САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Нужна ли Беларуси автокефалия?

« Назад

Нужна ли Беларуси автокефалия? 17.04.2019 09:11

Некоторое время назад в связи с церковными событиями на Украине польский канал Белсат выложил в Интернете ролик под названием «Калі абвесцяць аўтакефалію ў Беларусі?» («Когда в Беларуси провозгласят автокефалию?»).

Сюжет Белсата начался с представления участников, и компетентность некоторых из них сразу вызвала сомнения. Почему, например, для обсуждения церковной темы пригласили историка Олега Трусова и археолога Сергея Тарасова? Первый одно время был главой «Товарищества белорусского языка», которое ратует за распространение белорусского языка и белорусской культуры как единственно национальных. Видимо, соображения того рода, что, мол, «нам всё равно, какие у Церкви в Беларуси организационные структуры, лишь бы там всё было на белорусском», сделали его в глазах руководителей польского канала экспертом по автокефалии. Второй из приглашённых известен оригинальными суждениями: он полагает, например, что епископская кафедра в Полоцке была учреждена до Владимира Крестителя Руси. Предположение основано на одних догадках. Ещё больше сомнений при взгляде на участников той передачи Белсата возникло по поводу компетентности доктора теологии Ирины Дубенецкой, о которой мы уже писали. Из всех приглашённых только священник БПЦ Сергий Гордун, профессор Минской духовной семинарии, сочетал качества представителя православной иерархии и авторитетного богослова.

Началом обсуждения стал видеосюжет об истории Православия на белорусских землях, подготовленный Белсатом. Тенденция сюжета: продемонстрировать, что Русская  Церковь («Московский патриархат») появилась на белорусских землях только в 1839 году, после упразднения унии на Полоцком соборе, а до этого здесь господствовал Константинопольский патриархат.

 

В самом деле, с 1448 г. митрополия с центром в Москве была фактически самоуправляемой, а в 1589 г. она получила каноническую (законную) автокефалию с патриаршим статусом. Расширение Московского патриархата имело и политическую подоплеку, связанную с расширением пределов Русского государства. Накануне Первого раздела Речи Посполитой православная епархия с центром в Могилёве («Белорусская») была на грани уничтожения, постановление сейма 1768 г. о предоставлении свободы «диссидентам» (христианам-некатоликам) не выполнялось, более того, вызвало противодействие Барской конфедерации и кровавую резню на Украине (колиивщина). Не будь раздела в 1772 г., не известно, осталась ли существовать Православная Церковь в Речи Посполитой. Однако с изменившимися политическими обстоятельствами ситуация изменилась кардинально. C начала XIX до начала XX в. непрерывно шёл процесс восстановления Православия в белорусско-литовских губерниях, было построено или восстановлено много церквей, открыты духовные учебные заведения, возродились братства, книгоиздательство. В XX в. Церковь в восточной Белоруссии, а с 1939 г. и в западной Белоруссии переживала те же перипетии, что и вся Русская Церковь.

Правда, если быть ещё более точным, то белорусские земли были подчинены в церковном отношении Московскому патриархату не в 1772-1795 гг., а вместе с вхождением в его состав всей Киевской митрополии в 1686 г., то есть почти за 100 лет до эпохи разделов Польши.

Однако дело даже не в этом. Русская Церковь получила своё название от названия страны («Русь», «Русская земля»). В греческих актах и сама митрополия с центром в Киеве определялась как «Русская». С образованием нескольких соперничающих политических центров с начала XIV в. предпринимались попытки разделить и митрополию (Галицкая митрополия, Литовская митрополия). Киевские митрополиты перебрались на жительство во Владимир, затем в Москву, не переставая называться «Киевскими». И несмотря на все попытки разделения, единство восстанавливалось. Так продолжалось до заключения Флорентийской унии в 1439 г. (почти все греческие иерархи признали тогда католическое учение и власть папы). В Москве унию не приняли, а в Великом княжестве Литовском на некоторое время ввели. Это и послужило причиной разделения Русской Церкви, которое продолжалось до 1686 г. Если учесть эти обстоятельства, то получится, что из более чем 1000-летнего существования Православной Церкви на белорусских землях только около 250 лет церковное управление здесь было обособленным, поскольку Русская Церковь разделилась на этот период на две части (западную и восточную). Каков итог этого разделения? Итог был очень печальным – Брестская уния и угроза существованию Православия в Речи Посполитой и на белорусских землях.

Авторы видеоролика Белсата отметили на шкале времени образование Литовской митрополии в 1316 г., умышленно подчёркивая, что белорусские земли получили некоторую обособленную форму управления почти на 150 лет раньше, чем митрополия в Москве (1448 г.). Тут обыкновенная уловка. Сколько времени просуществовала Литовская митрополия? Немногим более 10 лет (1316-1329). Последующие попытки литовских князей были направлены не к созданию новой митрополии, а к переносу на территорию Великого княжества Литовского фактического центра существующей Киевской митрополии. Так литовские князья пытались укрепить своё политическое влияние на пространствах всей Русской земли, соперничая в её собирании с Москвой.

Не вдаваясь дальше в разбор устроенного Белсатом шоу, хочется лишь обозначить его очевидную направленность: Московский патриархат навязал свою власть белорусским землям, во главе Белорусского экзархата стоит гражданин России (митрополит Павел), патриарх Кирилл ведёт себя бесцеремонно (запрет священника Александра Шрамко, критиковавшего патриарха в его последний приезд) и т.д. Появление в передаче представителей раскольнической Белорусской автокефальной церкви, пребывающей за границей, должно было ещё больше подчеркнуть предлагаемую перспективу.

Сегодня внешние силы стремятся навязать БПЦ программу своих действий. Олег Трусов, конечно, хотел бы, чтобы Церковь стала локомотивом белорусизации. Это цель организации, в которую он входит. Раскол Православной Церкви в Беларуси, иерархические скандалы вокруг автокефалии создали бы благоприятные условия и для униатской пропаганды католиков. Однако для православных в Беларуси автокефалия – вещь одиозная. Она означает вовлечение Церкви в партийно-политические игры, ослабление церковного организма, междоусобия. Внутри БПЦ у такой идеи поддержки нет. И дело даже не в том, два-три священника желают белорусской автокефалии или их десять, двадцать, тридцать. Сама эта идея настолько скомпрометирована происходящим на Украине, что ожидать роста её популярности в церковной среде в Беларуси не приходится.

Тогда зачем передача Белсата? Зачем это шоу? Чтобы создать иллюзию актуальности вопроса «Когда будет автокефалия?» Такого вопроса нет, вопрос стоит иначе: «Кому нужна белорусская автокефалия и зачем? Какую пользу она принесет развитию церковной жизни в Беларуси?» Самой Церкви она не нужна. И пользы от неё никакой.

священник Алексей Хотеев, fondsk.ru


Комментарии


2019-04-18 14:21:17 Ліцьвін № 1013640
Беларуси не нужна московская ФСБэшная Секта во главе с законником Гуней.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru