Николай Миклухо-Маклай: «В честь прапрадеда папуасы называют своих детей»

« Назад

Николай Миклухо-Маклай: «В честь прапрадеда папуасы называют своих детей» 22.11.2017 13:24

Спустя почти полтора столетия после того, как Николай Николаевич Миклухо-Маклай причалил к побережью Новой Гвинеи, по стопам ученого отправился его потомок и полный тезка. О том, как сегодня живут папуасы и какую память о себе оставил выдающийся русский исследователь на далеких берегах, рассказал «Культуре» вернувшийся из экспедиции Маклай-младший.

- Экспедиция была мечтой детства? Или решение о том, чтобы увидеть своими глазами Новую Гвинею, пришло уже в зрелом возрасте?

- С одной стороны, мне с ранних лет нередко говорили: «Почему ты еще не в Папуа - Новой Гвинее»? Родословная обязывает, уже тогда я задумывался об этом. Решение принял, став взрослым человеком. Захотел поехать туда, узнать, что сегодня происходит на островах, как живут люди.

Заранее решил спросить у специалистов, насколько такая экспедиция им интересна, мог ли бы я быть полезен. Оказалось - да. В частности, потому что Берег Маклая - единственное на Земле место, где ученый оказался раньше миссионеров и торговцев, и ему удалось зафиксировать девственный мир до того, как туда добралась цивилизация.

Очень важно и то, что часть острова, которую исследовал Миклухо-Маклай, почти не изменилась с тех давних пор: нет ни электричества, ни промышленности - ничего, что могло бы повлиять на уклад жизни аборигенов. Третий важный аспект - в Гвинее живут прямые потомки папуасов, встреченных русским путешественником в 1871 году. Кроме того, выяснилось, что наши ученые последний раз посещали Папуа - Новую Гвинею больше 40 лет назад, и актуальной информации об этом уголке света у них попросту не было.

- Долго готовились?

- Около двух лет. Организатор - Фонд имени Миклухо-Маклая, который был создан специально для снаряжения экспедиции. Ученых, которые занимаются океанистикой, а особенно Папуа - Новой Гвинеей, у нас в стране пятеро, тех, кто хорошо разбирается в вопросе, двое. Они и поехали со мной. Это Арина Лебедева из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамеры), Игорь Чининов из Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Кроме того, я связался с предпринимателем, сэром Питером Бартером, который ратует за русскую культуру, за сохранение имени Маклая. По происхождению он австралиец, но с 1975 года (тогда Папуа - Новая Гвинея стала независимой) ведет свой бизнес, занимается общественной деятельностью. В провинции Маданг он поддерживает музей русского исследователя, в его отеле есть конгресс-холл имени Миклухо-Маклая. На свои деньги совместно с русско-итальянской семьей Суриных восстановил мемориал имени Миклухо-Маклая, который представляет собой бетонную плиту с табличкой, гласящей, что в 1871 году здесь высадился русский ученый. Кстати, эту местность папуасы именуют берегом Рэя, в честь лингвиста Сидни Герберта Рэя. Им очень понравилось, что название созвучно с русским словом «рай». Тем не менее, когда я напомнил, что изначальное имя местности - Маклай - дал мой предок, они с удовольствием стали именовать берег именно так.

- Помнят ли великого русского исследователя папуасы?

- Для меня это тоже было вопросом. От Даниила Тумаркина, который возглавлял советские экспедиции в 1971 и 1977 годах, я узнал, что Маклая в Папуа - Новой Гвинее не забыли и чтут. Но что конкретно стоит за этими словами, я узнал, когда сам побывал в тех местах.

В том, что память о нем хранят и сами туземцы, мы убедились 16 сентября, в момент прибытия на место высадки прапрадеда. Дата была выбрана не случайно, в День независимости Папуа - Новой Гвинеи. Подойдя к берегу, мы увидели, что весь он усыпан людьми. Аборигены ждали нас с нетерпением, и начали отмечать свой праздник, лишь когда мы сошли на берег. Для нас устроили театрализованное представление. У мемориала они установили два флага - российский и Папуа - Новой Гвинеи - и исполнили гимн. Я даже не предполагал, что местные так ждут Маклая-младшего. Они помнят, как Николай Николаевич к ним относился, как защищал. О нем до сих пор ходят легенды, в его честь называют детей.

А 20 сентября мы с сэром Питером подготовили и организовали телемост, впервые показав миру деревню, в которой жил Маклай. Там, кстати, отсутствует связь. Мы привезли специальное оборудование, наладили, пригласили папуасов со всех деревень вокруг. Особым гостем стал первый глава независимого государства Папуа - Новая Гвинея, достопочтенный великий вождь сэр Майкл Томас Сомаре. Не один десяток лет он был у власти, а сейчас - общественный деятель.

- В ходе первого визита одной из главных проблем для Маклая был языковой барьер: путешественник стал первым белым человеком, оказавшимся в этой местности. У Вас не было проблем с общением?

- Вообще, в Папуа - Новой Гвинее говорят на 867 наречиях. На Берегу Маклая все общаются на названном в честь одноименной деревни бонгуанском языке, том самом, который записал Маклай. Он собрал 350 слов, они и стали базой для дальнейшего общения. Это немного, поэтому часто этнограф и туземцы друг друга не очень понимали.

Мы учли это при подготовке экспедиции. С помощью сэра Питера нашли Степана - молодого человека из Иркутска, который сейчас служит в католической миссии в Папуа - Новой Гвинее. Он знает один из государственных языков этой страны, ток-писин. На нем говорит около 15 процентов населения, большинство городских жителей и некоторые деревенские.

- Что вы изучали на островах?

- Наши ученые занимались исследованием материальной культуры, социальной структуры общества, иерархии. Я также некоторое время уделял быту туземцев, но самое главное - интервьюировал людей, собирал материалы для фильма об экспедиции. В частности, записал легенды о Маклае и историю деревень. Мне было проще, потому что передо мной открывали все двери. Например, я много говорил со старейшинами, которые не общаются с чужаками, лишь для меня было сделано исключение. Более, того, они согласились рассказать несколько историй под запись, чего прежде никогда не делали. Было очень интересно сопоставлять предания старейшин о моем предке, их взгляд на происходившее тогда, с описаниями, оставшимися от Маклая. Например, прапрадед отмечал, что по пути к деревне Бонгу он насвистывал, чтобы предупредить о своем приближении, не застать людей врасплох. Туземцы же рассказали, что Маклай, когда хотел есть, шел в деревню и свистел. И таких историй я нашел немало.

- Кстати, о еде: Маклай писал, что во время второй экспедиции закончилась запасенная провизия, и ему пришлось есть местные фрукты и мясо. А как питались вы? У папуасов действительно такой скудный рацион, что необходимо привозить продукты с собой?

- Мы взяли немного консервов, но, оказалось, что они совершенно не нужны: питаться можно тем, что есть. Например, курица: она не проколота гормонами, поэтому немного сухая, поджарая, но полезная. Кроме того, были и сладкий картофель, и кокосы, и папайя, которую, кстати, завез Маклай. И, конечно, рыба и морепродукты. Все очень вкусно. После деревни мы отправились в Порт-Морсби, столицу, в лучший отель страны под названием Гранд-Папуа. Еда там совсем не та, после деревни разница чувствуется очень сильно.

- А на кого папуасы охотятся?

- На кабанов. Раньше - об этом пишет Маклай - они выходили на зверя группой, загоняли животных. Сейчас для этого есть специальный человек. Охотятся и на птицу, бьют ее с помощью специальных луков, ловят сетью: это зафиксировали еще советские ученые. Рыбачат на небольших лодках-долбленках с балансиром. Так как у них нет холодильников для хранения, весь улов съедают сразу же.

- Маклай отправил в Петербург довольно большую коллекцию, так что у вас была отличная возможность сравнить предметы материальной культуры современных папуасов и их далеких предков. Сильно они изменились?

- Не особенно. В экспедицию мы взяли с собой фотографии экспонатов из Кунсткамеры, 50 снимков большого формата. Мы показывали их папуасам, и 70 процентов того, что увидели туземцы, они сразу опознали. Сбор коллекции был одной из моих задач, и мне посчастливилось собрать более 50 ценных экспонатов, в том числе для Кунсткамеры. Это орудия труда, предметы быта, подаренный мне набор воина. Большая часть того, что мы отправили в Россию, совпадает с трофеями Маклая, собранными полтора столетия назад.

- Выходит, цивилизация их затронула не слишком сильно?

- Я был бы осторожен с употреблением слова «цивилизация». Одно из основных отличий жизненного уклада папуасов от нашего - отсутствие необходимости в перепроизводстве. Например, если у них есть праздничное блюдо, то они не станут делать еще одно, пока старое не разобьется. Они хранят его и передают из поколения в поколение. Или одежда. У «цивилизованного» мужчины выходных костюмов несколько, поэтому перед каждым выходом в свет у него возникает проблема выбора. У папуасов все проще: один мужчина - один наряд, который также передается по наследству. А когда он ветшает, его ремонтируют.

- На многих Ваших фотографиях папуасы практически голые. Они так и ходят? На этот аспект их жизни цивилизация тоже не повлияла?

- Как правило, нет. Были миссионеры, которые учили, что в церковь нагишом ходить негоже. Поэтому, разумеется, у аборигенов есть футболки, майки. Правда, надевают они их кое-как, часто задом наперед или наизнанку. И это не признак неряшливости: к собственным нарядам отношение иное. А тут - попросили белые люди ради церкви одеться, папуасы согласились, и стали ходить в храм. Но при этом продолжают молиться своим богам.

- А другие свои традиции они хранят?

- Конечно. Например, обряд инициации. У них есть «мужской дом», в котором молодежь как минимум месяц живет под началом мудрого наставника. Время для инициации выбирает семья. Возраст строго не определен: одни юноши проходят обряд в 15 лет, другие - в 18. Когда родители считают, что их отпрыск готов завести семью и в дальнейшем построить себе жилище, его отправляют в «мужской дом». О том, что там происходит, рассказывать запрещено. Немного об обряде мне на камеру все-таки поведали, но без каких-либо подробностей.

- В свой третий приезд Маклай узнал, что многие из тех, с кем он общался в прежние годы, погибли в сражениях. Сейчас папуасы не воюют?

- Их искусству улаживать конфликты стоило бы поучиться. В этом они похожи на высокопрофессиональных боксеров. Каким бы жестким ни был поединок, после него спортсмены жмут друг другу руки и обнимаются. Так и у папуасов: главная задача - решить спор и помириться. Сейчас они не ведут войн в обычном понимании этого слова, а когда складываются конфликтные ситуации, собираются старейшины и пытаются достичь мира.

Вообще жители Папуа - Новой Гвинеи не поверхностные, им все интересно. В их речи вообще нет вопросов «просто так» - если они спрашивают, они хотят получить ответ. И если интересуются, как у вас дела, они действительно хотят это знать. Их доброта по отношению к людям очень заметна. Некоторые смеются над ними, говоря, что они, как дети, но ведь нужно быть по-настоящему счастливым человеком, чтобы чувствовать себя ребенком. Да, они ходят босиком, не признавая обуви, могут с легкостью поднять ногой камень, взобраться на пальму, с одного броска сбить кокос, убить рыбу копьем с порядочного расстояния. Это превосходные навыки. Думаю, что некоторые их охотники дали бы фору многим спортсменам, которые всю жизнь занимаются стрельбой из лука. А для папуасов все эти умения необходимы для того, чтобы добывать пищу. В остальном нет ничего, что их отличало бы от нас.

- Навыки выживания в тропическом лесу - это одно, а как в Новой Гвинее обстоят дела с образованием?

- Да, жители островов учатся, но не все оканчивают школу. К сожалению, сейчас для них это нормально, не хватает учебников. Я по собственной инициативе привез им несколько десятков пособий и сказки о России на английском языке. Кроме того, у нас есть проект школы, стоимостью 82 тысячи долларов, надеюсь, мы сумеем собрать деньги на его реализацию. Новое здание планируется построить в деревне Бонгу. Возводить собираемся из хороших материалов, чтобы оно могло служить несколько десятков лет.

- А в каких домах живут сами папуасы?

- В крытых тростником деревянных хижинах, таких же, как 150 лет назад, ничего не изменилось. Мы сами обитали в одной из них. Дома у папуасов очень комфортные, но немного зыбкие. Когда по нашей хижине расхаживал один из сотрудников, я поначалу подумал, что началось землетрясение, а потом понял, что просто он такой мощный.

- Экспедиция делилась на две части: побывав на Берегу Маклая, Вы отправились в Австралию. Удалось пообщаться с родственниками? Кстати, не все знают, как они там очутились.

- Жена Николая Николаевича, Маргарет-Эмма Кларк (в девичестве Робертсон), была дочерью премьер-министра штата Новый Южный Уэльс. Так как она родилась в протестантской семье, а межконфессиональные браки в те годы не поощрялись, то разрешение на проведение церемонии пришлось испрашивать у самого императора Александра III. Последние годы Маклай с семьей провел в России, а после его смерти вдова с сыновьями вернулась на Родину. Кстати, семья получала поддержку от императорской фамилии до 1917 года - 5000 рублей в год, заслуги Николая Николаевича Отечество ценило очень высоко.

В Австралии мы общались с родственниками, обсуждали деятельность фонда, рассматривали шаги, которые стоит предпринять, чтобы снова напомнить о Миклухо-Маклае, ведь он - неотъемлемая часть истории этого государства. Здесь, в заливе Уотсонс-бей, он построил биологическую станцию, изучал прибрежную флору и фауну. Кстати, раньше подобную биостанцию он создал и в Севастополе, она до сих пор работает.

В музее Маклая в Сиднейском университете сохранились дневники путешественника. Учебное заведение основало премию Миклухо-Маклая, которая присуждается тем, кто занимается изучением этнографии и наследия нашего соотечественника. Премию может получить любой ученый из России и любой другой страны мира. Кроме того, в библиотеке Митчелла в Сиднее есть некоторые рукописи Маклая, фотографии, превосходнейший портрет кисти Алексея Корзухина, сделанный за два года до смерти этнографа.

Бухта Уотсонс-бэй в Сиднее в 1880-е годы. В центре - биологическая станция Миклухо-МаклаяА еще в Сиднее находится уникальный дом Маклая. Дело в том, что в заливе Уотсонс-бей он некоторое время жил в шикарнейшем особняке. Там родились его дети, оттуда он переехал на свою биологическую станцию. Сейчас подобных сооружений в Австралии не осталось, это сохранилось благодаря тому, что в нем размещалось общежитие одной из судоходных компаний. Однако в 80-х годах прошлого века застройщики захотели его снести. Незадолго до этого хозяйкой дома стала Джанет Коллин Салливан. Узнав о том, что в особняке жил великий путешественник, она решила сохранить здание и справилась с этой задачей, несмотря на противодействие со стороны строительных компаний. Она писала письма Горбачеву, в МИД Австралии и МИД СССР - и добилась своего. Кроме того, Джанет инициировала создание небольшого парка, которому было присвоено имя Миклухо-Маклая.

- Когда Вы собираетесь вернуться в Папуа - Новую Гвинею?

- Я бы хотел в марте следующего года отправиться туда с группой из десяти человек. Мы будем работать над организацией туристического маршрута. Это, конечно, не массовый туризм, острова - достаточно далеко. Только дорога до Сиднея занимает 26 часов, прибавьте еще пять часов до Порт-Морсби и час до Маданга. Но путешествие получится увлекательным и интересным, оно не оставит равнодушным никого.

Августин Северин, Русский век


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru