« Назад

Николай Сергеев: Праздник России и Русского мира, часть 1 04.11.2017 14:15

4 ноября в Российской Федерации уже традиционно отмечается государственный праздник - День народного единства.  С этой датой связаны судьбоносные события в истории не только Российского государства, но и всего тогдашнего Русского мира. В те уже далекие времена, а это рубеж XVI - XVII веков, во весь рост стоял вопрос о существовании русского народа и Российского государства как таковых.  Это была Смута. Под таким именем то драматическое время вошло в русскую историю.

А что собой представлял тогда Русский мир?  В конце XVI века на политической карте было два крупных государства, в состав которых входили старинные русские земли, что имело отражение в титулах их государей. Это были Великое княжество Московское, позже Царство Русское и Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское, затем Речь Посполитая. При этом, говоря современным языком, глава Московской державы носил титул государя всея Руси, а глава Речи Посполитой официально именовался король польский, великий князь литовский, русский и жемойтский.

Герб русского царства

В то время в составе Короны Польской (территории Речи Посполитой непосредственно входившие в Польское королевство) находились земли Галицкой Руси. Они были захвачены польскими королями в последней четверти XIV века, которые воспользовались катастрофическим положением, сложившимся на русских землях после монголо-татарского нашествия. 

В 1434 году вместо Русского королевства (так именовалась Галицкая Русь с 1254 г.) было создано Русское воеводство (административный центр Львов), во главе которого стоял воевода русский, назначавшийся польским королем из числа крупных польских магнатов. Русское воеводство просуществовало до конца Речи Посполитой и было упразднено в 1772 году, когда галицко-русские земли оказались аннексированы Австрийской империей. 

Герб Русского воеводства
Герб Русского воеводства Короны Польской

Речь Посполитая формально была федеративным государством и состояла из двух частей - Короны Польской и Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Польские историки нередко называют Речь Посполитую «союзом двух народов», имея ввиду Польшу и Литву, точнее польских и литовских магнатов и шляхту.  О Руси в этом случае даже не упоминается.  А ведь русские земли составляли основу Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского и оказались под властью Литвы далеко не по своей воле.

Литовские князья как типичные феодальные хищники воспользовались страшной бедой, которую принесли на Русь монголо-татарские орды хана Батыя. 

Русские земли были опустошены, многие города были разрушены и лежали в руинах, а русские дружины пали в жестоких схватках с врагом. Только на территории современной Белоруссии монголо-татарскими ордами были сожжены Гомель, Туров, Берестье (совр. Брест), Городен (совр. Гродно).    

Оборона русского города
Оборона русского города от монголо-татарской орды

Если до Батыева нашествия литовские князья даже не помышляли о захвате русских земель, речь могла идти только о разбойных набегах, за которые следовало жестокое наказание со стороны русских князей, то после монголо-татарского погрома положение резко изменилось. Теперь Литва преследовала завоевательские цели. Вот, что говорится об этом в «Летописце великих князей литовских»:

«В часу панованья Монтвилова повстал цар Батый и пошел на Русскую землю, и всю Русскую землю повоевал и князей русских постинал, а инших у полон повел, и столец всее Русской земли город Киев сжёг и пуст учинил. И в тот час доведался великий князь Монтвил Жомоитский, что Русская земля спустошона и князи русские разогнаны. И он дал войско сыну своему Ердивилу и послал с ним панов своих радных. И зашли за реку Велю, и потом перешли реку Неман… И потом пошел до Берестья, и нашел Берестье и Дорогичин и Мельник от Батыя спустошоны и покажены. И он те городы зарубил и почал на их княжити».

В середине XIII века возникло Великое княжество Литовское во главе Миндовгом, удачливым полководцем и жестоким правителем. Он железной рукой объединил под своей властью большинство литовских племен и перебил своих ближайших родственников, претендовавших на великое княжение. После подчинения собственно литовских земель Миндовг обратил взор на ближайшие к Литве русские земли, уже подвергшиеся монголо-татарскому опустошению. Это было Городенское княжество. 

В 1241 году монголо-татарские войска под началом хана Койдана (военачальник Батыя) осадили Городен. Городенская дружина с князем Юрием Глебовичем мужественно защищала город пока вся не погибла. Большинство жителей было истреблено на Замковой горе, оставшиеся угнаны в неволю. Через десять лет после этих трагических событий в Городене (Гродно) уже правил ставленник Миндовга. Для русских людей того времени монголо-татары были абсолютным злом, в сравнении с которым притязания со стороны Литвы не представлялись столь убийственными.

После того, как под властью Миндовга оказались земли Городенского княжества, открылась новая страница в истории державы созданной этим литовским князем. Теперь она стала именоваться Великим княжеством Литовским и Русским (ВКЛР). Но так как русские земли обладали в то время высокой письменной культурой и уже четырехвековым опытом государственной жизни, а Литва только военной силой, то вполне естественно, что возникшее Литовско-Русское государство изначально стало строиться на русской основе. 

Миндовг
Миндовг, король Литвы и Руси

И хотя русские земли включались в это государство принудительным образом – или путем войны, или под воздействием военной угрозы (а в те времена иного быть просто не могло), но при этом великие литовско-русские князья давали обет своим новым русским подданным (городам, землям) «новин не вводити, старины не рухати».

Таким образом, между великими литовскими князьями и русскими землями устанавливался феодальный договор, по которому последние признавали свое подданство литовскому княжескому дому в обмен на его невмешательство во внутреннюю жизнь земель и внешнюю военную защиту. Это относилось, в первую очередь, к вторжениям монголо-татар и крестоносцев. Последние в те годы резко усилил агрессивное давление на русские земли, Литву и Прибалтику. И надо сказать, что государи Литвы и Руси с этой задачей в целом справлялись.

Так, в 1249 году Миндовг во главе русско-литовских войск нанес недалеко от Минска поражение одной из монголо-татарских орд под началом уже упоминавшегося хана Койдана, который был убит в этом сражении. Тем самым были отомщены разрушение Городеня (Гродно) и гибель князя Юрия Глебовича. Койдана настигло возмездие.

В 1251 году, надеясь остановить натиск крестоносцев (ведь официально они действовали под знаменем продвижения католической веры) Миндовг и его супруга приняли христианство латинского обряда, а в 1253 году они были коронованы как король и королева посланником римского папы Иннокентия IV и таким образом Литва и Русь признавались Римом католическим государством.

Однако данный шаг Миндовга никак не повлиял на агрессивность Тевтонского ордена относительно Литвы и Руси, но зато был способен породить самые серьезные противоречия на религиозной основе с русскими землями, входившими в Великое княжество Литовское и Русское, да и с собственно с Литвой тоже.

В то время Литва была языческой страной, верховный жрец которой Криве-Кривейто обладал огромным влиянием в тогдашнем литовском обществе. На русских же землях, входивших в Великое княжество Литовские и Русское в религиозном отношении преобладало православно-языческое двоеверие. И хотя после крещения Руси великим князем Владимиром Святославичем прошло уже три столетия, позиции «русской веры» (именно так называлось древнерусское язычество) были еще весьма прочными и долго еще буду оставаться таковыми.

Достаточно сказать, что славянские святилища действовали на территории Западной Руси (будущая Белоруссия) еще довольно длительное время. К примеру, т.н. Верховлянское святилище (обнаружено в ходе археологических раскопок у дер. Верховляны Гродненской области) было действующим до начала XVII века, а в Минске пусть и небольшое славянское святилище действовало до конца XIX века (!). 

Святилище Русской веры
Святилище древней «русской веры»

Поэтому языческой Литве было значительно проще находить взаимопонимание с русскими землями с их православно-языческим двоеверием. Католицизм же отличался абсолютной нетерпимостью как к православию (т.н. схизме), так и к язычеству. Поэтому причастность литовского великокняжеского дома к католицизму однозначно вело к беспрерывной внутренней религиозной вражде, упадку и ликвидации Литовско-Русского государства, что в конечном итоге и произошло, пусть и значительно позднее.

Миндовг осознал это и в 1261 году порвал с католицизмом и вернулся к вере предков, чем обеспечил Великому княжеству Литовскому и Русскому поступательное развитие еще более чем на сто лет.

В 1316 году государем Литвы и Руси становится Гедимин, ставший основателем знаменитой княжеской династии Гедеминовичей, которая в последующем разделилась на русскую и польскую ветви. Собственно литовская ветвь пресеклась в XVI веке. Русские Гедеминовичи были вторым княжеским родом на Руси после Рюриковичей и внесли огромный вклад в развитие Русской цивилизации и укрепление русской государственности. Достаточно назвать такие знаменитые княжеские фамилии как Голицыны, Булгаковы, Куракины, Хованские, Трубецкие, чтобы оценить это.

 Герб князей Трубецких
Герб князей Трубецких, одного из самых знаменитых родов русских Гедеминовичей

Гедемин продолжил линию на присоединение русских земель к Великому княжеству Литовскому и Русскому, которое к тому времени уже выступало не как чужеземный завоеватель, а как собиратель Русской земли.

Ведь что представляло собой ВКЛР времен Гедимина, а затем и князя Ольгерда? Это было государство, жизнь в котором строилась на основе «Русской правды» Ярослава Мудрого, русский язык, говоря современным языком, имел государственный статус, многие князья из рода Гедеминовичей женились на русских княжнах и принимали православие.  По сути, Великое княжество Литовское и Русское было русским государством с литовско-русским правящим Домом Гедеминовичей, а Вильно (столица ВКЛР) стал одним из центров, реально претендовавших на первенство на Руси.

В те времена на Русской земле существовало несколько крупных самостоятельных феодальных государств, которые нередко враждовали между собой, но все они были неотъемлемой частью тогдашнего Русского мира. Это наследница Владимиро-Суздальской Руси Великое княжество Московское, Великое княжество Тверское, Великое княжество Рязанское, вечевые республики Господин Великий Новгород и Господарство Псковское и, наконец, Великое княжество Литовское и Русское. При этом вне зависимости от отношений тогдашних русских государств между собой для каждого из них главным и смертельным врагом была Орда.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:




ГЛАВНАЯ