Следующая попытка западной церкви утвердиться на западнорусских землях связана с именем основателя Великого княжества Литовского Миндовга, под властью которого к середине XIII века находилась не только собственно Литва, но и некоторые русские города: Новгородок (ныне. Новогрудок), Волковыск, Слоним (все – совр. Гродненская обл.) и Здитов (ныне деревня в Брестской области). А в 1252 году под рукой Миндовга оказался и Гродно.
Первый великий князь Литовский Миндовг, средневековая миниатюра
Следует заметить, что переход упомянутых русских городов под власть литовского князя в значительной степени объясняется не только резким усилением татарской и крестоносной угрозы, но и тем обстоятельством, что в этих западнорусских областях были еще очень сильны позиции старой славянской языческой веры. Известно, что недалеко от Новогородка находился старый славянский культовый центр Радогоща, а славянские капища существовали на этих землях еще спустя столетия после официального крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988 году.
Так, по данным современного белорусского археолога Э.М. Зайковского, исследовавшего 1986 и 1996 годах славянский языческий комплекс возле современной д. Верховляны Берестовицкого района Гродненской области, «Верховлянское святилище» было действующим вплоть до XVII века .
Поэтому при рассмотрении проблем, связанных с образованием литовско-русского государства, необходимо учитывать и эти религиозные обстоятельства. Ведь языческие верования славян и литовцев были очень близки друг к другу, и в условиях нарастающей христианизации литовские и русские язычники вполне могли встать на путь объединения.
Верховлянское святилище, реконструкция
В 1251 году Миндовг и его жена Марта (в некоторых источниках Марфа) приняли крещение по латинскому обряду. После чего Литва была признана римским папой Иннокентием IV католическим государством. А в 1253 году Миндовг и его жена были коронованы как король и королева Литвы. Некоторые поздние источники (Густынская летопись, М. Стрыйковский) указывают, что церемония проходила в Новогрудке, там же была предпринята и попытка основать латинское епископство. Однако в 1261 году Миндовг порвал с христианством западного обряда и Литва на 124 года вернулась к древней вере предков. Ну а латинское епископство на Руси вновь не состоялось.
Положение резко изменилось после Кревской унии. Католическая церковь, получив статус господствующей в ВКЛР, начала предпринимать планомерные усилия по распространению своего влияния на западнорусские земли и совращению православных в латинство. При этом перетягивание в латинство осуществлялось не только «экономическими» способами, когда перешедшей в католичество знати предоставлялись большие привилегии, но и с помощью прямого насилия. Известны случаи убийства представителей православной знати, отказавшихся переходить в «христианство западного обряда».
Подобная политика латинизации вызвала резкое недовольство со стороны части русской знати, и уже в конце 1385 года против Кревской унии выступил герой Куликовской битвы князь Андрей Ольгердович Полоцкий в союзе со смоленским князем Святославом Ивановичем и орденскими рыцарями. К началу февраля 1386 года Андрей Ольгердович подчинил земли вокруг Вильно и Ошмян, а затем и Лукомль. Опасаясь разрыва новоявленной унии, Ягайло направил в Литву и на Русь большое польское войско во главе со своим двоюродным братом Витовтом.
Польским войскам удалось оттеснить тевтонских рыцарей, взять Лукомль и нанести в апреле 1386 года поражение в битве под Мстиславлем смоленскому князю. Через год, весной 1387 года, Витовт обманом захватил в плен Андрея Ольгердовича (был заключен в польский Хенчинский замок), после чего ему удалось взять штурмом Полоцк. При обороне города погиб сын князя Андрея.
Хенчинский замок (Польша), современный вид
Так драматически закончилось первое вооруженное восстание на Западной Руси против польско-католической экспансии. Современные белорусские историки в большинстве своем представляют те далекие события не более чем соперничеством князей Гедеминовичей за великокняжеский престол. Несомненно, элементы борьбы за первенство имели место, но главным в восстании Андрея Полоцкого была его национально-освободительная направленность. Потому что католицизм и «польщизна» для Западной (Белой) Руси есть слагаемые одного целого, ибо их главная задача – вырвать западнорусский (белорусский) народ из лона Русского мира. Так было тогда, так есть и в настоящее время.
Среди «свядомай» общественности распространено почитание Витовта как великого деятеля белорусской «мінуўшчыны» (прошлого), на деле же он был одним из самых беспринципных, вероломных и жестоких властителей Литвы и Руси. Достаточно вспомнить, что, исходя из соображений «политической целесообразности», он за короткий срок был трижды крещен. Первый раз в 1382 году он крестился в католичество под именем Виганд, но уже в 1384 году Витовт принял православие и стал именоваться Александром, а еще через два года, в 1386 году, он вновь крестился по католическому обряду. Но в этот раз он решил имя в крещении не менять и остался Александром.
Католическая церковь всемерно почитает Витовта, т.к. он не только участвовал в подавлении антипольского православно-русского восстания, но и ловко обманывал западнорусских князей и бояр, используя их антипольские устремления для укрепления своей личной автономии относительно короля Ягайло. На деле же он, как сейчас говорят, «сдал суверенитет» литовско-русского государства Польше и, как уже упоминалось ранее, признал верховенство короля Польши, а значит и католической церкви.
Памятник Витовту в деревне Пелеса Вороновского района
Ну а в сентябре 2010 года в самом польско-католическом Вороновском районе Гродненской области в деревне Пелеса при поддержке местных властей был поставлен памятник Витовту. На открытии изваяния представитель римско-католической церкви ксендз Пятрас Костутис Крикщукайтис произнес речь достойную отцов-иезуитов: «Великий Витовт для создания крепкого государства возводил костелы, объединял людей разных национальностей и религий не силой, а человеческой любовью, принимая в Великое княжество Литовское евреев, татар и цыган».
И все же в первый период юридического господства римско-католической церкви в ВКЛР собственно католизация западнорусских земель была довольно незначительной. За все время правление Ягайло в качестве короля Польши и Витовта на нынешних белорусских землях было построено 20 костелов.
После смерти последнего в 1430 году великим князем был избран непримиримый противник подчинения Литвы и Руси Польше младший брат Ягайло Свидригайло Ольгердович, который объявил о разрыве унии с Польшей и восстановлении независимости Великого княжества Литовского и Русского.
Казалось, что начинание Свидригайло было обречено на успех. Ведь он был законным государем и намеревался продолжить линию своего отца Ольгерда, направленную на укрепление могущества и самостоятельности литовско-русского государства.
И если бы противником Свидригайло было бы только королевство Польское, то исход борьбы был бы предрешен. Но за польским королем стояла римская курия с ее коварством, алчностью и изощренным интриганством, которая всерьез рассчитывала распространить свое религиозное господство далеко на восток. А независимость ВКЛР от Польши означала несбыточность этих притязаний.
Неутомимый борец за самостоятельность Западной Руси великий князь Свидригайло
Что касается самого великого князя Свидригайло, то он хоть и был дважды крещен (сначала в православие под именем Лев, затем в католицизм – Болеслав), но, по сути, оставался языческим князем-витязем, полагавшим, что для князей и бояр честь и верность слову есть высшая ценность. Поэтому, заняв великокняжеский престол, он в равной степени опирался как на русскую православную, так и литовскую католическую знать. Но за прошедшие после Кревской унии и латинского крещения Литвы к тому времени полстолетия ценностные установки значительной части литовских бояр существенно изменились. Теперь для многих из них высшей ценностью были не Литва, и тем более не Русь, а указания понтифика из Рима и его верного слуги – польского короля.
Однако Свидригайло не обращал внимания на подобные изменения в настроениях литовской знати, а вот в римской курии и при дворе короля Польского им придавалось большое значение. Сразу после разрыва унии между ВКЛР и Польшей эмиссары римского папы стали усиленно обхаживать литовских вельмож в Вильно, часть из которых удалось склонить к измене своему государю.
В 1432 году, улучив момент, когда великий князь Свидригайло находился в Ошмянах, к Вильно подошли польские войска, а изменники в городе подняли мятеж и впустили поляков, которые «копьями» посадили на великокняжеский стол своего ставленника. Это был рьяный католик, удельный стародубский князь Сигизмунд Кейстутович. О его нетерпимости к схизматикам свидетельствует в том числе и тот факт, что по его настоянию в 1436 году в ВКЛР была введена инквизиция.
Узнав о государственном перевороте, Свидригайло не собирался мириться с подобным вероломством и предательством и «за здорово живешь» отдавать Литву и Русь на поживу польским панам. Спустя некоторое время после виленского переворота в Полоцке состоялся съезд западнорусских князей и бояр, которые «посадили Свидригайло на Великое княжение Русское» и таким образом литовско-русское государство распалось на Великое княжество Литовское и Великое княжество Русское. И сразу началась война между Польшей и Литвой с одной стороны и ВКР с другой.
Здесь мы не будем касаться хода этой уже второй после Кревской унии национально-освободительной войны Западной Руси против польско-католического господства. К сожалению, Свидригайло потерпел поражение, и Великое княжество Русское пало. Однако необходимо подчеркнуть, что польско-католическая сторона добилась победы не столько силой оружия, сколько из-за изменников из числа литовских католических вельмож, входивших в ближайшее окружение великого князя Свидригайло.
В 1435 году, накануне решающего сражения (состоялось 1 сентября) той войны, у замка Вилькомир (ныне Литва) командованию польско-литовских войск был передан замысел Свидригайло и его воевод. И когда войска Великого князя Русского и его союзников (дружины русских удельных князей и отряд ливонских рыцарей) были на марше и не были развернуты в боевые порядки, на них внезапно обрушилась вся польская сила. Многие русские князья и бояре пали в той роковой битве, погиб и магистр Ливонского ордена Керскорф. Самому же Свидригайло с дружиной удалось пробиться из окружения и уйти в Полоцк, а затем на Волынь.
Выигравшая же сторона, подстрекаемая римской курией, решила жестоко расправиться с мятежными схизматиками. Сигизмунд направил на отпавшие от Литвы с Польшей русские земли большое польско-литовское войско: «князь великий Сигизмунд собрав всю свою силу литовскую, послал сына своего князя Михаила на Русь». В ходе этого вторжения польско-литовские войска опустошили земли Великого княжества Русского, подчинили Оршу и Смоленск, но взять Витебск и Полоцк не сумели. Однако в тех обстоятельствах этим двум русским городам некуда было «прислониться», и они были вынуждены вновь признать власть католической Литвы, а значит и Польши.
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1
Комментарии
Комментариев пока нет