Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть 1

« Назад

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть 1 14.02.2017 18:05

420 лет назад была открыта одна из самых трагических страниц в истории западнорусского/белорусского народа. В октябре 1596 года в Бресте состоялся церковный Собор не только расколовший Западнорусскую церковь, но и превративший православие в жестоко гонимую религиозную конфессию. Весь период существования Речи Посполитой православная вера на территории современной Белоруссии находилась в угнетенном состоянии, но именно в лоне западнорусского православия все эти темные годы сохранялась общерусская основа национального самосознания предков современных белорусов.

В эти тяжелые времена Западная/Белая Русь явила подлинных подвижников православного русского духа таких как Афанасий Брестский, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский и многих других, неустанная деятельность которых спасла западнорусский/белорусский народ от ополячивания, а значит исчезновения.
 

Афанасий Брестский
Пророк Западной Руси Афанасий Брестский

Это была трагическая, но и героическая эпоха и поэтому удивительно, что событие открывшее один из самых драматических периодов белорусской истории не нашло отражение ни в календаре Белорусского Экзархата, ни в официальном календаре Республики Беларусь.

I
Осенью 1596 года произошло событие, которое не только в корне изменило судьбу православного западнорусского народа, но и поныне оказывает  серьезное влияние на политику современных Белоруссии и особенно Украины. 19 октября в Бресте под  давлением тогдашнего короля Польского и великого князя Литовского и Русского Сигизмунда III, римского папы и иезуитов состоялся церковный собор, который принял решение о соединении католической и православной церквей на русских землях подвластных Речи Посполитой.  На деле же речь шла не о каком-то братском союзе католической и православной конфессий, а о жестком подчинении Западнорусской православной церкви католическому Риму.

Брестская церковная уния была совсем не случайной, а отражала давнишнее устремление римской курии подчинить себе восточных «схизматиков». Это стремление возникло сразу же после разделения католической и православной церквей в 1054 году.  Православная Русь, граничившая на западе с католическим миром,  привлекала постоянное внимание римского престола.  Практически сразу после принятия христианства на Руси католические миссионеры постоянно пытались склонить русских князей в сторону римской церкви. 

Сильнее всего домогательства римской курии испытывала на себе Галицко-Волынская Русь. Так, в 1204 и в 1246 годах князья Роман Мстиславович и Даниил Романович получали от римского престола предложение королевской короны в обмен на переход в католицизм.  И только в 1254 году после опустошительного вторжения татаро-монгольских орд хана Батыя на Южную Русь  князь Даниил Романович принял-таки королевскую корону в обмен на заверения папского легата о помощи западных стран в борьбе против татарского нашествия.  Однако это событие не повлияло на церковную жизнь Русского королевства  (так стало именоваться Галицко-Волынское княжество), да и военной помощи от западных стран оно не дождалось. Уния Галицкой Руси с Римом не состоялась.

 Даниил Галицкий
Папский нунций подносит королевскую корону Даниилу Галицкому

С образованием Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) римская курия перенесла центр своих унийных устремлений в это государство. Однако поначалу они были практически бесплодными. Великие князья Литвы и Руси на первом этапе существования ВКЛР проводили политику собирания православных русских земель («вся Русь должна принадлежать Литве») и поэтому католицизм их практически не интересовал. 

Собирая русские земли, литовские Гедеминовичи столкнулись с противодействием со стороны московских Рюриковичей, также собиравших русские земли. При этом московские великие князья имели перед литовскими князьями  существенное преимущество в этом вопросе.  В Москве с 1326 года находилась кафедра митрополитов Киевских и всея Руси, что делало Великое княжество Московское центром притяжения всех православных русских людей. Великий князь Литовский и Русский Ольгерд пытался добиться учреждения отдельной западнорусской православной митрополии, но константинопольские патриархи отказали ему и не пошли на раскол Русской православной церкви.

Положение Православия в Великом княжестве Литовском и Русском резко изменилось в худшую сторону после подписания  с Польшей в 1385 году великим князем Ягайло Кревской унии. Ягайло получал польскую королевскую корону, в обмен на что обязался навечно присоединить Литву и подвластную ему Русь к Польше и привести к католической вере своих подданных литовцев и русских.

Практически сразу после заключения унии в 1387 году, а затем после Грюнвальдской битвы  в 1413 году (такая вот благодарность православным русским за решающий вклад в победу над крестоносцами) Ягайло издал ряд привелеев, которые предоставляли исключительные права католической церкви, магнатам и шляхте римско-католического вероисповедания. Кроме того, согласно изданным привелеям государственные должности могли занимать только лица католического вероисповедания. В тоже время, опасаясь выступлений русской православной знати, Ягайло сохранил за ее представителями принадлежавшие ей ранее права, но при этом всячески пытался склонить ее к признанию духовной власти римского папы. Однако, чтобы осуществить это необходимо было отколоть западнорусские епархии от Русской православной церкви. 

Это попытался осуществить ставший великим князем ВКЛР Витовт. В 1414 году он созывает Собор западнорусских православных епископов, на котором была образована отдельная Литовская православная митрополия во главе с Григорием Цамблаком, которую Витовт намеревался подчинить римскому папе. Самому Цамблаку идея унии не была принципиально чужда, но представлялась она ему совсем не в том виде в каком виделась папе и Витовту,  которые добивались полного подчинения Православной церкви римскому понтифику. Новоявленному западнорусскому митрополиту Цамблаку уния же мыслилась как результат широкой дискуссии на Соборе из представителей Западной и Восточной церквей. В 1416 году Витовт направил Григория Цамблака с несколькими епископами на католический Констанцкий собор для решения вопроса об унии. 
 

Григорий Цамблак
Григорий Цамблак (Семивлах), митрополит Литовский и всея Руси

Однако план унии предложенный западнорусским митрополитом не устраивал римскую курию и переговоры закончились безрезультатно. А в 1420 году Витовт признал признал церковное верховенство митрополита Московского Фотия и единство Русской православной церкви было восстановлено.

II
В 1430 году случилось событие, которое было способно в корне изменить судьбу Западной Руси  и избавить западнорусский/белорусский народ от последующей драматической истории. После кончины Витовта в 1430 году великим князем ВКЛР был избран Свидригайло Ольгердович, который был последовательным противником зависимости Великого княжества Литовского и Русского от Польши и подчинения православной церкви католическому Риму. В связи с чем, краковский епископ Збигнев Олесницкий жаловался римскому престолу, что Свидригайло во всем слушается «русских схизматиков», раздавая им все важнейшие должности и замки. Вступив на великокняжеский престол, Свидригайло разорвал унию с Польшей и восстановил самостоятельность ВКЛР.
 

Свидригайло
Великий князь Свидригайло Ольгердович

Подобный ход событий и перспектива утраты владычества над обширными западнорусскими землями вызвали крайнее недовольство римского престола, польских панов и литовской католической знати. Началась полоса войн и конфликтов между Польшей и ВКЛР. В 1432 году, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в Вильно,  польские войска совершили в столице ВКЛР государственный переворот и посадили на великокняжеский престол польского ставленника, фанатичного католика Сигизмунда Кейстутовича.

В ответ на это вероломство в Полоцке «князья русские, и бояре, и вся земля посадили Свидригайло на Великое княжение Русское».  И таким образом Литовско-Русское государство распалось на Великое княжество Литовское и Великое княжество Русское (ВКР). В результате ожесточенной войны между  Польшей и Литвой с одной стороны и ВКР с другой, Великое княжество Русское пало в 1437 году, но на несколько столетий стало знаменем борьбы Западной (Белоруссии) и Южной (Украины) Руси за свободу, православную веру и принадлежность к Русскому миру. 

Оказавшись на великокняжеском престоле, Сигизмунд Кейстутович обратился за поддержкой к римскому папе и начал новые переговоры об унии с римско-католической церковью. После падения Великого княжества Русского Сигизмунд начал жестокие преследования православной знати. С этой цель в 1436 году в ВКЛР была введена католическая инквизиция. В ответ на развернувшиеся гонения западнорусская знать составила заговор, в результате которого великий князь Сигизмунд был убит в 1440 году князьями Иваном и Александром Чарторыйскими.  И таким образом вторая попытки подчинить западнорусскую православную церковь Риму оказалась безуспешной.

После убитого Сигизмунда великим князем ВКЛР (с 1440 г.), а затем и королем Польским (с 1447 г.) стал Казимир IV, который учел уроки Великого княжества Русского и судьбу своего предшественника  и принял ряд важных решений в пользу западнорусской православной знати. 

Он признал главой Русской православной церкви московского митрополита Иону и, несмотря на недовольство польских и литовских католических панов, уравнял в правах православных с католиками. Более того, между Казимиром IV и великим князем Московским Василием II  был заключен в 1449 году договор о признании митрополитом Русской православной церкви «того, кто будет люб им обоим» .

Такое положение никак не устраивало римский престол, который продолжал вынашивать планы по подчинению Русской церкви. В 1458 г. папа Пий II, намереваясь отколоть западнорусские православные епархии, находившиеся в подданстве Казимира IV, от Русской православной церкви определил в качестве митрополита в упомянутые епархии униатского иерарха Григория, посвященного в сан бывшим Константинопольским патриархом униатом Григорием Маммой.
 

Римский папа Пий 2
Ненавистник Православия римский папа Пий II

 Пий II направил Казимиру IV особую грамоту, в которой сообщал, что отнимает «у отщепенца и противника, злочестивого чернеца Ионы» западнорусские православные епархии  и настоятельно предложил королю принять Григория на киевскую кафедру и привести к нему в послушание всех  епископов, духовенство и народ епархий, а тех кто будет противиться этому «подвергать тяжким мукам».  

Вслед за королем Григорий был признан и западнорусскими епископами, одними добровольно, другими -- принудительно. Однако когда в 1459 году на Московском православном соборе восточнорусские епископы предали проклятию Флорентийскую унию  1439 года  и ее проводника на Руси Григория все западнорусские православные князья и большинство епископов со своими паствами отказались признавать Григория своим митрополитом. В итоге уния на западнорусских землях опять не состоялась. В тоже время действия римского престола нельзя признать безрезультатным, т.к. все эти события привели к окончательному отделению Западнорусской митрополии от Восточнорусской. В последующем это разделение Русской православной церкви привело к резкому ослаблению Западнорусской церкви, что, в конечном итоге, сделало возможным навязывание унии.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru