«Заговор русских князей» не удался, и Западная Русь по-прежнему оставалась под польско-католическим гнетом, но все же гибель Ивана Гольшанского и Михаила Олельковича не осталась без последствий для Польши и Литвы. Многие из русских вельмож, подданных Литвы, осознали, что русская составляющая этого государства стремительно ослабевает.
В связи с чем многие русские князья, подданные католического великого князя и короля, стали вместе с вотчинами отъезжать на службу к московскому государю.
Вот что писал в 1500 году по этому поводу краковский каноник Иван Сокрани: «По упорству в своей схизме русские не верят никакой предлагаемой им истине, не принимают никакого убеждения и всегда противоречат; убегают от ученых католиков, ненавидят их учение, отвращаются от их наставлений. Русские люди до того ненавидят веру латинян, что желали бы не только всячески вредить ей, но даже искоренить во всем мире. Едва только великий князь Литовский начал в своих владениях обращать русских к единству Римской церкви, как князья и воеводы их с яростью поспешили предаться великому князю, защитнику их схизмы».
Великий князь Литовский и Русский и король Польский
Александр Казимирович Ягеллон
По этому поводу в 1492–94 годах на литовско-московском порубежье разразилась необъявленная война, прозванная «странной», в ходе которой московские пограничные воеводы и наместники помогали литовско-русским князьям «отъезжать» к великому князю Московскому,. Этому всячески препятствовал тогдашний великий литовский князь Александр Казимирович Ягеллон, который к тому времени лишил своих подданных права мирного отъезда.
В результате войны к Москве вместе со своими владениями немирно «отъехали» князья Воротынские, Бельские, Мезецкие и Одоевские. При этом к Москве отошла часть северских земель, верхнеокские княжества, часть Смоленского края с Дорогобужем. К Московскому государству отошли также Вязьма, Алексин, Венев, Оболенск, Козельск, Воротынск, Одоев.
В целом же положение православия в ВКЛР значительно изменилось к худшему при преемнике Казимира IV – Александре Казимировиче. Ярый католик, он проводил жесткую политику насаждения католицизма на подданных ему западнорусских землях. Влияние римской курии при нем становится все навязчивей и доходит до того, что римский папа Александр VI освободил Александра Казимировича от необходимости выполнять обязательства, данные тестю, великому князю Московскому Ивану III «никогда не принуждать к римской вере» свою жену великую княгиню Литовскую и Русскую Елену.
Великий князь и король Александр Ягеллон и Елена Московская, гравюра 1521 г.
При этом папа уполномочил виленского бискупа Войцеха Шабора в случае отказа Елены Ивановны принять католическую веру не только разлучить ее с мужем и удалить от двора, но и конфисковать все ее имущество. Это принуждение в 1499 году закончилось очередной литовско-московской войной.
В 1501 году Войцеху Шабору папой Александром VI была дана булла, по которой тот получал право «светского меча», т.е. возможность преследовать и даже казнить противников католицизма. С этого времени в ВКЛР стало возможным закрывать православные церкви и открыто преследовать ее последователей.
Однако, проиграв «странную» войну и утратив при этом обширные русские области на востоке, Александр Казимирович вынужден был изменить свою политику в отношении православия и оградить права Западнорусской церкви. Православные получили возможность свободно исповедовать свою веру до 1569 года, т.е. до пресловутой Люблинской унии. Более того, великий литовский князь и польский король Сигизмунд II Август в 1563 году отменил решения Городельской унии 1413 года и уравнял в правах «всю шляхту веры христианской».
Веротерпимость Сигизмунда II Августа и особенно отмена им Городельской унии были вынужденными, т.к. имели место во время Ливонской войны, когда московские рати уже взяли Полоцк. Правительство ВКЛР не без оснований опасалось, что по мере продвижения московских войск вглубь территории ВКЛР западнорусские области начнут переходить во владения Царства Русского.
Что касается римской католической церкви, то все годы унии ВКЛР и Польши она, при непосредственной поддержке великих князей и королей, наращивала свои позиции на западнорусских землях, на которых с конца XIV века до середины XVI столетия было создано 259 парафий (приходов) и развернули свою деятельность католические монашеские ордена францисканцев, августинцев, бернардинцев.
Западнорусской православной церкви было очень непросто противостоять римско-католической экспансии. И дело не только в том, что уния с Польшей юридически поставила православную церковь в разряд ущемляемой и гонимой. Проблема усугублялась тем, что Западнорусская церковь, оказавшись разделенной со своей Восточнорусской сестрой и перейдя под непосредственное окормление Константинопольского патриархата, утратила непосредственную поддержку со стороны московских митрополитов, а затем и патриархов.
Западнорусская церковь оказалась лишь ослабленным осколком перед лицом жесткого римско-католического централизма и религиозной воинственностью католических монашеских орденов. Конечно, бывали временные периоды, когда преследования православной церкви ослабевали. Но происходило это не вследствие христолюбия или хотя бы здравого смысла литовских великих князей и королей, а из-за опасения, что западнорусские земли отпадут от Литвы и Польши.
Положение Западнорусской православной церкви резко ухудшилось после Люблинской унии 1569 года, когда Польша по указу короля Сигизмунда II отторгла от великого княжества Южную Русь (Украину) и образовала с остатком ВКЛР на условиях, продиктованных польскими панами, Речь Посполитую.
«Люблинская уния», худ. Ян Матейко, 1869 г.
Современная белорусская историография в большинстве случаев преподносит Речь Посполитую как некий «равноправный союз двух народов». Ну, если с поляками все более или менее понятно, то в ВКЛР не было одного народа, а были Литва и Русь. Поэтому говорить о «двух народах» исторически не корректно. Вообще же в Речи Посполитой «народом» считалась только католическая шляхта, православные же подданные польско-литовского королевства, в том числе и знать, под данную категорию не подпадали.
Таким образом, в 1569 году не только была создана Речь Посполитая, но и завершилась история Великого княжества Литовского и Русского, теперь это была провинция Речи Посполитой, имевшая наименование Великого княжества Литовского (ВКЛ). На первом этапе существования Речи Посполитой ВКЛ сохраняло некоторую автономию – название, местное самоуправление, войско и русский язык в качестве государственного (запрещен сеймом Речи Посполитой в 1696 г.).
Но господствующая роль Польши в Речи Посполитой была более чем очевидной. Так, в сенате Речи Посполитой из 180 «послов» лишь 46 представляли ВКЛ. Польские паны получили возможность приобретать земли и проживать на территории Великого княжества Литовского, что сняло все ограничения для массированной польской экспансии на западнорусские земли. Польские магнаты и шляхта стали получать от короля обширные владения на Западной Руси и православных русских крестьян в качестве крепостных.
С заключением Люблинской унии в ВКЛ появились иезуиты: в 1569 году они были приглашены виленским бискупом Валерианом Протасевичем. И хотя формально иезуиты прибыли бороться с обосновавшимися в ВКЛ протестантами, на деле же всю свою активность они направили против схизматиков. В этом они нашли полную поддержку у короля Речи Посполитой Стефана Батория, тем более что он был фанатичным католиком, ненавистником православия и всего русского. Известно, что по его приказу после захвата Полоцка польско-литовским войсками в 1579 году было уничтожено большое количество русских православных книг, а все православные храмы в городе и древний Спасо-Ефросиниевский монастырь были отданы на откуп иезуитам. При этом, являясь королем Речи Посполитой, Стефан Баторий не знал ни польского, ни русского языков и управлял своими подданными с помощью латыни.
Стефан Баторий, худ. Ян Матейко, 1872 г.
В отличие от других католических орденов иезуиты не просто занимались «просветительской» деятельностью (т.е. пропагандой католицизма), а ставили себе целью полностью очистить ВКЛ от «ереси и схизмы». С распространением протестантских учений в ВКЛ иезуиты справились достаточно быстро, и все свои силы направили на борьбу с западнорусским православием с целью его подчинения власти римской курии.
Пользуясь благосклонностью короля, иезуиты взяли под контроль духовную жизнь как королевского двора, так и крупнейших вельмож Речи Посполитой и тем самым оказывали сильное и непосредственное влияние на внутригосударственную политику в королевстве.
Благодаря королевскому покровительству иезуиты утвердились в 20 крупных городах Речи Посполитой. На западнорусских землях строилось большое количество костелов и монастырей, в городах открывались иезуитские коллегии. Особое внимание иезуиты уделяли перетягиванию в латинство западнорусской православной знати и бояр-шляхты, дети которых согласно решению короля должны были получать образование в иезуитских школах, где русский язык находился под строжайшим запретом. Из этих школ в большинстве своем выходили ревностные приверженцы католицизма, нетерпимо относившиеся к православию и всему русскому.
Карикатура XVI века на «просветителей» из католических монашеских орденов
Помимо «воспитания» молодого поколения иезуиты всячески пытались перетягивать в латинство наиболее влиятельных западнорусских магнатов. Так, в 1577 году ведущий идеолог католического прозелитизма иезуит Петр Скарга издал в Вильно книгу «О единстве церкви Божией под единым пастырем и о греческом отступлении от этого единства, с предостережением и увещеванием русского народа, держащегося греков». Книга была посвящена главному в то время защитнику православия на Западной Руси князю Рюриковичу Константину Острожскому. Полемизируя с князем Острожским Петр Скарга проводит поистине иезуитскую мысль о том, что из своего угнетенного положения православная церковь сможет выйти только в случае соединения с католической под главенством римского папы.
При этом трудности, которые испытывала православная церковь в Речи Посполитой, Скарга объяснял не притеснениями православия со стороны католической королевской власти, а тем обстоятельством, что греческие патриархи, находясь в то время под турецким игом, не могли оказывать помощи своим единоверцам в ВКЛ. При этом Петр Скарга, являясь при Сигизмунде III придворным проповедником, имел самые широкие возможности влиять как на короля, так и сенат Речи Посполитой и тем самым формировать политику в отношении Западнорусской церкви и ее иерархов.
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 2
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 3
Комментарии
Комментариев пока нет