Минное поле образования

« Назад

Минное поле образования 28.03.2020 15:50

Исход всех проблем, которые обострились в стране - экономические, политические, медицинские и другие,- решаются за школьной партой. Классики советской педагогики Макаренко, а затем Сухомлинский били во все колокола, но не были услышаны. Одного и другого досрочно загнали в могилу. 

Антон Семенович Макаренко, идеи которого взяли на вооружение Германия, Япония, Китай и другие страны требовал, чтобы любые реформы прорабатывались с педагогической позиции. Именно поэтому, что этого не делается, наши реформы часто пробуксовывают, тормозятся, особенно те, которые сопряжены с изменением общественных отношений. 

Так еще в феврале 1926 года Макаренко анализирует первые шаги в коллективизации сельского хозяйства и пишет Горькому: «Нужно признать общую неудачу коллективных хозяйств…Коллективные хозяйства так легко решаемые экономически, совершенно не исследованы педагогически. Коллективизация прежде всего требует педагогического внимания и при этом очень осторожного, пристального и настойчивого, требует большего отбора форм и средств.»
Что же происходит в системе образования, в которой из-за низкого профессионализма руководителей отрасли  проблемы обострились до крайнего предела. Реформы накатываются одна за другой, как волны морские, губящие ещё кое-где живые уцелевшие оазисы творческой  жизни в школе. И не удивительно, коль в министерские кресла усаживают пусть и хороших людей, но ни дня не проработавших в школах. В советское время в кошмарном сне можно  было только зреть картину, что методистами работают, создают пособие для учителей, защищают диссертации лица, которые не работали в школе. Я учился в Могилёвском пединституте в 1958-1963 годах на физико-математическом факультете. В то время более половины преподавателей пришли из школы, среди них все методисты совмещали работу в вузе и в школе. Положение  с подготовкой кадров в системе образования хуже, чем в анекдоте поры нашей вузовской учёбы: кто умет тот делает сам, кто не умет – учить других как надо учить. Да и психолого-педагогический цикл для нынешних аспирантов даже педагогических специальностей слабее, чем был для подготовки учителей в советское время, как и педагогическая практика.
   
К настоящему времени уже в периферийных вузах общеобразовательные дисциплины естественного цикла преподают преимущественно методисты. Это тоже самое, если бы физику и математику в старших классах преподавали учителя начальных классов лишь только потому, что у них есть диплом о высшем образовании. В создавшихся условиях представители  педагогической науки своими трудами обслуживают себя, а школьными проблемами там и не пахнет. Вот типичный образец – изданное недавно пособие «Семейная педагогика»  (я не указываю автора и год издание, это типичный образец). В качестве основной литературы постоянно указываются малоизвестные российские педагоги Кликова, Зритнева, Подластный, и местные Чечет (рецензент), Сермяжко. И только один раз ссылаются на Сухомлинского. Рецензенты отзывы составляют по принципу ты мне, я тебе. 

Просмотрел  фонды областной библиотеки  по педагогической тематике. Даже в ней нет уже полного собрания А. Макаренко, которого ЮНЕСКО признало одним из четырёх выдающихся педагогов мира, и других известных русских и советских корифеев. Зато преклонение перед зарубежными авторами. Например, в рубрике «Воспитание и обучение детей» рекомендуются девять различных книг французского художника Оскара Брефинье.

Грустно и больно, что и луча солнца в конце тоннеля не видно.

Человечество живёт на пороховой бочке, и не одной. Четвёртая мировая война (Третья мировая война закончилась с исчезновением Советского Союза) может начаться в любой момент. Эскалация военной напряжённости, миграция населения, усиление религиозной составляющей в нарастании общественной безопасности являются тлеющим бикфордовым шнуром для пороховых бочек.  Для большей убедительности приведём конкретные примеры.

У иранских диспетчеров не было времени для определения типа самолёта –пассажирский он или военный – и для перестраховки сбили пассажирский.   Слава Богу, что всё закончилось благополучно для мирового сообщества.

Или инцидент в Казахстане на юге границы с Киргизстаном. Чтобы его понять, попробуем поговорить языком математики, который по мнению Маркса самый убедительный: «Наука достигает зрелости, когда начинает говорить языком математики». 

Никто не может объяснить, почему  в психологии в описании многих социальных  процессов фигурируют числа 95 и 5.
    
Когда в государстве, в отдельном городе, учреждении и т.д.  инородцев не более 5 процентов, социуму ничего не угрожает. Первые проблемы возникают, когда их число приближается к 10 процентам.  При 15 процентах надо уже кричать – караул! Как показывают антропологические исследования при наличии в составе населения более 15% носителей другого культурного кода, преимущественно молодого – до 40 лет – возраста, неизбежными становится культурная трансформация коренного населения. Одновременно резко, иногда на порядки, увеличивается доля межэтнических браков в общей численности вступающего в брак населения. Даже  проведение активной государственной политики, нацеленной на сокращение миграции, что пытаются осуществлять европейские страны, не приводить к ощутимым результатам. 

Поэтому Западу и США надо думать  не о наказании России и Беларуси, вводя различные санкции и поощряя финансово пятую колонну в этих странах, а решать проблему сохранения государств.

В России до последнего времени конфликты на национальной и религиозной почве всегда сводились к обвинению русских, если они вставали на защиту своей жизни. Эти конфликты пошли на убыль, как только им стали давать соответствующую юридическую оценку, хотя рецидивы ещё имеют место. 

В Белоруссии нет место ни национальной напряжённости, ни религиозной, так что почвы для таких конфликтов нет, так зачем же их создавать искусственно, заигрывая с оппозицией (таких примеров в моих статьях, которые я разместил в Интернете, в обращениях в различные инстанции с большими проблемами для себя, предостаточно).

Да и методы гашения таких конфликтов, если они возникли, должны быть адекватные, а не по принципу: сила есть - ума не надо. В массовых беспорядках не более одного процента (они прошли обучение за рубежом и постоянно выезжают туда на переподготовку, жируют на западные подачи, за которые у них происходят драчки)  готовы идти на жертвы, чтобы завести толпу, которая по своему поведению аналогично поведению стада баранов.  Ответ должен быть соответствующим – изоляция «вожаков» баранов.

По своим психическим объективным параметрам  самая легко заводимая категория – студенты младших курсов и старшеклассники. Они являлись исходным материалом всех цветных революций.  Не все благополучно с кадровым составом преподавателей гуманитарного цикла в вузах. Не пора ли руководству России и Беларуси от заклинаний и благих пожеланий прейти к конкретным делам по духовному оздоровлению системы образования, чтобы педагог не стоял на коленях, а руководитель не стоял с протянутой рукой в поисках финансов. 
Некоторые исторические факты об положении учителя.

Когда германский железный канцлер Отто Бисмарк поздравил своего императора Вильгельма I с блестящей победой над французами в 1871 году, услышал в ответ: «Поздравьте школьного учителя, что сумел подготовить патриотичного солдата.».

В Финскую кампанию высокий патриотизм проявили финские воины, который привили им школьные учителя. За этим стоит интересный факт.  С 1932 года Маннергейм приказал деньги военных передать в школы. Да и в настоящее время профессия педагога одна из высокооплачиваемых в Финляндии.

Сегодня, как никогда, за школьной партой решается исход мирового противоборства. И чтобы оно было в нашу пользу, не много требуется – продолжить выполнение программы, указанной ещё Лениным и осуществляемой неукоснительно при Сталине. Главную мысль Ленина в после сталинское время цитировали в кастрированном виде. Вот её полный текст (опускаемые раньше слова выделены): «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это - истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное - над поднятием его материального положения.» (Странички из дневника).

Приведём таблицу, которая показывает, что в сталинские времена зарплата в системе образования, науке и культуры была  не ниже по народному хозяйству.

1.    Данные в целом по народному хозяйству (в рублях).

2. Просвещение (школы, учебные заведения, научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения)

3. Аппарат органов государственного и хозяйственного управления и общественных организаций (без Минобороны, партийных и комсомольских организаций). 

Годы    1940    1945    1950    1952    1954
     1    339    442    646    674    699
     2    337    488    697    722    739
     3    387    504    683    710    768

Зарплата преподавателя кандидата наук была без дополнительных статьей выше чем у первого секретаря обкома партии, зарплата Президента Академии наук СССР была в два раза больше зарплаты Председателя правительства.

В Беларуси зарплату в системе образования можно поднять уже сейчас не менее чем в два раза, если силовые органы поработают так, как они поработали в медицине и по сахарному делу.

Иван Мартынов,
Доцент, кандидат физико-математических наук.
Домашний адрес: 212017 Могилёв, Днепровский б-р, 10, кв, 2.
Т.д. 78-14-51, Velcom 729-24-61.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.02.24

Зверства творились по всей Украине – как в отношении представителей власти, так и в отношении противников неонацистов. Так захватывали власть на Украине – силой, пьянея от собственной наглости и безнаказанности, жестоко расправляясь со всеми неугодными. К сожалению, Виктор Янукович не смог дать отпор неонацистам и защитить страну и украинский народ, на долгие годы попавший под власть неонацистской хунты в Киеве.

17.02.24

Решение о вводе войск было принято после тщательного взвешивания всех «за» и «против» - да, было бы предпочтительнее не ввязываться в вооруженный конфликт, но шансы ДРА самостоятельно выстоять во враждебном окружении были призрачными. В России и Республике Беларусь хранят память об афганской войне, подвиге и нелегкой службе наших солдат и офицеров, называют их именами школы, спортивные турниры. Они защищали в далеком жарком Афганистане нашу страну и свои семьи, наш народ. Многие не вернулись…

16.02.24

Необходимо подчеркнуть, что искоренение крайней бедности – это важное, но промежуточное достижение. К середине нынешнего столетия Китай должен стать могучей социалистической державой, где будет обеспечено всеобщее благосостояние. В этом, как подчёркивают в Пекине, и заключается историческая миссия КПК – великое возрождение китайской нации.

08.02.24

"Творческие релоканты", привыкшие к вниманию и, что важнее, к высокому уровню доходов, в свойственной такой публике эпатажной манере дают множество интервью, доказывая, что они «против войны», «против Путина», «против агрессии России». В утрированном виде этот нестройный хор «мальчишей-плохишей» и «девчушек-плохушек» пытается убедить противников России, что они «свои, буржуинские», чтобы не потерять собственность, счета и т.д. и, что самое любопытное, всерьёз полагают, что люди в России поверят в их «пламенеющие от негодования к насилию чистые сердца».

08.02.24

В течение практически всего времени суверенного существования Республики Беларусь вплоть до августа 2020 года белорусские власти довольно снисходительно относились к деятельности проводников польщизны. В результате в сферах культуры, туризма и в значительной мере образования идеи польщизны заняли (пусть и не всегда явно) доминирующее положение. И эту проблему не решить наскоком. Нужна системная и глубинная работа, нацеленная на восстановление общерусской основы национального самосознания восточнославянского населения Белоруссии. В этом отношении представляется необходимым формирование просветительских, образовательных и других гуманитарных программ, направленных на распространение и упрочение в белорусском обществе осознания принадлежности Белой Руси к цивилизации Русского мира. При этом особое внимание необходимо уделять общерусской составляющей культуры и истории белорусского народа. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru