Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь?

« Назад

Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? 20.12.2017 16:37

Все мы с детства любим новогодние праздники с неизменными зелёной красавицей-Елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой, без которых этот, пожалуй, самый веселый праздник утратил бы свое очарование. А кто он, наш русский Дед Мороз? Этот сказочный образ имеет очень давнюю, уходящую корнями в глубокую старину историю и выступает персонажем древних славянских легенд и преданий.

Рассмотрим облик Деда Мороза повнимательней. У него густые и серебристые борода и волосы, что говорит о его могуществе, сокровенном знании, волшебстве и богатстве. Шуба у него длинная, красная или синяя, по шубе расшиты серебряными нитями восьмиконечные звезды и старинное славянское узорочье (орнамент). Понизу шуба оторочена лебяжьим пухом.

Дед Мороз, старинный

В северорусской традиции гуси и лебеди – это символы неба, волшебного, сокровенного знания, а также людских душ это знание постигших. Восьмиконечная звезда означает божественный камень Алатырь, называют ее еще и звездой Руси. Как говорится в знаменитой Голубиной книге Алатырь или Бел-горюч камень лежит посреди мира, в океан-море, на острове Буяне.

«На море на Океане, на острове Буяне
Лежит Бел-горюч камень Алатырь
Всем камням в мире отец.
Под Алатырь-камнем сокрыта вся сила Земли Русской,
И той силе конца нет».

Шапка у Деда Мороза под цвет шубы красная или синяя, околыш из лебединого пуха с треугольным вырезом, означающим рога, несущие великую силу. Посох у него хрустальный с Алатырь-звездой на конце. Рукавицы и сапоги Деда Мороза расшиты серебряными нитями. И это неспроста. По поверью серебро—носитель волшебства и поэтому к чему ни прикасался или что ни дарил Дед Мороз, то обретало волшебные свойства. 

Звезда Руси

Знаменитый оберег Звезда Руси

Дед Мороз связан с той порой, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз», то есть с зимним солнцестоянием. Как Владыка Зимы он сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Его дыхание производит сильную стужу. Иней и сосульки – его замерзшие слова. Снежные облака – его волосы. Очень не любит Дед Мороз тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым и веселым дарует крепость телесную и жаркий румянец. Не зря на Руси говорили, «в зимний холод всякий молод, всяк бежит в припрыжку!».

Дед Мороз покрывает оконные стекла дивными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься на коньках, замораживает снежные горки и веселит народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними праздниками. В знак почитания Деда Мороза издревле на Руси воздвигали в честь него особых снежных кумиров – всем известных Снеговиков.

Вот как описывает Владыку Зиму знаменитый русский поэт Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении «Мороз, Красный нос»:

Не ветер бушует под бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И не тли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.

Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Мороз, красный нос

Как Владыка Ночи Дед Мороз повелевает Звездами и Луной, украшает Зимнее Небо сполохами Северного Сияния. Его богатство – серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано в народных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом и волшебством.

По старинным русским воззрениям Дед Мороз представляет и мир предков. Не только у русских и других славян, но и у всех индоевропейских народов Европы празднование Нового Года сопровождалось проведением маскарадов с ряжеными. По мнению ученых, само происхождение слова «маска» связано с почитанием предков и означает лики или души ушедших, а маскарадные празднества предполагали возвращение на эти дни «дедов» (предков) к своим потомкам. 

На Руси, помимо ряженья существовал обычай «кормления Мороза киселем», по которому накануне Коляд (Рождества) старший в доме выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал: 

«Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! 
Мороз, Мороз! Не морозь наш овес,
Киселя поешь,
Нас потешь!». 

Даже в наши дни старики в северорусской глубинке на вопрос, кто такой Дед Мороз, отвечают: «Это наши предки, родители».

В старину верили в могущество духов предков после их кончины, в их способность благотворно или вредоносно (это кому как повезёт) влиять на жизнь потомков. Отсюда и происходит обычай колядования, т.е. одаривания духов предков в новогодние (рождественские) дни. Ряженые появлялись в день Рождества Солнца-младенца Коляды (от старославянского «коло»- солнце) – 24 декабря (по новому стилю) в первый день зимнего солнцеворота, когда по поверью день увеличивался «на комариный нос».

Колядки на Руси

Колядование на Руси

Ряженые представляли духов умерших, одевали маски и одежду навыворот, тем самым открывая связь с потусторонним миром. В каждом доме хозяева угощали ряженых, благодаря этим предков за заботу о живущих и «задабривая» их впрок. В веселой ватаге колядующих всегда имелся «старшой» – Дед, олицетворявший самого древнего и грозного духа.

С 25 декабря (от Коляд) до 7 января (Рождества Христова) на Руси в старину отмечались Большие Велесовы Святки (Дед Мороз – это зимнее воплощение славянского бога Велеса). В это время по городам и весям бродили шумные ряженые ватаги колядующих медведей, волков, старцев или иных гостей с «той» стороны.

По старинным поверьям Мороз (Морозко), встретив человека, мог его заморозить, а мог и щедро одарить. Все зависело от духовных качеств этого человека! Дед Мороз представлялся грозным, но справедливым божеством.  Он всегда в окружении лесных зверей, которые его любят и побаиваются одновременно, беспрекословно выполняют все его желания и поручения. В наши дни Дед Мороз одаривает детей за прилежное поведение и рассказанное стихотворение.

Снегурочка

Снегурочка – древнее русское божество

Внучка Деда Мороза Снегурочка является исключительно русским сказочным персонажем и встречается только на Руси. Мы так привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй волшебницы на новогодних торжествах, что не можем себе представить ее отсутствие. А ведь Снегурочка есть только в Русском мире. Где же лежат ее истоки?

Снегурка, в частности, известна по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. А вот, по мнению известного российского учёного Светланы Жарниковой, образ Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, пришел из далеких времен индоевропейской общности, когда он воплощал застывшие воды. Отсюда традиционный цвет одежды (белый или голубой) и одно из сказочных названий Снегурочки – Ледяная внучка.

Ну и, конечно, трудно представить новогодние праздники без красавицы-ёлки. В России традиция новогодней ёлки начинается в эпоху Петра I. Царский указ от 20 декабря 1699 года не только вводил в Русском Царстве летоисчисление от Рождества Христова и предписывал отмечать «новолетие» с 1 января, но и велел зажигать огни, устраивать фейерверки и ставить у домов украшенные елки. И хотя считается, что новогодний ёлочный обычай пришёл к нам из Германии, но и для Руси он был далеко не чужым. 

Елка

 Новогодняя Ёлка – символ Мирового Древа

В русских деревнях был такой обычай. Когда начинали рубить новую избу, в центре сперва устанавливали деревце и лишь после недолгого «начального пирования» приступали к работе.  А в более стародавние времена общие предки славян и германцев (в науке их называют индоевропейцами) в день зимнего солнцестояния наряжали вечнозеленые деревья (ель или сосну) в лесу, как символ мироздания (Мировое Древо, о нём упоминается и в «Слове о полку Игореве») и вечной жизни.  Мировое Древо представлялось нашим предкам величественным деревом, чья крона упирается в небеса, а корни оплетают преисподнюю. В вершине этого древа сияли солнце и луна, мерцали звезды, ниже царствовали птицы, ствол был отдан во владение трудолюбивым пчелам, у корней плодилась всякая живность. Поэтому украшали ёлку ярко и красочно, ведь по старинным поверьям в этот день рождалось новое солнце – Коляда, которого славили песнями-колядками:

Уродился Коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою
Да за речкою быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят, 
Огни горят палющие,
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят – колядуют:
-- Ой, Коляда, Коляда,
Ты бываешь, Коляда,
Накануне Рождества!

Вот такую занимательную историю имеют всеми любимые Дед Мороз, Снегурочка и Елка. С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

28.06.24

Чем дальше от нас уходят грозные военные годы, чем меньше в живых остаётся бывших партизан и подпольщиков, боровшихся с фашистами в трудных условиях оккупации, тем важнее хранить память об этом героическом времени и самоотверженной борьбе белорусского народа с фашизмом. Те суровые годы породили по-настоящему яркие образы и личности, которые, как это не раз бывало в нашей истории, будь это монгольское нашествие, смутное время или же война с Наполеоном, возглавили общенародную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru