Обелиск, которого больше нет

« Назад

Обелиск, которого больше нет 02.02.2018 11:03

Шестьдесят лет назад, в ноябре 1957 года, Вена лишилась уникального монумента, который рассказывал о мужестве советских десантников и моряков и военной истории Имперского моста — самого знаменитого моста австрийской столицы. Теперь о событиях апреля 1945-го напоминает лишь табличка на одной из его опор.

Имперский мост, соединивший старый и новый город, появился в 1872 году. С тех пор он пережил три капитальные переделки, одно обрушение и четыре переименования. Если ехать по Имперскому мосту из Вены, захватывает дух от столичных небоскребов, а на обратном пути нельзя не заметить небольшую церковь Франциска Ассизского с остроконечными башенками, построенную по поводу 50-летия вступления на престол императора Франца-Иосифа.

8874

Деревянный 25-метровый памятник в честь солдат и матросов, освобождавших Вену, должен был простоять максимум полтора года, но конструкция выдержала целых двенадцать лет ©Доктор Х. Пригль/коллекция ИЦ "Память"

С 1945 по 1957 год рядом с мостом располагался гигантский 25-метровый памятник советским солдатам и краснофлотцам, построенный из... дерева. Через полтора года после установки на его месте должен был появиться мраморный монумент, но деревянный предшественник задержался у Имперского моста на целых двенадцать лет, а новый памятник так и не поставили.

"ОБЪЕКТ 56″

В советских военных документах Имперский мост назывался "Объект 56″. В начале апреля 1945 года Гитлер приказал уничтожить главные переправы через Дунай и через городские каналы. И только Имперский мост должен был держаться до последнего. Его планировали взорвать после того, как немецкие части покинут по нему город. "В боях за Вену сложнейшей задачей для нас стал захват Рейхсбрюкке — Имперского моста. Разрушив четыре моста, гитлеровцы цепко держались за этот последний, связывающий берега реки в самом центре города. По нему они перебрасывали резервы, технику. На случай отхода враг заминировал красивейший Имперский мост, национальную гордость австрийцев. Взрыв Рейхсбрюкке сильно затруднил бы наступление войск", — напишет потом в книге воспоминаний "Воплощение замысла" капитан 1-го ранга Аркадий Свердлов, руководивший в апреле 1945 года штабом Дунайской военной флотилии.

8875

Имперский мост 20 сентября 1957 года, за два месяца до сноса обелиска ©Архив Вены/коллекция ИЦ "Память"

Первая попытка взять мост была предпринята советскими войсками 9 апреля 1945 года, но оказалась неудачной. Тогда "командир 2-й бригады речных кораблей капитан 2-го ранга Аржавкин, ознакомившись с обстановкой, предложил захватить мост, высадив одновременно на правый и левый берега Дуная у подступов к мосту десант. Перед десантом ставилась задача удержать мост до подхода наших частей. Этот план был утвержден командующим флотилией", — описывает операцию по захвату переправы ее участник краснофлотец Отар Асланович Чхеидзе, автор легендарной книги "Записки дунайского разведчика". Бой за Имперский мост с ночи 12 до утра 13 апреля стал одним из значимых в Венской наступательной операции. "Объект 56″ был спасен.

8876

Лейтенант Вадим Георгиевич Глазунов был похоронен у одного из военно-полевых госпиталей в Вене. Затем его останки перенесли на Центральное кладбище столицы ©Юлия Эггер

ГЕРОИ-КРАСНОФЛОТЦЫ 
Операция по взятию Имперского моста была исключительно дерзкой, решительной и очень опасной. О ней до сих пор ходит множество легенд. Но фактом остается то, что за разминирование и спасение Имперского моста шесть воинов получили звание Героя Советского Союза. Многим солдатам, офицерам и краснофлотцам были вручены ордена и медали. В числе участников операции по взятию моста в литературе упоминаются и два известных в СССР имени: знаменитый советский ученый-генетик Иосиф Абрамович Рапопорт и актер Георгий Александрович Юматов. Гвардии капитану Рапопорту в апреле 1945-го было 33 года, краснофлотцу Юматову едва исполнилось 19 лет.

8877

Вадим Глазунов. Это последняя фотография, которая осталась у сестры краснофлотца, живущей сейчас в Москве. Фото было сделано во время учебы Вадима в Высшем военном училище имени Фрунзе с 1942 по 1943 год ©Фото предоставлено семьей погибшего

Лейтенант-краснофлотец Вадим Глазунов был представлен к ордену Отечественной войны I степени посмертно. Бронекатер, которым командовал москвич Глазунов, должен был прикрывать огнем десантников, которые высаживались у моста. Командир высадки десанта Семен Клоповский так рассказывал о штурме в своих воспоминаниях: "Морякам победа далась нелегко. Заметив, что после высадки десанта мы уходим, немцы осмелели. Из-за дамбы Кайзермюлле стали выползать танки и самоходки и прямой наводкой бить по бронекатерам. В бронекатер В. Глазунова попал термитно-зажигательный снаряд, и возник пожар на корме. Другой разорвался возле рубки, и Глазунов был смертельно ранен осколками". Глазунов и несколько его товарищей умерли от ран 12 апреля, за сутки до взятия Имперского моста и освобождения Вены. Приказ о награждении краснофлотца вышел только 28 мая 1945 года. В представлении к награде подвиг 23-летнего лейтенанта описывается так: "Огнем своего оружия и пулеметов товарищ Глазунов уничтожил 200 солдат и офицеров, одно орудие, 8 огневых точек, одно самоходное оружие и автомашину. Несмотря на тяжелое ранение, полученное в этом бою, и на то, что катер имел повреждения от снарядов и пожар в машинном и хозотсеках, товарищ Глазунов привел свой катер к нашему берегу"...

8878

Эскиз памятника у моста Красной армии в Вене ©Архив Вены/коллекция ИЦ «Память»

12 июля 1945 года имена героев-десантников и краснофлотцев были присвоены бронекатерам Дунайской флотилии: «…в память о героях-дунайцах погибших в боях командира 4-го Тульчинского ордена Александра Невского дивизиона бронекатеров капитан-лейтенанта Николая Валериановича Савицкого и командира бронекатера БК-3 4-го ТДнБКа лейтенанта Вадима Петровича Глазунова бронекатерам присвоить наименования: БК-243 – «капитан-лейтенант Савицкий», БК-3 – «лейтенант Глазунов».

Лейтенант Глазунов был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.
В 1945 году у Имперского моста, который к первой годовщине взятия Вены стал называться мостом Красной армии, а в октябре 1956-го снова Имперским, установили обелиск. «Доблестным гвардейцам-десантникам и матросам в благодарность за освобождение Вены», – гласила надпись на русском и немецком языках, размещенная на основании памятника. 

8879

Высота деревянной звезды со вставками из красного стекла составляла 3,5 метра ©Архив Вены/коллекция ИЦ "Память"

ТРИ ТАЙНЫ ПАМЯТНИКА У МОСТА

Несмотря на то, что военные и послевоенные архивы открыты, документы российских и австрийских хранилищ пока не позволяют разгадать несколько тайн памятника у моста. Например, до сих пор неизвестно, кто конкретно стал инициатором установки монумента, но зато есть подробности возведения и сноса обелиска.

Заказ на строительство временного памятника венская деревообрабатывающая фирма "Франц Хавличек" получила от старшего советника по строительству администрации города Вены в 1945 году.
Скоро в самом пострадавшем во время боев за город втором районе Вены у Имперского моста появилась полая внутри, но огромная стела, высотой 25 метров. Монумент памяти советских десантников и краснофлотцев венчала пятиконечная звезда высотой 3,5 метра.

И сама колонна, и звезда были выполнены из... дерева и фибролитовых плит.
Фирма установила обелиск, выставила счет за работу и материалы, но при этом поставила странное условие: после разборки памятника древесина должна быть возвращена владельцу. Тот, в свою очередь, обязуется вывезти материал за несколько дней, если бесплатно получит в свое распоряжение грузовой транспорт.

8880

Памятник снесли в ноябре 1957 года ©Коллекция ИЦ "Память"

Вторая тайна заключается в том, что об открытии деревянного обелиска не сообщила ни одна газета Вены: ни коммунистическая, в которой каждый день печаталось много всего, как правило, положительного, часто даже незначительного о Красной армии, красноармейцах и Советском Союзе, ни какая-либо другая. Можно предположить, что послевоенные СМИ увлеклись сообщениями о строительстве главного советского памятника Вены на Шварценбергплац, который был открыт в августе 1945 года. Временный деревянный памятник у моста хотя и был огромным, но не шел ни в какое сравнение с монументальным солдатом в самом центре города.

Обелиск у моста должен был простоять полтора года, а потом планировалось заменить его на мраморный. Но через три года Франц Хавличек напомнит советнику по строительству, что стела со звездой до сих пор стоит. Хозяин фирмы в письме в мэрию пишет, что деревянная конструкция повреждена дождем, снегом и ветром и требует ремонта. В городской администрации делают вывод: при сильном ветре памятник может рухнуть. После короткой переписки обелиск решают укрепить, покрасить и оставить на месте на неопределенный срок.

8881

Фото: Предоставлено автором

Сейчас эта памятная доска располагается на правой опоре Имперского моста, со стороны церкви Франциска Ассизского

Уже через год, в 1949 году, строитель дает заключение: "Памятник простоит еще два года". Следующие шесть лет его чинили, латали, красили, укрепляли, а 13 апреля — в день освобождения Вены — и дни других праздников советской воинской славы к памятнику возлагали венки и цветы.

В 1955 году после подписания государственного договора о восстановлении независимости Австрии армии СССР, США, Великобритании и Франции покинули страну. А деревянный памятник остался. Поскольку обелиск все время с момента установки числился временным, он не попал ни в один из документов, по которым на Австрию возлагалась ответственность за сохранение военных мемориалов армий-союзниц. Со временем он стал часто попадать в газетные хроники: конструкция заметно обветшала, краска облезла. "Русский памятник теряет кожу" — так подписали фотографию монумента в одной из австрийских газет в октябре 1956 года. Но только в ноябре 1957 года обелиск с разрешения посольства СССР в Австрии отправили в утиль. Этот момент был заснят на видеопленку. Сюжет о сносе вышел в телевизионной программе "Еженедельное обозрение", которую видели жители Германии и Австрии. Оказалось, что потерявший вид снаружи деревянный обелиск был еще относительно крепким — его рушили несколько дней. От него не осталось ничего, что можно было бы снова использовать в строительстве.

До сих пор не раскрыта и третья тайна памятника — пока не найдены документы, которые могут объяснить, почему деревянный памятник не был заменен на мраморный, как это планировалось в момент его возведения.

И все же память о героических событиях апреля 1945 года у Имперского моста удалось сохранить. После сноса монумента прямо на мосту установили бронзовую табличку, напоминающую о сражении за Имперский мост.

8882

Имперский мост, с 1946 по 1956 год называвшийся мостом Красной армии, — самый легендарный мост Вены и один из самых красивых ©Архив Вены/коллекция ИЦ "Память"

В 1976 году случилась трагедия: ранним утром 1 августа мост рухнул. Табличку удалось сохранить — ее отправили в музей соседнего района, но после открытия моста не вернули на место. Однако Министерство культуры СССР добилось того, чтобы на мосту был памятный знак в честь советских десантников и матросов, погибших в бою за освобождение Вены.

В начале июня 1982 года на одной из опор, в незаметном для прохожих месте, разместили табличку с надписью на русском и немецком: "Доблестным советским гвардейцам, воздушным десантникам благодарные жители Вены". О ней сейчас мало кто знает, но 13 апреля и 9 мая туда все-таки приносят цветы.

rusmir.media


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru