САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Николай Сергеев: Белорусская зарубежная община и Русский мир: взаимоотношения в прошлом и настоящем. Часть 7

« Назад

Николай Сергеев: Белорусская зарубежная община и Русский мир: взаимоотношения в прошлом и настоящем. Часть 7 26.07.2017 10:49

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.

На момент распада СССР около 1,5 миллионов человек белорусов по национальности проживало в союзных республиках, и после ликвидации советского государства перешло из разряда сограждан с жителями Белоруссии в категорию диаспоры. Всего же за пределами Республики Беларусь в настоящее время проживает от 2,1 до 2,4 миллионов выходцев из Белоруссии более чем в 72 странах. При этом в 25 странах действует более 220 зарегистрированных общественных организаций выходцев из Белоруссии.

Наиболее крупные общины выходцев из Белоруссии проживают в странах СНГ, в Прибалтике (Латвия – 90 тыс. чел., Литва – 42 тыс. чел., Эстония – 20 тыс. чел.) и Польше (по переписи 2002 г. – 50 тыс., по неофициальным данным – от 150 до 250 тыс. чел.). Значительное количество лиц, связанных своим или происхождением предков с Белоруссией, проживает в США и Канаде (всего около 1 млн. 200 тыс. чел.), Израиле (140 тыс. чел.), Австралии (до 10 тыс. чел.), Великобритании (около 5 тыс. чел.), в южноамериканских странах (Аргентина, Бразилия, Парагвай и другие – до 20 тыс. чел.). В США в настоящее время ведут свою деятельность более 20 белорусских организаций, в Канаде – 5, в Австралии – 8, в Великобритании – 4 .

Борис Кит

Борис Владимирович Кит - американский учёный в области астронавтики, заслуженный профессор Мэрилендского университета (США), родился в 1910 г. в Петербурге в семье государственного служащего, уроженца Минской губернии. После революции 1917 г. семья переехала в Западную Белоруссию.

Выходцы из Белоруссии в США, Канаде, Австралии и Великобритании представлены вторым и третьим поколением потомков эмигрантов, а также представителями постсоветской «социально-экономической» эмиграции. Поэтому белорусские организации в этих странах имеют различную, нередко противоположную идеологическую направленность: от общерусских до нацдемовско-русофобских. Что касается белорусских «социально-экономических» эмигрантов постсоветской волны, то они каких-то особых организаций не создавали и в большинстве своем в национально-культурном отношении ориентируются или на русское зарубежье, или на польскую (иногда украинскую) диаспору. В этом отношении большую роль играют зарубежные приходы Русской православной церкви.

В Южной Америке каких-либо отдельных белорусских организаций не создавалось, наиболее общественно активная часть выходцев из Белоруссии входит в состав русских, польских или украинских объединений. В период с 1995 года немногочисленные организации белорусов зарегистрированы во Франции, Бельгии, Швеции, Чехии, Болгарии. 

Одним из самых многочисленных и организованных объединений выходцев из Белоруссии в дальнем зарубежье является Всеизраильское объединение выходцев из Белоруссии (около 13 тыс. членов, объединенных в 32 филиала). Эта организация тесным образом сотрудничает с государственными органами Республики Беларусь и по понятным причинам находится в стороне от вопроса национально-культурного самоопределения, который является одним из главных для выходцев из Белоруссии восточнославянского происхождения.

На постсоветском пространстве больше всего белорусов, число которых по переписи 2010 года составило 521,4 тысячи человек, проживает в Российской Федерации . При этом с начала 1990-х годов число жителей современной России, определяющих себя как белорусы уменьшилось без малого на 634 тысячи человек. Сразу после распада СССР в Российской Федерации проживало 1 млн. 155 тыс. белорусов. Подобный разворот событий вызывает чрезвычайно нервную реакцию в национал-«свядомых» кругах, как в самой Республике Беларусь, так и среди белорусской диаспоры. Причем постоянно предпринимаются попытки обвинить Российскую Федерацию в проведении некой целенаправленной ассимиляторской политики. Хотя объяснение этому явлению лежит на поверхности. В настоящее время в российских паспортах отсутствует запись о национальности, и свою национальную принадлежность человек определяет в соответствии с собственным самосознанием, а не вследствие каких-то бюрократических предписаний. 

Белые росы, фестиваль Калининградская обл.

Калининградский областной фестиваль белорусской культуры «Белые Росы»

В постсоветской России выходцы из Белоруссии впервые после 1919 года (год создания БССР) смогли свободно определить свою национальную принадлежность и более половины из них подтвердили свою причастность к русскому народу. Они не отказались от своих белорусских корней, но при этом вернулись в лоно русского народа, к которому принадлежали их предки и от которого в течение последнего столетия пытаются оторвать белорусов недруги России и восточного славянства.

После распада СССР за период с 1992 по 1997 годы из Российской Федерации в Республику Беларусь на постоянное место жительства переехало 97 тысяч белорусов, остальные приняли российской гражданство и остались проживать в Российской Федерации . 

Больше всего белорусов живет в Москве и Московской обл. – 70,9 тыс. чел, Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. – 55 тыс., Калининградской обл. – 32,5 тыс., Ханты-Мансийском автономном округе– 14,7 тыс., Свердловской и Екатеринбурге – 11,7 тыс., Башкирии –  11,7 тыс., Красноярском крае – 9,9 тыс., Самарской обл. – 9,2 тыс., Республике Коми – 8,9 тыс., Саратовской обл. – 8,5 тыс, Архангельской обл.- 5,8 тыс., Новосибирской обл. –  5,4 тыс., Томской обл.- 3.3. тыс. чел .

В Российской Федерации создана многоуровневая структура белорусской диаспоры, включающая в себя национально-культурные автономии, культурно-просветительские общества, культурные центры и творческие коллективы. Ведущей белорусской организацией в Российской Федерации является Федеральная национально-культурная автономия (ФНКА) «Белорусы России», которая была создана в 1999 году. Основные заявленные цели организации – сохранение и развитие белорусского языка, традиций и национальной культуры белорусского народа. 

Руководящим органом ФНКА является Совет Автономии, работу которого возглавляет председатель ФНКА (избирается на съезде Автономии сроком на 5 лет). С мая 2015 года председателем ФНКА «Белорусы России» является известный ученый в области социальной психологии и педагогики, заслуженный деятель науки Российской Федерации С.Л. Кандыбович . Всего в настоящее время в Российской Федерации существует более 20-ти белорусских автономий, порядка 80-ти белорусских общественных организаций и более 100 белорусских творческих коллективов, ведущих свою деятельность в 23 регионах Российской Федерации . 

С.Л. Кандыбович

 Председатель ФНКА «Белорусы России» С.Л. Кандыбович

В Российской Федерации созданы необходимые правовые и материальные условия для работы организаций, определяющих себя как белорусские. Причем эту возможность стремятся активно использовать организации национал-«свядомого» толка, отрицающие принадлежность белорусов к Русскому миру, выступающие против белорусско-российского Союза и государственности русского языка в Республике Беларусь. В числе подобных Московское общество белорусской культуры им. Ф.Скорины , Иркутское общество белорусской культуры имени Яна Черского  и другие.

Несомненно, ведущей белорусской организацией в Российской Федерации является ФНКА «Белорусы России», руководству которой следует ясно определиться в своем отношении к Русскому миру и национально-культурному единству белорусов с русским народом. ФНКА «Белорусы России» призвана стать идейным лидером белорусской зарубежной общины и твердо встать на путь Русского мира и созидания Союза Белоруссии и России, т.е. на стезю, по которой в течение столетий шли лучшие сыны и дочери белорусского народа. 

Исторически сложилось так, что после 1917 года общественно активные выходцы из Белоруссии, оказавшись в силу жизненных обстоятельств за ее пределами, в зависимости от самосознания и собственной национально-культурной ориентации или вливались в ряды Русского зарубежья (большинство), или оказывались в составе национал-«свядомой» диаспоры. Последняя, в силу своей природы, занимала и занимает враждебную позицию в отношении единства белорусов с русским народом, России и Русского мира. При этом в качестве идейных вождей белорусской национал-«свядомой» диаспоры выступают деятели, имеющие коллаборационистское прошлое. 

В настоящее время структуры национал-«свядомой» диаспоры через Объединение белорусов мира «Бацькаўшчына» стремятся взять под идеологический контроль как белорусские организации в странах СНГ и Прибалтики, так и воздействовать на национально-культурную политику власти в самой Республике Беларусь. В частности, прямым следствием подобного идеологического влияния на белорусские власти является отказ (несмотря на протесты общественности) от использования русского языка в радиообъявлениях в поездах минского метрополитена и введение в употребление (опять же на станциях метро) т.н. белорусской, а по сути польской «латиницы».

Указатели в метро

На указателях в минском метро нет ни одного слова на русском языке

Что касается выходцев из Белоруссии, стоящих на позиции общерусского единства, то, оказавшись за границей, они, как правило, вливались в состав Русского зарубежья и не образовывали каких-то отдельных западнорусских (белорусских) организаций. К сожалению, в настоящее время у ответственных лиц в Республике Беларусь, у депутатов и общественных деятелей в большинстве своем нет ясного понимания того, что Белоруссия является неотъемлемой частью исторической Руси и принадлежит Русскому миру. Это обстоятельство не просто выступает как существенный фактор торможения в деле белорусско-российского воссоединения, но и оставляет некую надежду противникам общерусского единства на осуществление их разрушительных планов.

Относительно белорусских организаций в Российской Федерации, в странах СНГ и Прибалтике, то было бы оправданно приобщать их к идее общерусского единства и не отдавать российских белорусов на откуп антинациональных национал-«свядомых» течений.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru