САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Лев Криштапович: Русский народ как государствообразующий народ многонациональной России. (К преамбуле Конституции России)

« Назад

Лев Криштапович: Русский народ как государствообразующий народ многонациональной России. (К преамбуле Конституции России) 17.02.2020 16:32

Историческая победа на Куликовом поле в 1380 году была результатам возникновения русского национального самосознания. В среде русского народа в это время шел интенсивный процесс осмысления современных событий в их связи с историческим прошлым Руси. 

Выдающаяся художественная поэма «Задонщина», посвященная исторической победе над ордами Мамая в 1380 году и другие произведения непосредственно опираются на богатый материал народных былин и сказаний. Характерно, что в «Задонщине» нашло яркое отражение признание организующей роли Москвы в борьбе с татаро-монгольским игом. Тесно связанная по своему идейному содержанию и художественной форме с замечательным памятником конца XII века – «Словом о полку Игореве» - «Задонщина» подчеркивает преемственность борьбы Руси против вторжений кочевников. Повесть о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 году раскрывает героизм русского народа в защите Русской земли и ее столицы от нападений захватчиков. Даже церковная агиографическая литература испытала сильное влияние народного творчества. Житие Дмитрия Донского, написанное в церковной манере, рисует яркий образ мужественного полководца, выступившего на битву с врагами Русской земли. Вот почему Куликовская битва считается поворотным пунктом в истории общерусского народа. Дмитрий Донской на Куликовом поле защищал не только свое Московское княжество, но и все другие русские княжества, не только свою московскую землю, но и всю Русскую землю. На Куликовом поле родилось Русское государство. Ровно через сто лет, в 1480 году, великий князь московский Иван III разрывает в присутствии послов татарского хана его грамоту. Этим актом ордынское иго или внешнее управление на русских землях официально объявлено прекращенным.

Глубокий патриотизм русского народа, его национальное самосознание получили свое отражение в русских литературных произведениях. Тема Русской земли, ее единства, борьбы за ее освобождение в неразрывной связи современности с прошлым историческим развитием становится центральной в русской литературе и противостоит удельным тенденциям, которые проводились  в литературных памятниках, отражавших интересы сепаратистски настроенных феодалов.

С развитием общерусского самосознания непосредственно связан подъем летописания в XIV-XV веках. В период удельщины летописное дело концентрировалось в политических центрах отдельных земель и княжеств и отражало интересы по преимуществу феодальной верхушки этих земель. В летописании ряда удельных центров (новгородского, тверского, ростовского, рязанского и др.) проявлялся особенный интерес к местной истории. Однако и в этих летописях заметны общерусские мотивы. Летописцы внимательно следили за политическими событиями в других русских землях и отражали их в своих сводах, подвергая при этом часто тенденциозному политическому освещению, отвечающему интересам местных феодалов и удельных князей.

По мере успехов в деле объединения Руси идея единства Русской земли начинает занимать центральное место в московском летописании. Преемственность исторического развития древней Руси и русских земель XIV-XV веков подчеркивалась тем, что летописные своды включали в свой состав текст «Повести временных лет», рассматривая современные события как продолжение единого процесса развития Русской земли. Не дошедший до нас московский летописный свод 1392 года («Летописец великий Русский») обосновывал непрерывность княжения московских князей и их исторические права на главенствующее положение на Руси. Идею единства русских земель и руководящей роли Москвы в борьбе с татаро-монгольским игом развивают дальнейшие московские своды XV века. В 1441 году появился первый русский Хронограф, в котором с особенным вниманием были собраны сведения о славянских землях и подчеркивались связи Руси с южными и западными славянами.

Формирование русского самосознания было одновременно и процессом складывания системы ценностей русского народа. Идеал высшей правды, справедливости становился смыслом жизни русского народа. «Собственно, по-русски «жить по справедливости» означает «жить по правде» или «жить по совести» [1, c. 218]. Отсюда особый национальный идеал – Святая Русь. Важно отметить, что «XIV-XV века – это, как давно уяснено, время расцвета святости; именно в эту пору родился образ и понятие «Святая Русь» [2, c. 453]. Поиск и нахождение смысла жизни человека – жить по правде, по справедливости, по совести – приводили к восстановлению идеала Святой Руси и выводили тем самым русский народ на великую историческую миссию – быть образом мира и справедливости для всего человечества.

В период удельной Руси русские вместо единства и мира поделились на уделы и мелкие княжества, постоянно воевали между собой из-за корысти, власти, имущества, гордыни, убивали друг друга. Несовместимость жизни по совести с таким поведением подчеркнута историей первых русских святых и покровителей русской государственности Бориса и Глеба, невинно погибших в братоубийственных столкновениях. Отсутствие единства привело к страшному татаро-монгольскому игу, своеобразному наказанию за грехи стяжательства, несправедливости, неправды удельного периода. И выход из тяжелой ситуации – освобождение и восстановление Руси – обозначился через нахождение смысла жизни, идеала Святой Руси, что привело к объединению русского народа.

Идея единства Русской земли и единства русского народа характерна была и для населения Белой Руси. Термин «Белая Русь», употреблявшийся с XIV века, применялся к территории не только Белоруссии, но и Великороссии, подтверждая тем самым этническое единство этих двух частей единой Русской земли.

Формирование белорусской народности как составной части общерусского народа было ускорено борьбой против феодально-католической агрессии с Запада, в ходе которой западнорусские белорусцы (так назывались белорусы в XVI-XVII веках) все более укрепляли свое единство с русским (великорусским) народом. Эта борьба нашла свое яркое выражение в белорусском фольклоре и полемической литературе XV-XVII веков. Во многих песнях отразилась ненависть белорусцев к польско-литовским феодалам-угнетателям и борьба белорусцев за свое освобождение. «Летопись Авраамки», написанная в западнорусских землях в конце XV века, проводит идею единства русских земель, подчеркивает стремление населения не только как русских, так и белорусцев, находящихся под властью Великого княжества Литовского, к объединению с Русским государством. Дальнейшее историческое развитие шло в направлении все большего укрепления связей между русским и белорусским народами, освобождения русским народом белорусов от польско-шляхетского ига и их совместной жизни в Русском государстве. 

В то же время Русское государство формировалось как многонациональное государство, в котором русский народ играл прогрессивную роль в развитии других народов России на основе принципа справедливости. Справедливость как принципиальный исходный стержень жизни был в России понят и освоен народной жизнью давно. «Был найден детски простой секрет сожительства полутораста народов и племен под единой государственной крышей, был найден – секрет социальной справедливости» [3, c. 123].

Все русские задачи и замыслы актуальны и ныне. Они превратились в задачу и условие жизни не только России, не только народов постсоветского пространства, но и всего человечества – и «не можете служить и Богу и мамоне», и мир во всем мире, и дружба народов, и ликвидация социальной несправедливости, и установление народовластия. В этом и следует видеть историческую миссию русского народа как условие спасения своей страны и всего мира.

Таким образом, в преамбулу Конституции Российской Федерации правомерно включить положение о том, что «многовековой единый процесс развития Русской земли привел к складыванию самобытной Русской цивилизации со своими пространственными, временными и социально-нравственными признаками и закрепил на ментальном уровне государствообразующую роль русского народа в формировании многонационального Российского государства».

Лев Криштапович, доктор философских наук

Литература

1.Бенедиктов, Николай. Русские святыни / Николай Бенедиктов. – М., 2003.
2.Кожинов, В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд / В.В. Кожинов. – М., 1997. 
3.Солоневич, И.Л. Народная монархия / И.Л. Солоневич. – М., 1991. 


Комментарии


2020-02-17 22:47:10 Valeriy Bondarik № 1810040
... З Д Р А В С Т В У Й Т Е ...

->>> "Русский народ как государствообразующий
народ многонациональной России" ! <<<-
[ ЭТО - Должно Быть в Новой Конституции России ! ]
```````````````````````````````````````````````````````````````````````
- СТАТЬЯ : Открытое письмо о внесении русского
народа в текст Конституции России.

- С А Й Т : prezident.online/2020/02/14/открытое-письмо-
о-внесении-руского-н/ [Там Много Разных Тем...]
```````````````````````````````
Но...если ,,вдруг,, КТО-ЛИБО...с Этим не согласны,
ТО...уж Пожалуйста, будьте добры...снизойдите
Аргументировать Почему...?...!
...Не ВЕРЕЩИТЕ "своими", Т.Н. "нязгодами" и Т.П. ...
- - - - -
Ничего ни к кому личного. Благодарю.
= = = = =
С уважением - Валерий Бондарик.
г. Эдмонтон. Канада. 17-2-20.

P.S. Хватит (!) - Русский Народ угнетать !
---> И...за счёт его и Руси - НА Руси паразит`iровать!
Россия без Коренного Народа Руси - Русских, ДЛЯ
иных МАСС...лишь Источник для ИХ харчения...
*** Но государствоОБРАЗующие Русь Э Т О -
Русское в России НАСЕЛЕНИЕ ! И это ВНЕ сомнения!

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.04.20

Союзное государство – это ключевой вопрос современной политики России и Белоруссии. Если у нас получится построить в соответствии с Договором полноценное Союзное государство, то можно смело сказать, что наши народы вышли на созидательную траекторию движения. Это прекрасно понимают все, так сказать, заинтересованные лица, начиная от сторонников и кончая противниками Союзного государства. 

25.03.20

Великая Отечественная война в сердце и в душе каждого белоруса. И это не просто слова или красивая метафора – война кровавым катком прокатилась по нашей земле от Бреста и Гродно до Витебска, Могилёва и Гомеля в 1941 году, и обратно – в 1943-1944 годах. Разрушенные города, сожжённые деревни, массовые расстрелы мирных жителей, реализация чудовищного человеконенавистнического плана фашистов «Ост», согласно которому 25 % белорусского населения предполагалась онемечить, а 75% подлежали уничтожению. 

25.03.20

25 марта - одна из самых неблаговидных страниц в белорусской истории. В этот день в 1918 году в захваченном германскими войсками Минске некоей группой лиц было заявлено о создании т.н. «Белорусской народной республики» (БНР). Случай, собственно, заурядный для той драматической эпохи. Страна была охвачена Гражданской войной, на многих территориях хозяйничали иностранные интервенты и банды всевозможных «зеленых». 

25.03.20
Ранее мы отмечали, что Гитлера Польша мало интересовала в качестве первоочередной цели для нападения, ему необходимо было нейтральное государство в тылу.
20.03.20

18 февраля 2020 года «нобелевский лауреат в области литературы» Светлана Алексиевич отметилась очередным скандальным интервью российскому Интернет-порталу «Медуза» под названием «нас учат только тому, как умереть за Родину». Интервью и его фрагменты были многократно перепечатаны, в том числе и у нас в Белоруссии. Но чаще всего под другим названием-цитатой из этого злополучного интервью – «Я всю жизнь прожила в стране полицаев».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru