геополитической катастрофе, исходит из политики консервации внешнего управления на наших землях путем закрепления постсоветского пространства в дезинтеграционном состоянии. Тем более продолжать талдычить о евроинтеграции, когда граждане Великобритании на референдуме 23 июня 2016 года проголосовали за выход своей страны из Евросоюза, то же самое, что искать вчерашний снег. В этом плане разговоры аллилуйных экспертов об «интеграции интеграций», об интеграции от Владивостока до Лиссабона не только наивны, но прямо-таки антидемократичны. Ибо, как совершенно верно в свое время указывал Владимир Ленин, Соединенные Штаты Европы, то есть нынешний Европейский союз, либо невозможны, либо реакционны.

Современный кризис в Беларуси – это не кризис белорусского пути, а кризис, обусловленный разрушением СССР и как следствие этого разрушения – дезинтеграцией постсоветского пространства. Белорусский путь не разрешал проблемы кризиса, дезинтеграции, а лишь ограничивал, не допускал катастрофического варианта развития ситуации в республике. Проблема борьбы с кризисом – это проблема, которая может быть решена только совместными усилиями постсоветских стран путем глубокой интеграции постсоветского пространства, строительства Союзного государства и Евразийского союза.

Таким образом, парламентские выборы в Беларуси лишь тогда будут подлинно народными, демократическими выборами, когда они будут основываться на философии белорусского пути развития. 

Лев Криштапович, доктор философских наук


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru