САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1.

« Назад

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1. 15.08.2016 20:53

Появление католицизма на западнорусских землях непосредственно связано с роковым для всей последующей истории Западной (Белой) Руси событием – Кревской унией 1385 года. В современной белорусской историографии Кревская уния преподносится как исключительно как положительное событие, которое способствовало сложению военных сил Польши и Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) в борьбе против такого хищного и опасного врага, как германский Тевтонский орден, агрессивные устремления которого ставили под сомнение само существование этих государств. Такая точка зрения сложилась еще в советской исторической науке под несомненным влиянием известных трагических событий XX века.

Кревский замок, реконструкция
Кревский замок (реконструкция), где была подписана злосчастная уния с Польшей

Никак не умаляя захватнические намерения крестоносцев, все же позволю себе усомниться в способности тевтонских рыцарей сокрушить Польшу и ВКЛР как государства. Тевтонская военная машина при всей ее отлаженности просто не обладала достаточной для этого мощью. Отвоевать на время какие-то польские, литовские или русские земли крестоносцы, конечно, могли, но не более. Крестоносная опасность не шла ни в какое сравнение с ордынской, которая не раз угрожала самому существованию столкнувшихся с монголо-татарами народов. Достаточно вспомнить трагедию Северо-Восточной и Южной Руси во время нашествия Батыя, чтобы осознать всю тяжесть татарской угрозы. Собственно, если бы не вторжение на Русь монголо-татарских орд, то литовские князья просто не посмели бы сунуться из своих лесов на русские земли.

Несомненно, угроза со стороны тевтонских рыцарей способствовала заключению польско-литовской унии, но никак не была ее главной причиной. Дело в том, что после смерти великого литовско-русского князя Ольгерда (1377 г), который до конца своих дней воплощал свою объединительную программу («вся Русь должна принадлежать Литве»), и победы объединенного русского войска под началом великого князя московского Дмитрия Ивановича в Куликовской битве (в которой западнорусские полки сыграли значительную роль), реально встал вопрос об объединении двух самых сильных в то время русских государств – Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского и Русского.

В 1384 году великий князь ВКЛР Ягайло и его братья Скригайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Ивановичем Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским предварительный договор, который предусматривал брак Ягайло с дочерью Дмитрия Донского, признание православия официальной религией ВКЛР и главенства Великого князя Московского.

Казалось, что роковая полоса в истории Руси подходил к концу и Русская земля вновь обретет единство. И каких-либо, как сейчас принято говорить, объективных причин, препятствующих этому процессу не было. Но перспектива появления на востоке Европы мощной русской православной державы, в то время когда Ромейская (Византийская) империя уже «дышала на ладан», вызывала у римской курии крайнюю обеспокоенность, так как ставила крест на ее притязаниях на полное господство в христианском мире. 

Помимо римских пап объединение Великого княжества Московского с Великим княжеством Литовским и Русским было не по нутру польским панам, которые рассчитывали через подчинение Литвы прибрать к рукам и ее тогдашние русские владения. 

Литва в те времена оставалась единственной в Европе языческой страной, где продолжали гореть огни в святилищах древних богов. При этом в литовско-русском государстве того периода между языческой Литвой и православной Русью установились отношения своеобразной веротерпимости. Великие князья Литвы и Руси не вмешивались в религиозную жизнь западнорусских земель, не допуская в то же время перехода в православие собственно литовцев.

Литовское языческое святилище
Святилище древних богов в Литве, средневековая миниатюра


Так, известна драматическая история «трех виленских мучеников» Антония, Иоанна и Евстафия, которые будучи литовцами и придворными великого князя Ольгерда приняли православие, за что подверглись гонениям и были казнены в 1347 году: повешены в «священной роще бога Швенторога (Сварога – слав.)». По сообщению русских летописей, все три мученика были похоронены в церкви св. Николая в Вильно. В 1374 году виленские мученики были канонизированы Вселенским Патриархом Филофеем. 

Что касается самих князей Гедеминовичей, то они, являясь в большинстве своем по матерям русскими, отличались двоеверием. Оставаясь язычниками для своих литовских подданных, отправляясь княжить в русские земли, они принимали православие (пусть нередко и формально) и воспринимали русскую культуру. Спустя небольшое время Гедеминовичи стали на Руси вторым после Рюриковичей княжеским домом. Причем великие литовские князья, беря под свою руку через династические браки или завоевания русские области, давали им обет «новин не вводить, старины не рухать», т.е. клялись в сохранении старых русских вечевых порядком и православной веры. 

В литовско-русском государстве складывался своеобразный симбиоз Литвы и Руси с культурно-религиозным доминированием последней. Но этот естественный и благоприятный путь был прерван под непосредственным воздействием римско-католической церкви. 

Эмиссарам римского папы удалось склонить чрезмерно тщеславного Ягайло к разрыву договоренностей с великим князем Московским и заключению унии с Польшей, посулив ему польскую королевскую корону и брак с королевой Ядвигой. При этом Ягайло принимал католицизм и обязался не только крестить языческую Литву по латинскому обряду, но и привести находившиеся под его властью православные русские земли в подчинение римским папам, а также «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского».

Ядвига и Ягайло
Королева Ядвига и король Ягайло


Все это было отражено в Кревской унии, заключенной между ВКЛР и Польшей в августе 1385 года, и таким образом была поставлена точка в самостоятельном существовании литовско-русского государства. С этого момента ВКЛР не только попало в вассальную зависимость от Польши, но и раскололось на две уже несовместимые части – католическую Литву (которая, по сути, стала провинцией Польши) и православную Западную Русь.

Заключив Кревскую унию, Ягайло попрал все прежние обеты великих литовских князей перед русскими областями. Отступничество Ягайлы ввергло западнорусские земли в многовековые религиозные распри и войны, последствия которых сказывается до сих пор.

Кревская уния не только положила начало объединенному польско-литовскому государству, но и поставила католицизм в ранг господствующей церкви. И хотя западнорусские земли оставались православными, но в юридическом отношении западнорусская православная церковь оказалась ущемленной, а ее приверженцы в значительной степени поражались в гражданских и политических правах по сравнению с католиками.

После Кревской унии последовал целый ряд униатских договоров с Польшей, которые окончательно оформили второстепенный статус православной церкви. В 1413 году была заключена Городельская уния, в соответствии с которой великий князь литовский (в то время Витовт) не только признавал верховную власть короля, но и сам титул «верховного князя Литвы» становился элементом польского королевского титула, а великий князь литовский официально становился вторым лицом в объединенном польско-литовском государстве и занимал первое место в коронном совете.

Кроме того, Городельская уния упраздняла старорусские земли и узаконила одинаковое с Польшей административное деление в Литве и на Западной Руси, в связи с чем вводились должности воевод и каштелянов, а литовские бояре-католики, получали права польской шляхты. Православная же знать поражалась в правах. В частности лишалась возможности занимать высшие руководящие должности в системе управления государством. Ограничения касались также имущественных и брачных отношений.

20 февраля 1387 года король Ягайло-Владислав издал грамоту о привилегиях знати, перешедшей в католическую веру: 

«Каждый рыцарь или боярин, принявший католическую веру, и его потомки, законные наследники, имеют и будут иметь полную и всякую возможность владеть, держать, пользоваться, продавать, отчуждать, обменять, дарить согласно своей доброй воле и желанию замки, волости, деревни и дома и все, чем владел бы по отцовскому наследству, как владеют, пользуются и употребляют на основании одинаковых прав нобили в других землях нашего королевства Польского, чтобы не было различия в правах, поскольку единство делает то, что они подданные одной короны.

Всякий кто, приняв католическую веру, позорно от нее отойдет или кто будет отказываться принимать ее, не должен пользоваться никаким указанными правами». 

Тогда же, в 1387 году, привилеем Ягайлы было основано Виленское римско-католическое бискупство, которое охватывало не только литовские, но и большинство западнорусских земель. Помимо этого, Ягайло было принято постановление, запрещающее католикам вступать в брак с православными «пока наперед русин или русинка не признают покорности римской церкви».

Таким образом, Кревская и Городельские унии были кабальными и унизительными для западнорусских областей договорами и создавали юридически благоприятные условия для экспансии католицизма на территорию нынешней Белоруссии.

Попытки же проникновения «христиан латинского обряда» на Западную Русь предпринимались еще во времена крещения Руси. Так, еще в первом десятилетии XI века латинский архиепископ Бруно-Бонифаций пытался заниматься миссионерской деятельностью на русских землях. В 1007 году он встречался с великим князем киевским Владимиром Святославичем, а через два года во главе латинской миссии отправился на литовско-русское порубежье «нести благую весь язычникам», но не был понят последними. В февраля 1009 года Бруно-Бонифаций был обезглавлен, а его 17 спутников повешены «на границе Литвы и Руси».


Бруно Бонифаций оскверняет священный дуб
Латинский архиепископ Бруно Бонифаций оскверняет священный дуб


Примерно в это же время (между 1008 и 1013 гг.) после женитьбы старшего сына великого князя Владимира Святославича туровского – князя Святополка на дочери польского короля Болеслава Храброго, прибывший с последней латинский епископ Райнберн пытался создать в Турове епископство западного обряда. При этом он подбивал Святополка на восстание против отца с целями, выгодными Болеславу и Риму. Заговор был раскрыт, и Святополк с женой и епископом Райнберном был посажен в темницу в Киеве. Последующие драматические события: смерть Вламимира Святославича и поражение Святополка в войне за киевский престол с новгородским князем Ярославом (будущим Мудрым), – разрушили первые попытки римской церкви закрепиться на Руси.

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 2


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
04.02.25

В качестве негласного лидера идейно-политического течения «литвинизма» выступает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, доктор исторических наук И.А. Марзалюк, который является последовательным противником национально-культурного единства белорусов с русским народом, выступает за внедрение в Республике Беларусь «позитивной дискриминации» в отношении русского языка, публично с экрана государственного телеканала «Столичное телевидение» оскорблял, называл швалью граждан Республики Беларусь, выступающих за реальное белорусско-русское двуязычие в топонимике и на транспорте. Марзалюк намерен добиваться, чтобы в русскоязычных школах гуманитарные предметы «такие, как география Беларуси, история Беларуси и обществознание преподавали только по-белорусски».

04.02.25

Очевидна необходимость и справедливость Специальной военной операции российской армии на Украине, поскольку США  и Евросоюз поставили своей целью превратить территорию Украины в натовский плацдарм против России.

21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru