Минное поле образования

« Назад

Минное поле образования 28.03.2020 15:50

Исход всех проблем, которые обострились в стране - экономические, политические, медицинские и другие,- решаются за школьной партой. Классики советской педагогики Макаренко, а затем Сухомлинский били во все колокола, но не были услышаны. Одного и другого досрочно загнали в могилу. 

Антон Семенович Макаренко, идеи которого взяли на вооружение Германия, Япония, Китай и другие страны требовал, чтобы любые реформы прорабатывались с педагогической позиции. Именно поэтому, что этого не делается, наши реформы часто пробуксовывают, тормозятся, особенно те, которые сопряжены с изменением общественных отношений. 

Так еще в феврале 1926 года Макаренко анализирует первые шаги в коллективизации сельского хозяйства и пишет Горькому: «Нужно признать общую неудачу коллективных хозяйств…Коллективные хозяйства так легко решаемые экономически, совершенно не исследованы педагогически. Коллективизация прежде всего требует педагогического внимания и при этом очень осторожного, пристального и настойчивого, требует большего отбора форм и средств.»
Что же происходит в системе образования, в которой из-за низкого профессионализма руководителей отрасли  проблемы обострились до крайнего предела. Реформы накатываются одна за другой, как волны морские, губящие ещё кое-где живые уцелевшие оазисы творческой  жизни в школе. И не удивительно, коль в министерские кресла усаживают пусть и хороших людей, но ни дня не проработавших в школах. В советское время в кошмарном сне можно  было только зреть картину, что методистами работают, создают пособие для учителей, защищают диссертации лица, которые не работали в школе. Я учился в Могилёвском пединституте в 1958-1963 годах на физико-математическом факультете. В то время более половины преподавателей пришли из школы, среди них все методисты совмещали работу в вузе и в школе. Положение  с подготовкой кадров в системе образования хуже, чем в анекдоте поры нашей вузовской учёбы: кто умет тот делает сам, кто не умет – учить других как надо учить. Да и психолого-педагогический цикл для нынешних аспирантов даже педагогических специальностей слабее, чем был для подготовки учителей в советское время, как и педагогическая практика.
   
К настоящему времени уже в периферийных вузах общеобразовательные дисциплины естественного цикла преподают преимущественно методисты. Это тоже самое, если бы физику и математику в старших классах преподавали учителя начальных классов лишь только потому, что у них есть диплом о высшем образовании. В создавшихся условиях представители  педагогической науки своими трудами обслуживают себя, а школьными проблемами там и не пахнет. Вот типичный образец – изданное недавно пособие «Семейная педагогика»  (я не указываю автора и год издание, это типичный образец). В качестве основной литературы постоянно указываются малоизвестные российские педагоги Кликова, Зритнева, Подластный, и местные Чечет (рецензент), Сермяжко. И только один раз ссылаются на Сухомлинского. Рецензенты отзывы составляют по принципу ты мне, я тебе. 

Просмотрел  фонды областной библиотеки  по педагогической тематике. Даже в ней нет уже полного собрания А. Макаренко, которого ЮНЕСКО признало одним из четырёх выдающихся педагогов мира, и других известных русских и советских корифеев. Зато преклонение перед зарубежными авторами. Например, в рубрике «Воспитание и обучение детей» рекомендуются девять различных книг французского художника Оскара Брефинье.

Грустно и больно, что и луча солнца в конце тоннеля не видно.

Человечество живёт на пороховой бочке, и не одной. Четвёртая мировая война (Третья мировая война закончилась с исчезновением Советского Союза) может начаться в любой момент. Эскалация военной напряжённости, миграция населения, усиление религиозной составляющей в нарастании общественной безопасности являются тлеющим бикфордовым шнуром для пороховых бочек.  Для большей убедительности приведём конкретные примеры.

У иранских диспетчеров не было времени для определения типа самолёта –пассажирский он или военный – и для перестраховки сбили пассажирский.   Слава Богу, что всё закончилось благополучно для мирового сообщества.

Или инцидент в Казахстане на юге границы с Киргизстаном. Чтобы его понять, попробуем поговорить языком математики, который по мнению Маркса самый убедительный: «Наука достигает зрелости, когда начинает говорить языком математики». 

Никто не может объяснить, почему  в психологии в описании многих социальных  процессов фигурируют числа 95 и 5.
    
Когда в государстве, в отдельном городе, учреждении и т.д.  инородцев не более 5 процентов, социуму ничего не угрожает. Первые проблемы возникают, когда их число приближается к 10 процентам.  При 15 процентах надо уже кричать – караул! Как показывают антропологические исследования при наличии в составе населения более 15% носителей другого культурного кода, преимущественно молодого – до 40 лет – возраста, неизбежными становится культурная трансформация коренного населения. Одновременно резко, иногда на порядки, увеличивается доля межэтнических браков в общей численности вступающего в брак населения. Даже  проведение активной государственной политики, нацеленной на сокращение миграции, что пытаются осуществлять европейские страны, не приводить к ощутимым результатам. 

Поэтому Западу и США надо думать  не о наказании России и Беларуси, вводя различные санкции и поощряя финансово пятую колонну в этих странах, а решать проблему сохранения государств.

В России до последнего времени конфликты на национальной и религиозной почве всегда сводились к обвинению русских, если они вставали на защиту своей жизни. Эти конфликты пошли на убыль, как только им стали давать соответствующую юридическую оценку, хотя рецидивы ещё имеют место. 

В Белоруссии нет место ни национальной напряжённости, ни религиозной, так что почвы для таких конфликтов нет, так зачем же их создавать искусственно, заигрывая с оппозицией (таких примеров в моих статьях, которые я разместил в Интернете, в обращениях в различные инстанции с большими проблемами для себя, предостаточно).

Да и методы гашения таких конфликтов, если они возникли, должны быть адекватные, а не по принципу: сила есть - ума не надо. В массовых беспорядках не более одного процента (они прошли обучение за рубежом и постоянно выезжают туда на переподготовку, жируют на западные подачи, за которые у них происходят драчки)  готовы идти на жертвы, чтобы завести толпу, которая по своему поведению аналогично поведению стада баранов.  Ответ должен быть соответствующим – изоляция «вожаков» баранов.

По своим психическим объективным параметрам  самая легко заводимая категория – студенты младших курсов и старшеклассники. Они являлись исходным материалом всех цветных революций.  Не все благополучно с кадровым составом преподавателей гуманитарного цикла в вузах. Не пора ли руководству России и Беларуси от заклинаний и благих пожеланий прейти к конкретным делам по духовному оздоровлению системы образования, чтобы педагог не стоял на коленях, а руководитель не стоял с протянутой рукой в поисках финансов. 
Некоторые исторические факты об положении учителя.

Когда германский железный канцлер Отто Бисмарк поздравил своего императора Вильгельма I с блестящей победой над французами в 1871 году, услышал в ответ: «Поздравьте школьного учителя, что сумел подготовить патриотичного солдата.».

В Финскую кампанию высокий патриотизм проявили финские воины, который привили им школьные учителя. За этим стоит интересный факт.  С 1932 года Маннергейм приказал деньги военных передать в школы. Да и в настоящее время профессия педагога одна из высокооплачиваемых в Финляндии.

Сегодня, как никогда, за школьной партой решается исход мирового противоборства. И чтобы оно было в нашу пользу, не много требуется – продолжить выполнение программы, указанной ещё Лениным и осуществляемой неукоснительно при Сталине. Главную мысль Ленина в после сталинское время цитировали в кастрированном виде. Вот её полный текст (опускаемые раньше слова выделены): «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это - истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное - над поднятием его материального положения.» (Странички из дневника).

Приведём таблицу, которая показывает, что в сталинские времена зарплата в системе образования, науке и культуры была  не ниже по народному хозяйству.

1.    Данные в целом по народному хозяйству (в рублях).

2. Просвещение (школы, учебные заведения, научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения)

3. Аппарат органов государственного и хозяйственного управления и общественных организаций (без Минобороны, партийных и комсомольских организаций). 

Годы    1940    1945    1950    1952    1954
     1    339    442    646    674    699
     2    337    488    697    722    739
     3    387    504    683    710    768

Зарплата преподавателя кандидата наук была без дополнительных статьей выше чем у первого секретаря обкома партии, зарплата Президента Академии наук СССР была в два раза больше зарплаты Председателя правительства.

В Беларуси зарплату в системе образования можно поднять уже сейчас не менее чем в два раза, если силовые органы поработают так, как они поработали в медицине и по сахарному делу.

Иван Мартынов,
Доцент, кандидат физико-математических наук.
Домашний адрес: 212017 Могилёв, Днепровский б-р, 10, кв, 2.
Т.д. 78-14-51, Velcom 729-24-61.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru