Николай Губенко: «оголтелый поклонник справедливости»

« Назад

Николай Губенко: «оголтелый поклонник справедливости» 17.08.2021 19:11

17 августа с.г. исполняется 80 лет со дня рождения Николая Николаевича Губенко, народного артиста РСФСР, художественного руководителя театра «Содружество актеров Таганки», последнего министра культуры Советского Союза, режиссера и сценариста, замечательного актера кино, депутата Государственный думы России и яркого общественного деятеля. 

Русский патриот, «уникальный по верности, чести, совести и любви к России человек», говоривший «мы исповедуем консервативные ценности», ушел из жизни 16 августа прошлого года, не дожив один день до своего 79-го дня рождения. 

Он врезался в зрительскую память сначала своими ролями в кино, но более всего пронзил сердца советских кинозрителей щемящим фильмом «Подранки» – поколенческой болью послевоенной безотцовщины.

001 Н. Губенко

Н. Н. Губенко родился в начале Великой Отечественной войны, 17 августа 1941-го, во время бомбежки. Отец его был военным летчиком, бортмехаником бомбардировщика ТБ-3; погиб в бою под Ворошиловградом (Луганском) в 1942 г. До Великой Отечественной войны мать работала главным конструктором Одесского крекинг-завода и была повешена в 1942 г. за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами, есть также сведения, что она укрывала евреев от оккупантов.

Губенко говорил: «Я – не историк, не философ, а человек, рожденный в 1941 году, в катакомбах Одессы. Война лишила меня родителей, и государство под названием СССР взяло на себя обязательства по отношению к 19 миллионам осиротевших детей, включая меня. Ничего иного, кроме благодарности стране, разумеется, с осознанием ошибок, которые неизбежны для каждого строя, я не испытываю. Я – не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, как думают некоторые мои коллеги, но оголтелый поклонник справедливости».

У Николая было три сестры и брат. Из пяти детей семейства Губенко только Коле удалось сохранить фамилию – братьев и сестер забрали соседи. Сам же Николай остался с дедушкой и бабушкой по материнской линии.

В 1947 г. его дед, нацепив Георгиевский крест, пошел с Николаем в военкомат. Попав в кабинет военкома, дед уведомил, что его внук – сын погибшего в бою советского офицера, и попросил взять в военную специальную школу. В доказательство способностей шестилетний внук был поставлен на стул и отчеканил отрывок из стихотворения «Бородино» Лермонтова. Колю определили в 5-й Одесский детдом, где он впервые попробовал, по его словам, потрясающий вкусный борщ со сметаной, а позже перевели в Суворовское училище с углубленным изучением английского языка.

Николай с детства был артистичен – в шестом классе посреди урока в шутку пропел: «Смейся, паяц!», за что получил прозвище Артист. Вскоре записался в школьный театральный кружок. В первой же поставленной пьесе «Находка-дочка» ему выпало играть женскую роль. 

В начале 1950-х преподаватель составил на мальчика характеристику: «Николай Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто самовольно уходит из школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно. К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешать товарищей. Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером».

В Суворовском училище готовили офицеров-переводчиков, но у Николая судьба сложилась иначе. По окончании училища он поступил в театральную студию при Доме актера. Самой запоминающейся ролью, сыгранной на этой сцене, был Бельведонский в пьесе «Баня» по Маяковскому. Губенко недолго пробыл в студии. В 1958 г. был зачислен в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя (основная труппа составляла 32 человека, а во вспомогательном составе был один Губенко). На сцене Одесского ТЮЗа он исполнял эпизодические роли и в массовке. В одном из спектаклей сыграл сразу девять (!) ролей.

В 1964 г. Губенко окончил актерский факультет ВГИКа, занимаясь также в Государственном цирковом училище.

01 Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин в фильме М. Хуциева Застава Ильича
Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин в фильме М. Хуциева «Застава Ильича»

Дебютом молодого Н. Губенко в кино стала убедительная роль Николая Фокина в ленте Марлена Хуциева «Застава Ильича». В фильме, рассказавшем о молодежи 1960-х, использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвовали известные поэты-«шестидесятники» Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, а также фронтовики Борис Слуцкий, Григорий Поженян и Булат Окуджава. В эпизодических ролях фильма зрители увидели будущих звезд отечественной режиссуры: Андрея Тарковского, Александра Митта, Андрея Кончаловского. 

В связи с резкой критикой этого фильма главой ЦК КПСС Хрущевым фильм был подвержен изрядной цензуре – сокращению эпизодов, изменению ключевых сцен, правке сценария и диалогов. Хуциев вспоминал: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены». Изменению было подвержено даже название – фильмы вышел на экраны в 1965 г. (хотя начинали снимать в 1962 г.) с названием «Мне двадцать лет». В год премьеры его увидели 8,8 млн советских зрителей.

03 Н. Губенко в роли физрука в фильме «Подранки»
Н. Губенко в роли физрука в фильме «Подранки»

Губенко успешно продолжил свою актерскую деятельность в кинематографе: в 1964 г. снялся в фильмах «Пока фронт в обороне» и «Пядь земли», в 1965 г. сыграл одну из главных ролей в «Когда улетают аисты», в 1966 г. – главную в фантастической комедии «Последний жулик», в 1967 г. блестяще отыграл военного министра Блюхера в ленте «Пароль не нужен», в 1969 г. сыграл в фильме А. Кончаловского по мотивам романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

После 1970 г. Губенко стал пробовать себя как режиссер – в короткометражной драме «Настасья и Фомка» и ленте «Братья Макаровы». 

В 1971 г. Губенко снял фильм «Пришел солдат с фронта» с Михаилом Глузским в главной роли. Кинолента о трудных послевоенных судьбах наших соотечественников имела большой успех не только у простого зрителя – за этот фильм в 1972 г. Н. Губенко удостоился Премии Ленинского Комсомола, и в 1973-м – Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых.

Однако самым ярким, главным в судьбе стал фильм Н. Губенко «Подранки» (1976). В этой киноленте Губенко выступил не только актером и режиссером, но и сценаристом. Фильм во многом автобиографичен, вторит судьбе самого создателя картины: герой сюжета, писатель Алексей Бартенев, нелегкой судьбы – его родители погибли в войну, когда ему не было еще и года. Алексей возвращается в город, где проходило его детство и хочет найти своих родных братьев, которых он не помнит… В качестве эпиграфа к сценарию Губенко взял слова Александра Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». А в качестве эпилога сам Губенко читает за кадром грустные стихи Геннадия Шпаликова: 

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищешь,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю
Там, где – боже мой,
Будет мама молодая
И отец живой.

О фильме «Подранки», о теме личностного разлома Губенко однажды сказал в интервью: «Да, наполовину этот фильм – автобиография. Мы отсмотрели тринадцать тысяч мальчишек из детдомов и из интернатов. На их лицах видно, что это дети брошенные, несчастные, часто – озлобленные на всю жизнь (…) Три сестры и брат, о существовании которых я узнал шестнадцати лет от роду, так и не стали для меня близкими. Мы потеряли друг друга в годы войны, мне тогда было всего одиннадцать месяцев, поэтому я, конечно, ничего не помнил и долго даже не догадывался о родне. Их усыновили чужие люди, дали им свои фамилии, а я всю войну провел с дедом, маминым отцом. Позже, когда все выяснилось, мы встретились. Потом виделись еще несколько раз, но очень непродолжительно. Сестры, кажется, периодически общаются, они все-таки были постарше во время войны, а мы с братом так и остались отрезанными ломтями. Одна сестра живет в Одессе, другая – на Колыме, третья – в Донецке…»

Позже Губенко снял проблемные фильмы «Из жизни отдыхающих», а также «И жизнь, и слезы, и любовь…», которые вместе с «Подранками» считают своеобразной трилогией.

Скриншот 17-08-2021 012611
Н. Губенко, Ж. Болотова 

 7.12.2012. На Золом витязе. Н. Губенко, Ж. Болотова
На «Золотом Витязе». Н. Губенко, Ж. Болотова

В этих трех фильмах в главных ролях была задействована супруга Н. Губенко, замечательная актриса Жанна Болотова (Народная артистка РСФСР, 1985 г.; лауреат Государственной премии СССР, 1977 г.), с которой он познакомился еще во время учебы во ВГИКе, ставшая ярким и своеобразным кинематографическим талисманом и визитной карточкой режиссера. 

В постсоветские времена Отечества Губенко скажет: «Жанна полностью разделяет мои взгляды, воспринимает близко к сердцу все, что происходит с друзьями и со страной. Для нас сейчас несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции. И главное – твои аргументы никто не хочет слышать. Нельзя так поступать с людьми: я имею в виду ветеранов, пенсионеров, которые обеспечили потенциал страны. Раньше русская культура утверждала, что “человек человеку брат”, а сейчас все больше художников внушают нам, что “человек человеку волк”. Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, – страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос. Многие поверили, что не в правде Бог, а в силе, и пошли на конфликт со своей совестью. Это национальная трагедия. Похоже, власть не отдает себе отчета в том, что вопросы морали, социального благоразумия, совести, этики – производные от культуры. Знаете, о чем я думаю? Опыт последних десятилетий заставляет сделать тяжелый вывод: разрушение русской культуры стало системным. Оно не сводится к частным утратам и повреждениям. Смысл его – развал мировоззренческой основы русского народа. Наша культура – объект войны…»

С 1980 г. Губенко вернулся в Театр драмы и комедии на Таганке. Там он, в звездном актерском таганском ансамбле, отыграл немало крупных ролей: Печорина в «Герое нашего времени», Пугачева в постановке «Пугачев», Летчика в «Добром человеке из Сезуана», Годунова в «Борисе Годунове» и др.

   05 Ю. Любимов и Н. Губенко на репетиции Театра на Таганке
Ю. Любимов и Н. Губенко на  репетиции Театра на Таганке                                     

07 Руководители Театра на Таганке Валерий Золотухин и театра «Содружество актеров Таганки» Николай Губенко
Руководители Театра на Таганке Валерий Золотухин и театра «Содружество актеров Таганки» Николай Губенко 

С января 1987 г., после кончины режиссера Анатолия Эфроса, Губенко стал главным режиссером и художественным руководителем Театра на Таганке, фактически оставив кинематограф ради театра. В 1988 г. он снял свой последний фильм «Запретная зона», после чего ушел из кино.

С 1989 по 1992 г. Николай Николаевич работал главой Министерства Культуры СССР.

В 1992 г. – был избран Президентом Международной ассоциации содействия культуре.

В начале 1990-х в театре на Таганке разгорелся творчески-организационный конфликт, обернувшийся расколом труппы. Как сообщали в апреле 1992 г. СМИ, «скандал в Театре на Таганке перешел в новую фазу: 28 марта Юрий Любимов уволил Николая Губенко. Губенко не согласился и 29 и 30 марта сыграл спектакль “Владимир Высоцкий”. 2 апреля Губенко не пустили на работу, а спектакль отменили…». 

Губенко нелицеприятно прокомментировал инцидент: «Причиной конфликта является, прежде всего, контракт, который Любимов хотел утаить от труппы и с помощью которого собирался приватизировать театр. Но театр муниципальный, и Юрий Петрович – не единоличный хозяин. Первый раз он продал труппу в 1983-м, когда остался в Англии, сейчас он продает ее за валюту. Но наш коллектив – это не ансамбль НКВД, в котором Любимов плясал восемь лет, и методы Берии здесь не годятся».

Это происходило на наших глазах. Из-за неразрешимого конфликта Губенко основал театр «Содружество актеров Таганки», куда вслед за ним ушла часть труппы. Однако, к счастью, в ноябре 2011 г. руководители обеих «Таганок» «выпили мировую». «Я очень рад, что мы с Николаем Николаевичем встретились, нашли общий язык и заключили мировую. Нам делить нечего, мы будем обмениваться площадками и артистами. И, возможно, в будущем возникнет идея совместной постановки», – отметил после встречи Валерий Золотухин.

В новом российском кинематографе Губенко себе места не нашел, оставшись на патриотических позициях: «Наши киногерои променяли российское подданство на американское, приняв их невежественную, отвратительную, порочную, насильственную цивилизацию диктатуры денег за эталон. Эту-то цивилизацию нам и хотят привить вместо диктатуры совести».

00 Министр культуры СССР Николай Губенко     
Министр культуры СССР Николай Губенко              

08 Коммунист и депутат (1)
Коммунист и депутат 

С 1995 г. Николай Николаевич ушел в политику, где начал активную деятельность – в декабре был избран депутатом Госдумы второго созыва как кандидат от Компартии России. Поработал заместителем председателя Комитета по культуре, в 1996 г. возглавил Комитет по культуре и туризму, в 1997 г. вошел в Президиум ЦК КПРФ. С 2004 по 2006 гг. состоял в Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. В 2005 г. Н. Губенко избрали в Московскую городскую думу. 21 октября 2009 г. он занял пост заместителя Председателя Московской городской Думы.

Станислав МИНАКОВ, webkamerton.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru