САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

100-летие революции: взгляд через век

« Назад

100-летие революции: взгляд через век 04.11.2017 10:53

News.ru продолжает публикации интервью учёных-историков, размышляющих о причинах и уроках событий, изменивших мир. Незаметно пролетели 100 лет, и мир оказался на пороге знаменательного юбилея Великой российской революции, открывшей новую страницу в истории человечества.

Доктор исторических наук Григорий Герасимов считает, что многие революции делались по шаблону, созданному в 1917 году, и что подобных событий в России уже не будет.

Григорий Герасимов

— Почему именно в России, на ваш взгляд, 100 лет назад произошла революция? Что стало её движущей силой?
— На мой взгляд, события 1917 года, которые раньше в нашей историографии называли Февральской и Октябрьской революциями, а сегодня началом Великой российской революции (1917–1921 годы), являются завершением процесса смены мировоззрения, который начался при Петре I.

В качестве движущей силы истории я рассматриваю человека, движимого сознанием, а не внешние силы в виде климата, производительных сил и т.д. Человек не марионетка внешних сил и в истории действует, исходя из тех идей, которые он считает правильными. Эти идеи, объединённые в большие системы, формируют господствующее мировоззрение. В допетровской России господствующим мировоззрением было православие, которое определяло всю жизнедеятельность русского человека, начиная от целей в жизни, до распорядка дня. Власть царя держалась исключительно на православной вере в него, как помазанника Божия.

b8672e12-5195-4b5f-a319-09ceca1353d6

К XVIII веку Россия оказалась перед выбором, продолжать ли жить в соответствии с православием и стать колонией Европы или, переняв западные идеи, технологии и практики, отстоять свою независимость. Первоначально заимствовались только предметы, которые сами мы не производили, и технологии. Однако быстро выяснилось, что невозможно ими пользоваться и воспроизводить в российских условиях, не зная тех идей, на основе которых они созданы и работают. Вместе с импортом технических и научных идей русские люди усваивали и политические идеи, которые были враждебны православию.

Если в начале XIX века рационализм господствует только в умах элиты, то в середине века он охватывает слои разночинной интеллигенции, а в ХХ веке проникает и в сознание рабочих, и части крестьянства. Вместе с научными идеями как составная часть рационалистического мировоззрения были усвоены идеи свободы, демократии, социализма. Именно они легли в основание двух главных оппозиционных сил — либералов и социалистов. Либеральные идеи разделялись и частью господствующего класса, поэтому все реформы в это время были либеральными. Однако внедрение либеральных идей неизбежно подрывало православие и базирующееся на нём самодержавие, поэтому за реформами всегда следовали контрреформы, которые ликвидировали наиболее опасные новшества, угрожавшие царской власти. Социалистические идеи формировали радикальную часть оппозиции, опиравшуюся на разночинную интеллигенцию, рабочих и часть крестьян.

4dba3967-bf01-456e-819b-e5900eb9207c

Одновременно шёл процесс разочарования народа в православии, которое, находясь в «синодальном пленении», было полностью подчинено государству и не могло полноценно идейно развиваться. Кроме этого, в процессе расширения страны в её состав вошло много неправославных народов, которые видели в царе не помазанника Божия, а завоевателя и угнетателя. В начале ХХ века около половины подданных империи относились к иноверцам, старообрядцам, сектантам или атеистам, либо не видевшим сакральной сущности царской власти, либо считавшим её, как старообрядцы, властью Антихриста.

Социальная база православия непрерывно сокращалась, а либерализма и социализма непрерывно росла. После либеральных реформ Александра II этот процесс значительно ускорился. В начале ХХ века оппозиция окрепла настолько, что заявила свои претензии на власть в годы Первой русской революции. Царь пошёл на уступки либералам, создав законодательную Государственную думу. В годы Первой мировой войны в результате поражений, которые потерпела русская армия, снижения уровня жизни, распутинщины и других негативных явлений в царском окружении авторитет самодержавия резко упал. Формальным поводом для революции послужили очереди за хлебом в Петрограде, потом в подобных очередях советский народ простоял 70 лет, однако у него и в мыслях не было свергать из-за дефицита товаров советскую власть. Реальной причиной революции, на мой взгляд, явилось падение авторитета православия и державшейся на нём царской власти, поэтому, когда царь отрёкся от престола, в его защиту никто не выступил.

86a747e1-9679-4a97-8ba1-43f690dfbd31

За недолгое время своего правления либералы не смогли решить ни одной задачи, стоявшей перед страной, которая стала стремительно разваливаться, поэтому очень скоро в их идеях разочаровались и рабочие, и солдаты, проложившие им путь к власти в феврале 1917 года. Одновременно в сознании народных масс, особенно в столицах, стали преобладать идеи большевиков, которые не только в доступной форме предлагали простые решения сложных проблем, но и готовы были, не считаясь с потерями, добиваться их решения. Это предопределило победу большевиков в октябре 1917 года.

5a92dbd1-0205-44e5-b42c-9a5ab7e4c973

— Каковы последствия этой революции для России и всего мира?
— Последствия этой революции были огромны. Идеями социализма была охвачена треть человечества, сформировавшая сферу влияния СССР. Многие революции делались по шаблону, созданному в 1917 году. Социалистическая идея сформировала реальную альтернативу западному либеральному пути развития, и после победы во Второй мировой войне распространение коммунизма на остальные страны многим представлялось неизбежным. Однако запрет на идейное развитие коммунистической идеи привёл к застою сначала в идейном развитии, а затем и в социально-экономической и политической реальности. Страна перестала развиваться, и когда началась перестройка, затеянная Михаилом Горбачёвым, советский народ, соблазнившись идеями, образом жизни и богатством Запада, решил пойти по его пути.

693557b8-6022-42a5-93bc-8f77b7347b80

— Возможно ли повторение такого масштабного события в России или какой-то другой стране?
— События подобного масштаба возможны, когда на смену одному мировоззрению приходит другое, более сильное. Сегодня, в условиях почти безграничного мирового господства либерализма, я не вижу идей, которые бы составили ему реальную конкуренцию. В России таких идей тоже не наблюдаю, поэтому революции подобного масштаба, размаха и последствий не прогнозирую. Да и не нужна она нам. Мы свой лимит на революции исчерпали в начале ХХ века.

Ольга Савельева, news.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru